Тема захоронений для Красноярска болезненная. В год в столице края умирает около 10 тысяч человек.
Большая часть кладбищ исчерпала свой ресурс. Бадалык – на очереди. Еще в 2009 году считалось, что через два года его придется закрывать. Но замены пока нет.
При этом практически каждый раз, когда речь заходит о новых местах для захоронений, поднимается вопрос строительства крематория – как решения многих проблем. Сторонники в первую очередь приводят пример соседнего Новосибирска, построившего у себя это сооружение, рассчитанное при максимальной нагрузке на сжигание 16 тел в день.
– Процент кремаций растет. Сегодня это в среднем 8 в день. Но иногда доходит уже до 12. Бывают дни, когда печи работают целый день, – говорит директор МУП «Специальная служба по похоронным делам – Новосибирский крематорий» Ольга Кученева.
Сжигание дешевле?
Сторонники кремации часто говорят о том, что она дешевле, чем традиционное предание тела земле. Между тем результат опроса ритуальных фирм свидетельствует, что это заблуждение.
В Красноярске похоронить близкого с самым скромным набором услуг стоит около 6 тысяч рублей. При этом уазик увезет тело сразу из морга на кладбище. Никакого ритуального зала для прощания, никакого отпевания, никакого заезда домой или во двор. В такую же сумму обещают уложиться и новосибирские фирмы ритуальных услуг. Примерно столько же стоит сегодня самая безыскусная процедура кремации в Новосибирске. Если родственники усопшего хотят соблюсти какие-то ритуалы, цена вырастает до 12–13 тысяч.
– Услуга кремации контролируется государством. Ее стоимость согласовывает администрация города. И туда закладывают стоимость оборудования, здания – амортизацию и затраты на строительство, – поясняет причину высокой стоимости Ольга Кученева.
Земельно-кладбищенский кризис
Так что сэкономить на похоронах, кремировав тело, много не удастся. Но можно сэкономить землю. И это для Красноярска очень актуально.
– Захоронение в колумбарии после кремации значительно экономит землю. Кремация выгодна в этом отношении, – продолжает Ольга Кученева.
– Во всей Европе и у нас тоже существует так называемый земельно-кладбищенский кризис. Когда земли мало, а кладбищ много, и надо искать место для нового. Если в Красноярске такая проблема существует – конечно же, крематорий необходим. Вся Европа уже переходит на кремирование. Потому что и земля дорогая, и содержание могил обходится недешево.
В Красноярске тоже многие предпочитают кремацию, по крайней мере пока молоды и на словах. По результатам нашего мини-опроса в Сети, из 13 ответивших на вопрос: «Нужен ли крематорий городу?» сказали однозначное да 13 человек:
– Хочу, чтобы меня кремировали… Больно смотреть на труп в гробу…
– Очень за. Не приемлю кладбища. Крематорий как-то экологичнее и с природной точки зрения, и с душевной. По ветру пустил или компактную урну куда-то поставил, а не сотни квадратных километров жутких погостов.
Примерно в этом же духе высказывались и другие участники опроса.
Крематория не будет
О том, что городу нужен крематорий, заговорили и власти – еще лет десять назад, когда стало очевидно, что кладбища скоро будут занимать территорию, близкую к площади города. Но разработка проектно-сметной документации (ПСД) на новое красноярское кладбище уже подходит к завершению, а крематорий там не запланирован.
– ПСД на новое кладбище «Восточное» находится в завершающей стадии. Крематорий там не предусмотрен. Новое кладбище будет располагаться на территории Емельяновского района. Ни жителям Солнечного, ни жителям коттеджных поселков оно мешать не будет, – говорит специалист департамента градостроительства администрации Красноярска Оксана Покаместова.
Причин в администрации города называют несколько. Первая и главная – разработать проект кладбища с крематорием во много раз дольше, чем без него. А новый погост необходим срочно. Вторая – крематорий стоит очень дорого.
По разным оценкам, он обойдется не меньше чем в 100 млн рублей.
Такие затраты окупятся нескоро. Если вообще окупятся. Все-таки сжигание останков не в православной традиции. В этом случае забывать о православных корнях большей части населения города не приходится.
– Отношение православия к кремации волнует многих, – согласна Ольга Кученева. – На бытовом уровне считается, что, по Библии, состоится всеобщее воскрешение и умершие восстанут. А как же те, кто погиб в воздухе, в воде, в огне? Поэтому многие верующие говорят, что важно не то, как захоронены останки, а то, как человек жил и выполнял заповеди.
Но в любом случае, пока к этому виду погребения привыкнут, сменится целое поколение. А может быть, и не одно.