30 апреля 1964 года КрАЗ дал стране первый металл. Завод строили в сжатые сроки, в сложных условиях. Главной задачей было как можно быстрее наладить производство. Строители КрАЗа и становились в основном первыми металлургами.
Кто приходил на КрАЗ? Разные люди: молодые парни, приезжавшие по комсомольским путевкам, бывшие колхозники, рабочие с других заводов…
Экология? О ней тогда никто не думал. Завод работал на полную мощность, а выбросы уходили в небо почти безо всякой очистки. Ситуация с жильем для рабочих тоже была тяжелой: общежития, тесные комнаты, отсутствие удобств.
Тогда никто даже не предполагал, что через десятилетия КрАЗ будет меняться, станет более экологичным и современным. Было одно – труд, тяжелый, почти без отдыха, но необходимый для страны.
Время перемен
Отладить все на новом заводе получилось далеко не сразу. Производственная дисциплина хромала, а технология находилась в упадке. По воспоминаниям Виктора Тихомирова, начальника производственно-диспетчерского отдела КрАЗа:
– Когда я пришел в 1977 году, была крайне нестабильная обстановка. Как говорили тогда, «завод горит».
Проблем хватало: рабочие часто нарушали дисциплину, уровень зарплат был крайне неравномерным. Но все изменилось с приходом нового директора – Ивана Георгиевича Турушева. Именно он стал тем человеком, который вывел КрАЗ на новый уровень. Он пересмотрел систему оплаты труда, устранив перекосы в зарплатах, и жестко взялся за дисциплину.

Корпус электролиза, 1998 год
Одна из ключевых реформ – запрет специалистам с высшим и средним техническим образованием работать электролизниками или анодчиками. Теперь они должны были становиться мастерами смен, что позволило укрепить управление и навести порядок.
Параллельно с этим завод начал уделять больше внимания не только производству, но и условиям жизни работников. Строились общежития и первые жилые дома для специалистов, что стало настоящим прорывом – ведь раньше у молодежи не было никаких перспектив получить жилье.
– На Ферганской – это Зеленая Роща – были построены две «свечки», девятиэтажки, только для молодых специалистов, – рассказывает Тихомиров.
Эти дома стали первыми многоэтажками в Советском районе Красноярска, который со временем стал самым крупным в городе.
Так завод, который когда-то «горел», постепенно становился крепким и стабильным предприятием. Технология совершенствовалась, дисциплина укреплялась, и, казалось, Красноярский алюминиевый завод уверенно зашагал в будущее.
Время испытаний
В 90-х, когда большая страна распалась, плановая экономика тоже развалилась. Закрывались либо переходили в частную собственность промышленные предприятия, стало лихорадить и Красноярский алюминиевый завод.
Металлург с 40-летним стажем Андрей Богдановский, пришедший работать на завод в 1984 году, вспоминает, что были в 90-х проблемы с сырьем, даже электролизеры приходилось отключать из-за нехватки глинозема:
– Внутреннее потребление алюминия в стране рухнуло, заниматься экспортом каждый отдельно взятый завод не умел. Иногда и у нас случались задержки заработной платы.
Ветераны КрАЗа отмечают, что в те непростые годы случались и сбои электроэнергии, нарушалась технология в электролизе, не хватало воды для литейных отделений. Затаренность металлом была высокой из-за неравномерного выпуска продукции и проблем со сбытом.
Проходная завода порой превращалась в проходной двор: на работу устраивались люди с криминальным прошлым, которые искали на предприятии, чем поживиться. Ветеран-пограничник Валерий Николаевич Васильев вспоминает, что однажды чуть не поплатился жизнью: как ответственный за выдачу зарплаты своей бригаде, отправился в кассу заводоуправления и, возвращаясь в свой корпус с деньгами в портфеле, получил сзади железным прутом по голове. Очнувшись, увидел расстегнутый портфель. Ни денег, ни вора впоследствии не нашли.
Заводу нужна была крепкая рука и защита, и вскоре выход из сложной ситуации был найден.
Новая эра с РУСАЛом
В 2000 году Красноярский алюминиевый завод вошел в состав РУСАЛа, и начался новый этап в его развитии – механизация, автоматизация, экологические улучшения.
Например, все электролизеры завода были оборудованы АПГ. Мастер управления технологией в корпусах электролиза, заслуженный металлург РФ Андрей Богдановский вспоминает, что раньше электролизник ходил за техникой, которая подсыпала в ванны новый глинозем, с лопатой по четыре часа, дыша пылью и газами. Теперь же каждый электролизер запитывается с помощью автоматических систем подачи без просыпей, в герметичном режиме.

Внедрялась и новая техника по обслуживанию анодного и катодного узлов электролизера, в корпусах появились краны-манипуляторы. Производство алюминия становилось более экологичным.
– Мы начали переходить на технологию сухого анода. Плюс по всему заводу внедрялись сухие газоочистки, что тоже привело к уменьшению выбросов, – вспоминает Иван Володин, председатель профсоюза «РУСАЛ Красноярск».
Одним из ключевых стало внедрение технологии «Экологический Содерберг», позволившей значительно снизить воздействие на окружающую среду.
– Я не был на заводе 20 лет, сделано много, перемены большие. Отличные электролизеры получились, – говорит ветеран Виктор Татауров, который отработал на КрАЗе около 30 лет, был начальником конструкторского бюро. – Если бы работал, тоже принимал бы участие в их проектировании.
Ветеран, а ранее электролизник Иван Похабов успел поработать на этих электролизерах, говорит, что некоторые операции смог бы выполнить и сейчас.

Новый корпус электролиза
– В электролизе работать стало легче, в частности, технологической обработкой ванн занимается специальная группа, а раньше это делали мы, электролизники. И это был сложный и трудный процесс, – рассказывает Иван Иванович.
– Сейчас на заводе красота, экология на высоте, работать – одно удовольствие! Пусть нынешние никогда не увидят тех тягот, которые достались строителям и первым металлургам, – вспоминает ветеран Валерий Николаевич.
Один из ключевых проектов КрАЗа сейчас – экоперестройка. В двух новых корпусах, которые возводятся взамен половины старых, будут установлены электролизеры нового поколения РА-550, работающие по технологии предварительно обожженных анодов. Это позволит в целом по заводу снизить выбросы бензапирена на 54 %, а также сократить выбросы фторидов на 43 %. Кроме того, за счет более высокой степени герметизации удастся значительно уменьшить воздействие производства на окружающую среду.
По словам металлурга Виктора Тихомирова, он постоянно отслеживает, как растут корпуса нового КрАЗа.

Вид на завод после окончания экоперестройки
– Сегодняшняя экоперестройка – это лучшее, что я за все свои 48 лет работы в алюминиевой промышленности видел. Это очень хорошая перспектива как для завода, так и для всего города, – говорит Виктор Николаевич.
Фото: пресс-служба «РУСАЛ Красноярск»



