Обращаясь к своим коллегам, председатель комитета Виктор Зубарев объяснил, что он осознанно свел два доклада на одной дискуссионной площадке. По его мнению, деятельность этих министерств взаимосвязана и существенно влияет на развитие экономики края.
Министр инвестиций и инноваций концептуально изложил принципы работы своего ведомства. Они сконструированы по трем направлениям: развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, отдельное направление – инновационные проекты и третье – крупные инвестиционные проекты.
Касаясь развития малого и среднего бизнеса, Андрей Вольф вынужден был признать, что сегодня в крае от малого и среднего бизнеса налоговые сборы составляют только 3,5 %, хотя по России этот показатель превышает 5 %. Такая разница говорит сама за себя. В формате малого и среднего бизнеса на территории края работают около 4 тысяч предприятий, и только 2 % из них пользуются поддержкой со стороны краевых целевых программ, хотя в планах следует довести эту цифру до 6 %.
Что касается инновационной деятельности, в прошлом году принят, в частности, краевой закон, в котором четко обозначены налоговые льготы для инновационных предприятий. Необходимо создавать условия для этого рода деятельности. Создаются бизнес-инкубаторы, работа в этом направлении ведется постоянно, растет количество заявок и т. д. Что касается крупных инвестпроектов, то сегодня по аналогии с советом при губернаторе по вопросам малого и среднего бизнеса создается совет опять же при губернаторе, но уже по привлечению в край крупных инвестиций. В данный момент идет формирование для крупных инвесторов принципа одного окна, что позволит упростить для них процедуру вхождения на местный рынок.
В завершение Андрей Вольф объяснил, что не ставил перед собой цель детально, с цифрами в руках представить работу министерства, но целостная картина тем не менее складывается, тактика и стратегия уже определены.
Безопасность и льготы
Депутаты поблагодарили Андрея Вольфа и предоставили слово министру строительства и архитектуры Владимиру Цапалину. Докладывал он примерно по той же схеме: определил основные направления, кратко их характеризуя. По его словам, необходимо создавать на всех уровнях – правовых, административных, финансовых – благоприятные условия для градостроительной индустрии. Необходимо также территориальное планирование, развитие инженерной инфраструктуры земельных участков под застройки и так далее. По-прежнему важны вопросы переселения граждан по программе с Севера на Юг. Проблемными остаются вопросы, связанные с ветхим и аварийным жильем. Сегодня, по словам министра, в крае 100 тысяч квадратных метров ветхого жилья и 50 тысяч аварийного. Вызвано это спецификой края и его быстрым освоением. Приезжавших на стройки людей надо было где-то расселять, и быстро, поэтому строили жилье барачного и ускоренного типа. На вопрос депутата Анатолия Матюшенко, сколько, на взгляд министра, понадобится лет, чтобы расселить людей из ветхого и аварийного жилья, Владимир Цапалин сказал, что не менее 10 лет. Анатолий Матюшенко подытожил: «А за эти 10 лет появится опять и ветхое, и аварийное жилье…»
В процессе обсуждения доклада депутат обозначил еще одну проблему в строительной индустрии. Анатолий Матюшенко рассказал депутатам, что, работая еще в городской администрации, он и его коллеги столкнулись с проблемой, которую очень трудно решить. Расселяя 42 дома в поселке Водников, они не всегда могли предоставить людям соразмерные квартиры. В ветхих и аварийных домах, как правило, квадратура жилья отличается от последних принятых стандартов. Депутат спросил у министра, рассматривается ли в его ведомстве строительство малогабаритных домов, своеобразных «хрущевок», но современного образца, которые помогли бы решить проблему доступного жилья.
«Мы, когда сносим, – сказал Анатолий Матюшенко, – решаем вопросы безопасности, но никак не социальные».
Коснулись депутаты и темы льготного жилья для молодых семей. Как неудовлетворительный пример прозвучало то, что в прошлом году практически в миллионном Красноярске льготное жилье получили только 48 молодых семей. В связи с этим Анатолий Матюшенко порекомендовал своим коллегам, чтобы в протокол заседания комитета было занесено пожелание для министерства строительства и архитектуры изучить опыт Кемеровской области в сфере переселения из ветхого жилья и предоставления квартир молодым семьям. Затронута была и тема строительных стандартов, связанных с участившимися землетрясениями. Владимир Цапалин ответил, что существующие нормативы рассчитаны на землетрясения силой до 6 балов, а для южных районов – до 7. Последние толчки в крае были силой 3,8 балла. По словам министра, причин для изменения существующих норм он не видит.
В целом депутаты были удовлетворены представленными отчетами. Как заметил председатель комитета Виктор Зубарев, они станут полезным подспорьем в дальнейшей работе комитета и профильных министерств.
Чтобы понять принцип формирования цен, на очередное заседание комитета был приглашен министр транспорта края Захар Титов. Депутатов проинформировали, что методика расчетов утверждена Федеральной службой по тарифам, а нормативы – постановлением Правительства РФ. Уровень рентабельности операторов определен 5 %. Тем не менее следует учитывать, что тарифы заложены предельные и минимальные, созданы своеобразные ценовые «ножницы», которые позволят операторам вносить коррективы в получение собственной прибыли в зависимости от платежеспособности населения.
«Мы проведем соответствующие консультации с профильными организациями, – сказал Захар Титов, – определимся с информационным обеспечением населения по данной теме. Сегодня на северных территориях цена будет 1 084 рубля. До кризиса стоимость тарифа составляла 962 рубля, то есть рост тарифов все-таки незначительный».