Крупные предприятия предпочитают выращивать кадры Готовить квалифицированных сотрудников для предприятия нужно со школы.

Крупные предприятия предпочитают выращивать кадры Готовить квалифицированных сотрудников для предприятия нужно со школы.

В этом уверено большинство современных работодателей. Крупные производственные и ресурсодобывающие компании открывают свои классы при школах, оплачивают обучение успешным выпускникам, устраивают студентов на практику и делают все, чтобы лучшие специалисты-инженеры работали именно у них.


Курс на «бронирование» специалистов полностью был подтвержден на первой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной вопросам профессиональной ориентации молодежи в регионе. Участие в конференции приняли представители Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Бурятии, Тывы и Хакасии. Как говорят организаторы, агентство труда и занятости населения и краевой центр профориентации, это первое мероприятие такого масштаба в Красноярском крае.

Проблема не нова. Несмотря на постоянные призывы не выбирать псевдопрестижные профессии гуманитарных специальностей, таких как юристы или экономисты, поток абитуриентов на такое обучение не уменьшается. Устроиться по ним практически невозможно – рынок перенасыщен. Вместе с тем дефицит кадров инженерно-технических специальностей не уменьшается. Работодатели бьют тревогу: производство расширяется, новое оборудование приходит, а работать на нем уже сейчас некому.

Чтобы решить проблему, крупные компании стали работать со студентами. Будущим специалистам предлагалась оплачиваемая практика и, при условии успешного ее прохождения, последующее трудоустройство. Однако сейчас все больше компаний начинают работать со старшеклассниками. С таким подходом согласны психологи.

– Установка и ориентир на будущую профессию начинается именно со школы. Дети мало представляют себе, что их ждет при выборе той или иной профессии, и чаще ориентируются на средства массовой информации, что совершенно неправильно, – считает доктор психологических наук Борис Хасан. – Выходом могла бы стать профилизация, но не в том понимании, в котором она есть в школах сейчас. Нужно заставить ребенка сделать выбор, но так, чтобы он четко представлял себе, зачем и почему он выбирает именно это и отказывается от чего-то другого. Понимать, чем такой отказ грозит ему не здесь и сейчас, а в отдаленном будущем.

Определив общее направление, не менее важно определить и то, где будет учиться школьник. Выбор учебного заведения – еще одно важное стратегическое решение. Статистика показывает, что большая часть студентов действительно определяется с выбором будущей специальности только к концу второго года обучения. И часто это не та специальность, на которой они обучаются.

Получать второе образование толкает не только невостребованность на рынке, но и нежелание работать по выбранной профессии.
– Выпускники не работают по специальности не потому, что она плохая, а потому, что меняются оценка, приоритеты. Они приходят работать и понимают, что это совсем не то, чего они хотели и ожидали, – говорит директор Института экономики, управления и природопользования СФУ Евгения Бухарова. – Наша система просто вынуждает принимать это решение.

Возникает резонный вопрос: как поступать в этом случае? Переучивать по новой? Выходом для нас могла бы стать европейская многоступенчатая система высшего образования, где в вузах гордятся тем, что не учат профессии, а дают только общее образование. Профессию студент получает на этой базе, но в рамках специалитета через два года, когда полностью определится.

Пока в России этого, к сожалению, нет. Как следствие – профессиональный уровень выпускников часто очень низкий, что, естественно, работодателей не устраивает. Привлечение иностранной рабочей силы дорого, неудобно и ограничено, но иногда другого выхода нет. Поэтому заботиться о подготовке кадров компании начинают заранее.

– Для того чтобы подготавливать специалистов, мы открыли специальные энергетические классы по всей России. В Красноярском крае – в городе Шарыпово, – говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Э.ОН Россия» Андрей Бузов. – Дети учатся, лучшим мы оплачиваем учебу в университете по профильной специальности, стипендию. Мы готовы брать их на практику, помогать во всем, потому что грамотных, молодых и амбициозных специалистов сейчас мало.

Заместитель губернатора – заместитель председателя правительства края Андрей Гнездилов считает, что это абсолютно правильно.

– Линейка трудовой ориентации должна закладываться со школьной скамьи. Могу привести пример Ванкорнефти, которая организует специальные классы. 90 % школьников из них поступает в Институт нефти и газа, а потом легко устраивается на предприятия. По сути, предприятия предоставляют возможность гарантированного трудоустройства. По-моему, это замечательно.

Комментарии

Андрей ГНЕЗДИЛОВ, заместитель губернатора – заместитель председателя правительства Красноярского края

– Наша цель сейчас – обеспечить инновационное развитие региона. Такой тип позволит краю устоять при любых мировых колебаниях. Поэтому основной акцент мы ставим на развитие кадрового потенциала инженерно-технических специальностей. Мы должны создать условия, чтобы для молодежи было интересно и важно выбирать такие профессии.
Взаимодействуем мы и с предприятиями. Прекрасно понимая, что нужны специалисты среднетехнического профиля, мы можем влиять на подготовку соответствующих программ, закупку оборудования, чтобы обеспечивать подготовку сотрудников под конкретную работу. В крае действует ряд законов, которые предусматривают компенсации работодателям, принимающим на работу или практику молодых специалистов.
Помимо этого мы серьезно ограничили квоту на иностранцев. Как следствие – в этом году имеем самый низкий уровень безработицы в крае за последние 17 лет. Сейчас край продолжает прорабатывать расширение полномочий – в области формирования и создания рынка труда. Все эти меры позволят создать сбалансированную кадровую политику.

Виктор НОВИКОВ, руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края

– Экономика края постоянно испытывает потребность в квалифицированных кадрах. По оценкам статистики, к 2017 году кадровая потребность может составить до 50 тысяч человек. При высокой потребности в рабочих наблюдается нехватка выпускников начального профобразования и перепроизводство кадров высшей школы. Существенной проблемой также является недостаточный уровень подготовки выпускников для рынка труда. У части из них слабо развита способность к самообучению, завышенная амбициозность и неадекватность уровня притязаний. Молодые люди не готовы к труду, к соблюдению рабочего графика и ориентированы на офисный характер труда. Кроме того, мы наблюдаем очень низкую трудовую мобильность – молодежь не готова работать там, где есть реальная потребность в кадрах, ориентирована только на крупные города.

Евгения БУХАРОВА, кандидат экономических наук, директор Института экономики, управления, и природопользования СФУ

– Кризис 2009 года показал, что внешняя среда меняется очень быстро. И высшее образование должно это учитывать. Оно должно создать такую платформу, когда нужно не догонять эти изменения, а эти прогнозировать их и работать на опережение.
Надо учитывать, что наша система образования испытывает давление не только на локальных, но и на глобальных рынках: если наши выпускники будут неконкурентоспособны, то на их место привезут других.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

«Северный фольклор – это страшная сказка на ночь»
Евгения и Юлию Поротовых долгане считают своими художниками. Прошлым летом они задумали путешествие на малую родину Евгения – в поселок
18 мая 2022
Будь готов! Всегда готов!
Сто лет назад, 19 мая 1922 года, решением II Всероссийской конференции РКСМ была образована Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина – массовое детское
Деликатесы высоких широт
Как-то случилось побывать на Камчатке, в очень приличном отеле, где обещали кормить деликатесами, и воображение сразу нарисовало красную рыбу в