Меню Поиск
USD: 75.03 -0.16
EUR: 88.95+0.32
№ 31 / 1209

Круиз в самоизоляции

Есть ли у туроператоров средства на массовый возврат денег туристам?

Забронированные россиянами весенние и летние поездки на курорты отложены из-за COVID-19. Большинство туроператоров предлагают перенос путешествий на поздние сроки. Специалисты считают: из-за сложного положения в отрасли и неопределенности получить свои деньги обратно смогут не все и не сразу. Впрочем, пока туристы не настаивают на возвратах – все надеются на лучшее. 

Под ударом 

Падение продаж путевок достигло ста процентов. По данным Ростуризма, компании недополучат только в первом полугодии до полутора триллионов рублей. Под угрозой увольнения или отправки в отпуск без содержания находятся более 1,6 миллиона работников отрасли. В Ассоциации туроператоров России со ссылкой на данные сервиса Tutu.ru сообщили, что трафик в авиаперевозках упал на 90 %, по автобусным перевозкам – 85 %, по железнодорожному транспорту – 80 %.

Впрочем, пока ни один из крупных российских туроператоров не заявил о прекращении деятельности, массовых требований туристов вернуть средства также нет. Клиенты ждут, что будет дальше, туроператоры и агентства стараются перенести или «отложить на депозит» путевки.

В то же время ни власти, ни медики не дают четких прогнозов, когда откроются границы, а поездки возобновятся. Сегодня очевидно: весенние оптимистичные заявления об урегулировании ситуации к летнему сезону не оправдались. Не факт, что все исправится к осени. По оценкам специалистов Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, сейчас бизнес нуждается в поддержке. Однако сколько средств нужно вкачать в отрасль для поддержки и как долго продлятся реанимационные мероприятия?

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе отмечает, что наиболее приемлемый сценарий для отрасли – позволить компаниям официально отложить свои обязательства до 2022 года. По ее словам, такие условия сыграют на руку самим туристам, так как массовые требования о возврате приведут к закрытию компаний – клиент потеряет и деньги, и возможность отдохнуть. 

Каждый за себя? 

Накануне Ростуризм разъяснил, что туроператоры могут использовать средства Фонда персональной ответственности (ФПО) для выплат туристам за несостоявшиеся поездки. Претендовать на возврат через фонд могут лишь те, кто планировал путешествия в страны из составленного ведомством списка – перечень включает 102 государства и опубликован на russiatourism.ru. Кроме того, сама компания должна самостоятельно принять решение об обращении в ФПО. Подать заявку она должна до 6 мая и за шесть месяцев собрать сведения обо всех туристах, которые настаивают на возврате средств. После этого в течение двух месяцев клиент получит свои деньги обратно. В общей сложности несостоявшийся путешественник должен будет прождать минимум восемь месяцев. Сам клиент также должен составить требование и направить его заказчику. Формы документов для получения средств размещены на сайте tourpom.ru в разделе «Туристам».

Но за счет фонда расплатиться со всеми не удастся. Дело в том, что у каждого туроператора есть свой лимит – резерв накапливается в размере процента от общей стоимости туристического продукта за предыдущий год. Учитывая, что сам ФПО начал формироваться всего три года назад, его объемов может хватить лишь на возврат средств не более чем 30 % туристов, которые покупали путевки у крупных компаний.

Впрочем, некоторые туроператоры уже сделали заявления через федеральную прессу о том, что собираются исполнять обязательства исключительно за счет собственных средств. 

Что делать клиентам? 

У путешественника несколько вариантов. В первую очередь стоит пойти в компанию и спросить, какое решение проблемы предлагает она. Роспотребнадзор, кстати, рекомендует как раз «рассматривать встречное предложение исполнителя услуг и по возможности стараться урегулировать спор в досудебном порядке». В большинстве случаев компании предлагают перенос туров или заморозку. Пока примерно 70 % туристов соглашаются на предлагаемые варианты.

Кроме того, можно составить досудебную претензию на возврат средств. В случае если сумма не удовлетворит клиента, можно подавать иск. Вот только ни решения суда, ни сроки рассмотрения дела предугадать сегодня невозможно. Ситуация действительно форс-мажорная.

В Роспотребнадзоре поясняют – если государство не входит в список не рекомендованных к посещению Ростуризмом, договор расторгается «в связи с существенным изменением обстоятельств». При этом в ведомстве отметили: слишком большое количество исков может привести к череде банкротств компаний, а в итоге просто «убьет» отрасль. 

Представитель юридического агентства «Антикризисный центр» Дмитрий Провоторов советует предъявлять претензию по несостоявшейся поездке как агентству, так и туроператору и привлекать их к солидарной ответственности. В большинстве случаев агентство – это небольшая компания, не имеющая ресурсов, а оператор – крупная компания. Так что такая «коллективная» претензия увеличит шансы получить свои кровные обратно.
– Во-первых, у оператора больше средств, во-вторых, он может претендовать на использование средств Фонда персональной ответственности, имеет более широкий доступ к инструментам поддержки государства. Ждать, когда возобновятся поездки или компания вдруг решит вам выплатить компенсацию, не стоит. Мы советуем писать претензию сейчас, если вы хотите попасть в первую волну возвратов. Не секрет, что ресурс компаний ограничен и выплатить всем и сразу даже при поддержке государства у них не получится. Уверен: в большинстве случаев туроператоры пойдут на досудебное соглашение, пытаясь избежать издержек.
В Красноярске уже есть примеры, когда компании соглашались уладить споры без суда.

Полезные ссылки

Список стран, за несостоявшиеся поездки в которые можно получить средства на возврат денег туристам, а также правила обращения в ФПО – на russiatourism.ru в разделе «О порядке использования средств фондов персональной ответственности туроператоров для выплат туристам». 

Памятка туристу и его действиях в случае несостоявшейся поездки также есть на сайте www.rospotrebnadzor.ru в разделе «О защите прав потребителей в условиях распространения нового коронавируса COVID-19». 

Алгоритм действий туриста, оказавшегося за рубежом в период эпидемии или решившего вернуть путевку, подробно описан на сайте tourpom.ru в разделе «Туристам».

№ 31 / 1209

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео