КрАЗ за чистое небо

КрАЗ за чистое небо
Фотографии предоставлены пресс-службой АО "РУСАЛ Красноярск"

На днях онлайн-конференцию для жителей города провел директор департамента по экологии, охране труда и промышленной безопасности РУСАЛа Иван Ребрик. Разговор был посвящен экологическим итогам очередного года работы Красноярского алюминиевого завода и перспективным направлениям, которые помогут промышленному предприятию еще больше снизить эконагрузку.

Благодаря возможностям интерактивного общения все, кому не безразлично состояние окружающей среды Красноярска, смогли принять участие в конференции и задать интересующие вопросы эксперту.

Итоги двух этапов

Напомним, в 2020 году был завершен второй этап программы экологической модернизации КрАЗа. За 15 лет в переоснащение предприятия вложены 395 миллионов долларов. Завод полностью переведен на наилучшую доступную технологию «Экологический Содерберг». Главным экологическим достижением стало снижение суммарных выбросов на 38 процентов.

Иван Ребрик подчеркнул, что РУСАЛ останавливаться на достигнутом не намерен.

К 2025 году в рамках национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистый воздух» завод планирует снижение еще на 10,2 процента. Инвестиции составят 22 млн долларов.

И если на предыдущих этапах модернизации РУСАЛ стремился к тому, чтобы воздействие Красноярского алюминиевого завода на окружающую среду не превышало предела, установленного законодательством, то с реализацией третьего этапа модернизации негативное воздействие предприятия на атмосферу станет существенно ниже нормативной планки.

Снижение продолжится

Что для этого делается и уже сделано? По итогам 2020 года в экологическую модернизацию КрАЗа вложено более 210 миллионов рублей, а общее снижение выбросов превысило 1 000 тонн. Таким образом, несмотря на сложный во всех отношениях год, РУСАЛ сохранил приоритет, связанный со снижением эконагрузки.

Помимо перевода на «Экологический Содерберг», в третий этап модернизации входят внедрение технологии анодной массы со сниженным содержанием полиароматических углеводородов (ПАУ), комплекс операционных мероприятий по сокращению времени разгерметизации электролизера, применению постоянного видеомониторинга, увеличению объема очищаемых газов.

Новые технологии «прицельно» направлены на сокращение бензопирена и фтористых соединений. По бензопирену сокращение должно составить 60–80 процентов.

КрАЗ пристально следит за выбросами. Для этого запущены две инновационные системы – автоматического контроля исходящих газов и видеомониторинга. За счет первой завод следит в режиме онлайн за газами с самих источников, то есть с труб. Сейчас такая система работает на двух трубах завода. До конца этого года автоматический контроль выбросов будет доступен еще на четырех трубах электролиза.

Благодаря системе видеомониторинга ведется контроль за работой электролизеров в корпусах. Она отслеживает появление даже минимальных дымков и дает сигнал о нестандартной ситуации операторам для оперативной корректировки технологических процессов.

Бензопирен и инертный анод

Продолжается разработка технологий, направленных на снижение выбросов бензопирена. Прогресс в этом направлении связан с разработкой нового компонента анодной массы, так называемого экопека. Экопек позволяет уменьшить на 30 процентов образование бензопирена в процессе электролиза. При этом РУСАЛ сознательно идет на увеличение производственных затрат для достижения экологических целей. Ведь цена на экопек на 70 процентов выше, чем на традиционное сырье. Тем не менее поставлена задача полного перехода к 2025 году всех корпусов КрАЗа на анодную массу со сниженным содержанием бензопирена.

Но, подчеркнул Иван Ребрик, для того чтобы решить проблему повышенного содержания бензопирена в атмосфере Красноярска, усилий одного КрАЗа недостаточно. Более того, даже если полностью закрыть предприятие, ситуация в городе не улучшится. Ведь многочисленные исследования, в том числе и независимых экологов, свидетельствуют о том, что наибольшие концентрации опасного углеводорода наблюдаются в тех районах Красноярска, на которые КрАЗ не оказывает никакого влияния, в то время как на территориях, непосредственно граничащих с алюминиевым заводом, концентрации бензопирена в пределах нормы или даже ниже.

Что далее? РУСАЛ связывает дальнейшее перевооружение завода в том числе с переходом на инновационную технологию инертного анода. Эта уникальная технология, разработанная российскими учеными, по сегодняшним оценкам, позволит снизить выбросы КрАЗа до фантастически низкой величины – 2,7 тысячи тонн в год. Более того, впервые в промышленной истории человечества крупнейшее металлургическое производство станет не источником выбросов парниковых газов, а «поставщиком» кислорода в атмосферу Земли.

Решение о внедрении инертного анода будет принято после 2024 года по результатам работы опытного участка. Сейчас в опытном режиме эксплуатируются шесть электролизеров, которые дают ценную информацию.

У представителей общественности вызывает беспокойство то, что переход на инновационную технологию оказался существенно более длительным, чем предполагалось ранее. Однако, как пояснил Иван Ребрик, технология абсолютно новая, и здесь РУСАЛ, равно как и другие мировые производители алюминия, также занимающиеся инертным анодом, движется по совершенно неисследованной территории. На сегодня основной проблемой является получение металла требуемой чистоты. Решить этот вопрос можно лишь путем практической отработки технологических режимов.

Мы рады гостям

В процессе общения была затронута и тема Красноярской технологической долины – инновационного проекта, в котором КрАЗ будет участвовать только как поставщик металла. Суть проекта – появление в Красноярске новых предприятий, выпускающих широкий ассортимент изделий из алюминиевых сплавов, произведенных КрАЗом.

Особое внимание вызвала тема открытости КрАЗа. На самом ли деле красноярцы получают полную информацию о деятельности предприятия? Готово ли предприятие к взаимодействию с общественностью в столь болезненной для большинства жителей теме экологии?

Как подчеркнул Иван Ребрик, несмотря на то что алюминиевый завод является режимным предприятием, уже многие годы он придерживается политики максимальной открытости и прозрачности.

Можно позвонить в пресс-службу и записаться на экскурсию по заводу или на иное открытое мероприятие, которые проводит РУСАЛ: от квестов до участия в программе производственно-экологического контроля. Много интересных проектов для горожан КрАЗ проводит в теплое время года – это вело- и автоночи, творческие лаборатории и мастер-классы.

– Мы готовы радушно принять всех, – подытожил Иван Ребрик.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного