Крымский мост сломал образ России

Крымский мост сломал образ России
Фото: www.kremlin.ru

15 мая 2018 года состоялось торжественное открытие Крымского моста. Первым по нему проехал КамАЗ, которым управлял Владимир Путин. Через семь месяцев здесь пойдут поезда и мост заработает в полную силу. Очередная, пусть и не круглая, годовщина этого события – повод напомнить о том, что смысловая значимость некоторых сооружений равна или превышает их инженерное величие.

Вся история создания Крымского моста, 19-километрового, крупнейшего в Европе, – это, по сути, история перемены образа России – внутреннего и внешнего. Особенно тяжелой она оказалась для неверующих в нас и ненавидящих нас. С момента постановки задачи (март 2014 г.) до открытия движения они пережили все предынфарктные стадии – от глумливого веселья до шока, отрицания и красноглазой злобы.

Напомню, в самом начале все более-менее заметные говорящие головы на Украине и на Западе и многие из будущих наших иноагентов разом стали геологами и затянули единым хором победную песнь о том, что построить мост между Керченским и Таманским полуостровами нельзя, потому что невозможно, там сложнейший рельеф дна и какие-то плиты где-то не сходятся. Или сходятся – неважно… Немцы во время войны попытались и поняли это сразу, так что нечего после них и рыпаться.

Когда появились первые опоры, злобно-торжествующая тональность не изменилась. Вот образец от одного тогдашнего укроначальника: «Не будет там никакого моста. Россияне будут эти сваи забивать еще не одно десятилетие. Был только один человек, который подготовил план и имел реальные, достоверные механизмы строительства там моста, – это министр строительства нацистской Германии Альберт Шпеер. Хотите, возьмите в архивах эти документы. Сегодня все знают, что на стыке этих двух плит невозможно строить мост, потому что они движутся все время. А мы живем этой сказкой. Ответ прост, и он лежит на поверхности. Почему мост не построили? Потому что его невозможно там построить!»

Когда опор стало заметно больше, в пении появились едва заметные тревожные нотки, но и утешительный мотив – все равно это смоет первым же серьезным штормом или ледоходом. Смотрим и улыбаемся.

Когда мост приобрел первые зримые очертания, стало очевидным, что в песне надо что-то менять, – и понеслось про вбухивание миллиардов в заведомо гиблый проект, чудовищное воровство на строительстве, и вообще работают там одни китайцы.

Когда объект оформился вполне и был близок к завершению, ударил шок. Да, еще оставалась надежда на шторм, ледоход, на то, что скверно построенное (а «иначе русские не умеют») само обвалится… Но надежды обманывали одна за другой. В атмосфере плохо скрываемой паники зародился новый мотив – глухое отрицание: все это химера, сработанная на «Мосфильме», на самом деле ничего нет, вообще ничего! После открытия моста отрицание начало переходить в ненавидящее принятие – построили, ну и ляд с ними; эта штука не являет собой ровным счетом ничего особенного, любая «правильная» страна такой бы построила в два счета, да ей этого не надо, а вообще «русским спасибо за хорошую цель для ракет»…

Все эти четыре года неверующие и ненавидящие понимали, что на самом деле происходит. Продвигаясь через два моря, сей невозможный мост ломал лелеемый ими образ России – страны отсталой до дикости, вороватой, вечно пьяной, жестокой, ни на что не способной. Страны, от которой надо только бежать на закат, что и было сделано в четырнадцатом году.

За время спецоперации мост дважды подвергался террористическим атакам (не считая множества попыток), в честь которых противник выпускал почтовые марки, значки и принимал поздравления хозяев, что свидетельствует еще об одной перемене в тамошнем сознании: уничтожение уникального инженерного сооружения для «них» намного большая ценность, чем его создание. «Россия не оправдала ожиданий, так пусть провалится со своим мостом».

Но была и другая перемена – внешне не такая заметная, но основательная, прочная, как мостовые опоры. На фоне нарастающей тревожности от перемен, которые, как всегда, наступали с Запада, страна берется за проект действительно почти нереальный – думали над ним еще в начале ХХ века, но слишком много было вводных, а временный Керченский железнодорожный мост (4,5 км), построенный вскоре после освобождения полуострова, был разрушен азовскими льдами в феврале сорок пятого… Берется и доводит его до конца – в рекордный срок, без воплей, авралов, в стиле «спокойно жжем танки». И когда проехал по нему КамАЗ, в оранжевой кабине которого за рулем сидел спокойный человек, тревоги вытеснила уверенность: если такое у нас получилось – значит, получится все. С этим пониманием страна вошла во времена куда более суровые, путь ее хоть и опасный, но прямой и понятный, как сам мост. Надобность что-то такое сочинять, выворачивая наизнанку и мозг, и смысл, осталась исключительно на враждебной стороне. Мы – строим, они – сочиняют.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности