Крылатая неотложка

Развитию краевой санавиации поможет федеральный проект

Крылатая неотложка Развитию краевой санавиации поможет федеральный проект

Наш край – это свыше 2 млн кв. км площади и около 3 млн человек. Большинство живет в городах, но часть населения – в такой местности, которую принято называть труднодоступной. Чтобы эти люди не оставались без высококлассной медицинской помощи, уже 78 лет по всей нашей огромной территории летают крылатые скорые.

Трудяги и малютки

СанАвиация_3.jpgНа посадочной площадке «Аэрогео» ветрено: под жарким солнцем стоят Ми-8 и еврокоптеры, чуть подальше готовится к полету легкий самолет «Сессна». На нем через несколько минут в Мотыгино вылетит бригада санавиации – забрать пострадавшего в ДТП 15-летнего парня.

Руководит санитарной авиацией края Константин Барышников. Он летает с 2002 года, а возглавляет отделение с 2005-го. С такой работой для него не существует понятия «личное время». Например, недавно Константину Александровичу пришлось сбежать с выпускного дочери: прошел ураган в Плахино, санавиацией эвакуировали трех пострадавших, в том числе 10-летнюю девочку с тяжелейшей черепно-мозговой травмой. Так что у Барышникова не осталось даже совместной фотографии с важного для его семьи события. Но родные не в обиде: уже привыкли.

Красноярское отделение санавиации покрывает территорию от Северо-Енисейского района до Тувы, с северными территориями справляются восемь филиалов. Техника в авиапарке разная. А начинали 78 лет назад с крохотного самолетика По-2, в котором места для больного не было, и если нужно было перевезти пострадавшего в краевой центр, его укладывали в специальную гондолу под крылом.

– На «Робинсоне» любят летать педиатры, в нем комфортно разместится врач с маленьким ребенком, – Константин Барышников показывает в сторону стоящего на полосе небольшого вертолета Robinson R44, который работник аэропорта транспортирует в ангар буквально одной левой – мышечной силы достаточно, чтобы перемещать эту машину с места на место. – Эти вертолеты летают на сравнительно небольшие расстояния. Ну а основные наши трудяжки – Ми-8.

Их несколько, вертолеты стоят на взлетном поле, готовые ко взлету. Ми-8 летают на дальние расстояния, что так важно для нашего края. По федеральному проекту «Развитие санитарной авиации» они должны быть оборудованы реанимационными блоками. Кроме нашего региона в проект вошли еще 32 субъекта, в основном Дальнего Востока и Сибири.

Сейчас все необходимое для работы приходится монтировать в кабину перед вылетом. Это не только специальное медицинское оборудование, но и вакуумные матрасы, на которые положат пациента, специальные ковшовые носилки: они позволяют перекладывать больного, не меняя положения тела. А для тех, кого перевозит санавиация – самых тяжелых, с множественными травмами, – это жизненно важно.

Единственный шанс

СанАвиация_2.jpgВ год санавиация совершает около двух тысяч вылетов, обслуживая более четырех тысяч пациентов. Просто иногда получается, что прилетают за одним, а отвозить приходится нескольких – особенно типична эта картина для удаленных северных территорий. Случаются и катастрофы, после которых пострадавших приходится возить партиями: ДТП под Козулькой, страшные хакасские пожары, после которых больные попали в ожоговое отделение краевой. Сегодняшний рейс не такой сложный: из Мотыгино нужно доставить 15-летнего подростка, который ночью уже был прооперирован. Бригада – анестезиолог-реаниматолог Евгений Прикацин и фельдшер Михаил Колмаков – грузит в «Сессну» необходимое оборудование. Они оба пришли в санавиацию со скорой. Обоим нравится.

– Нет холостых вызовов, как на скорой, – между делом бросает Михаил. – Каждый случай – сложный. Каждый раз мы жизненно необходимы.

Из рации командира воздушного судна Михаила Ботина слышно, что на полосе в мотыгинском аэропорту ведутся работы. Летает Михаил с 1980-го – сначала в гражданской авиации, а с 2011-го после небольшого перерыва – в санавиации.

«Сессна» мягко взлетает – и вот за иллюминатором видны дачные поселки, а потом лес, лес, лес до самого горизонта. Лететь до Мотыгино всего час, а по земле добираться – в разы дольше. И многие пациенты этот наземный путь просто не переживут. После мягкой посадки медбригада на скорой уезжает в ЦРБ, а командир и пилот отдыхают.

– У нас же здесь как в армии – боевая готовность, – улыбается Михаил Ботин. – Никогда не знаем, куда полетим в свое дежурство.

Михаил не говорит главного – погодные условия тоже могут быть самыми разными. Бывает, иногда приходится прорываться сквозь грозы и ураганы.

Буквально через 40 минут на взлетном поле показывается машина скорой – привезли пациента. Худенький рослый подросток – коротко стриженный затылок, загар, через который пробивается нездоровая бледность. Рука в гипсе, сам укутан в специальный «спальник», провода…

– Тяжелая травма живота, – поясняет Евгений Александрович. – Разрыв желудка, поджелудочной железы… Для таких пациентов первые несколько дней – критические, поэтому лучше, чтобы он был в краевом центре под нашим надзором.

Да и оставлять тяжелого пациента в Мотыгинской ЦРБ, в которой только одна реанимационная койка, рискованно – вдруг будет такой же сложный случай.

«Все хорошо»

Парня прооперировали ночью, чувствуется, что он еще не полностью отошел от наркоза.

– Три тысячи, – дежурно бросает реплику фельдшер. Командир все понимает: самолет пойдет на высоте не выше трех тысяч метров, чтобы у больного не началось кислородное голодание и не было больших перепадов давления.

Взлетаем – и писк кардиомонитора перекрывает размеренный шум мотора. В полете отслеживают самые важные жизненные показатели: давление, пульс и насыщение кислородом крови. Мальчишка просит пить, фельдшер смачивает губы водой и буднично объясняет, что пить пока нельзя, надо немного потерпеть. Тот спрашивает что-то еще, но тихий вопрос теряется в гуле.

– Да все хорошо. Все хорошо будет! – уверяет парня Михаил Колмаков. – Видишь – ты же живой. Сейчас тихонечко сядем и отвезем тебя в больницу. Не болит сильнее? Ну и молодец!

«Сессна» деликатно приземляется на площадку «Аэрогео», теперь предстоит последний бросок – до краевой, там решат, куда именно определить этого пациента. Для больного дорога от аэропорта до клиники часто становится самым большим испытанием – на ухабах трясет, пробки. В санавиации ждут строительства еще одной вертолетной посадочной площадки – на Николаевской сопке. Сейчас у службы только одна – на острове Татышев, а оттуда очень сложно доставлять больных в Центр охраны материнства и детства и в БСМП.

В какой-то момент водитель включает сирену и проблесковый маячок – машины перестраиваются, до краевой мы добираемся достаточно быстро. На пороге приемного отделения фельдшер оборачивается и машет нам рукой. Двери за ним закрываются. Был ли этот полет последним за это дежурство? Вполне возможно, что нет. Но все, кто попал в санавиацию, меняют место работы очень редко.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня