Крестьянское хозяйство «Луч» в Ирбейском районе считается одним из успешных. Еще бы! Работает оно с 1992 года. Пережило все сложные времена, нарастило производство, растениеводство животноводством дополнило.
Александр Филиппович Кизельман – настоящий крестьянин. В деревне родился и вырос. После окончания сельхозинститута в Ирбейском районе в совхозе агрономом работал, потом ушел в пастухи – несколько лет гонял коров да быков на пастбища. А во время перестройки несколько человек объединили свои земельные паи вокруг деревни Хомутово и посеяли пшеницу.
– У нас 180 га земли было – мало, – говорит Александр Кизельман. – Копошились, да что толку? Надо было расширяться.
– Не я решал, жизнь за меня решала, – замечает крестьянин.
Переехал он в Ирбейское, купил паи, засеял, параллельно лес заготавливал. А с лесом, говорит, деньги есть, оборот хороший. Все, что в тайге зарабатывал, в сельское хозяйство вкладывал. Гараж купил, сельхозтехнику.
Обновить парк машин Кизельману помогло государство. Половину суммы, выплаченной за новые тракторы и комбайны, крестьянину бюджет компенсировал. Жить можно!
– Я все время зерновыми занимался, а пять лет назад решил молочное животноводство развивать, – поясняет руководитель «Луча». – В Бражном Канского района взял 60 голов породистых коров – красно-пестрых. Остальных у людей покупал, сам выращивал.
Сейчас у Кизельмана более четырех тысяч га пашни, стадо более 300 голов. За сутки тысячу тонн молока надаивают.
Фермы в двух деревнях – Юдино и Нагорной. Коровники полностью реконструированы и автоматизированы. Тут тебе и навозоудаление, и поение, и подача кормов. Через все помещение молокопровод тянется. Прямо от коровы продукт в охладитель поступает. А уже оттуда его машина забирает и увозит на переработку в соседний населенный пункт.
Крестьяне в Ирбейском районе крепкие, зажиточные. Не только о своей выгоде пекутся, но и о родной деревне не забывают. Вот и Кизельман сам трудится и односельчан работой обеспечивает. В сезон у него до 25 человек пашут, сеют, косят. Доярки – на постоянной основе. Коллектив у Кизельмана интернациональный. Например, дояр Юрий Гайденко из Украины в Сибирь приехал. Несколько лет назад, когда начали бомбить Луганск, в Красноярский край, в том числе и в Ирбейский район, пошла волна беженцев. Многие прижились, остались. Работают.