Кто будет учить наших детей? Финансирование Красноярского педагогического университета сокращается

Кто будет учить наших детей? Финансирование Красноярского педагогического университета сокращается

Может показаться, что на фоне других вузов Красноярский педуниверситет занимает в передовой научно-исследовательской среде края скромное место – «всего лишь» отвечает за качество среднего образования в регионе. Ему точно не уделяется столько внимания, сколько, например, Сибирскому федеральному. Финансирование урезается, количество ставок преподавателей сокращается.

При этом в самом вузе не склонны драматизировать ситуацию. Здесь говорят: все не так уж плохо.

Высокий балл

Несмотря на уменьшение финансирования, здесь появляются новые направления, востребованные обществом (например, инклюзивное обучение). Продвигается идея дистанционного обучения, особенно актуального для нашего края с нехваткой учителей в малых сельских школах. Продолжается реализация программы стратегического развития. Оплачивается она за счет собственных внебюджетных средств, поскольку Министерство образования РФ не выделяет денег.

При этом последние два года вуз был без ректора. Исполнял обязанности Валерий Ковалевский (в университете он прошел путь от старшего преподавателя до проректора по науке). Лишь в декабре прошлого года его официально утвердили в этой должности.

Одно из первых публичных заявлений нового ректора касалось планов сокращения преподавателей и административных работников. Причина – в так называемом подушевом финансировании вуза (на каждого преподавателя приходится определенное количество студентов). В прошлом году этот показатель равнялся 10,7. В 2016 году – 11,1. К следующему году ожидается увеличение коэффициента до 12. Сейчас количество учащихся сократилось более чем на 200 человек, из-за этого университет потеряет около 20 млн рублей.

Ковалевский– Уменьшения числа ставок можно избежать, если удастся провести дополнительный набор студентов на внебюджетной основе, – поясняет Валерий Ковалевский. – Сразу оговорюсь – увеличение количества не будет происходить в ущерб качеству подготовки абитуриентов.

Он уверяет: представление о том, что в педуниверситет подают документы от безысходности и только те, кто не смог поступить в более престижные вузы, устарело. Проходной балл – один из самых высоких в крае, и оказаться на студенческой скамье университета непросто.

– Конечно, для абитуриентов-внебюджетников балл меньше, чем для тех, кто поступает на бюджетной основе, однако в совокупности он не должен быть ниже 60, – продолжает ректор. – Вопреки стереотипу, к нам идут одни из лучших абитуриентов.

Возможно, причина в том, что еще одно представление – о скромной зарплате учителей и непрестижности профессии – также переходит в разряд мифов. Сейчас молодой специалист может получать зарплату 20–25 тысяч рублей. Не самые большие деньги, но много ли отраслей, где недавний выпускник вуза может рассчитывать хотя бы на такое жалованье?

В крае действует система поддержки молодых специалистов, которые отправляются работать в сельские школы. Им выплачивают неплохие подъемные, как правило, предоставляют жилье.

– Кризис и рост безработицы повлияли на то, что количество выпускников, которые остаются в профессии, увеличивается. Если раньше учителями шли работать 40 процентов выпускников, то сейчас их 70 процентов, – поясняет Валерий Ковалевский, – хотя, уверен, свою роль играют не только негативные экономические факторы, но и содержательная работа, которую ведет университет.

То, что нужно обществу

Красноярский вуз давно перестал быть только педагогическим. Здесь развивается много важных социальных направлений. Часть из них – в сотрудничестве с высшими учебными заведениями Польши, Италии, Юго-Восточной Азии.

На кафедре специальной психологии действует центр «Международный институт аутизма». В попечительский совет центра вошли ведущие мировые эксперты в области исследования этого заболевания. Институт занимается подготовкой по спецпедагогике, а также исследованием аутистических расстройств. Здесь также переводятся научные работы ведущих специалистов мира, издаются тематические монографии и статьи.

Еще одно направление, востребованное обществом, – инклюзия. Сейчас много говорится о необходимости совместного обучения детей-инвалидов и обычных ребятишек. Однако не все школы готовы взять на себя такую ответственность. В педуниверситете готовят учителей, которые смогут организовать процесс инклюзивного обучения. Впрочем, эта подготовка могла бы быть более содержательной, уверен Валерий Ковалевский.

– Не хватает и специалистов, и эффективных технологий по работе с особенными детьми, – поясняет ректор педуниверситета. – На изучение инклюзии отводится 72 часа, и, разумеется, этот курс в большей степени теоретический. Однако даже если он будет состоять только из практических занятий, вряд ли этого будет 

Не только профессиональные компетенции

КГПУДля отбора талантливых школьников в последние годы возрождается система спецклассов, некогда существовавших в Красноярске. Два года назад при университете был создан педагогический лицей. Здесь школьники начиная с 9-го класса занимаются образовательными проектами.

Действует система поддержки одаренных студентов. При хорошей учебе и серьезных достижениях в науке, общественной деятельности или спорте они могут рассчитывать на стипендию 13–15 тысяч рублей.

Сильных студентов в вузе немало. Во всяком случае, если оценивать их подготовку по расширенному варианту государственного стандарта – так называемым надпредметным компетенциям: проектным, коммуникативным, работе в команде. Но на самом деле качество педагогического образования складывается из множества составляющих, многие из которых не поддаются точному измерению.

Может ли учитель срывать на окружающих дурное настроение, быть жестоким, попадать в спорные с этической точки зрения ситуации? Или просто работать спустя рукава, не уделяя внимания детям? Существует ли сито, сквозь которое не пройдет бездарный с человеческой точки зрения студент педагогического вуза? Все эти вопросы риторические: учителя – такая же часть нашего общества, как и представители остальных профессий. Да, встречаются бездарные актеры, недобросовестные врачи, продажные полицейские. Но все же мы надеемся, что педагог будет не только отлично ориентироваться в своем предмете и сможет растолковать его детям. Ждем от него неравнодушия, чуткости, психологической устойчивости. Мечтаем, чтобы наших детей учили профессионалы, которые являлись бы еще и хорошими людьми.

Фото из архива Красноярского педагогического университета

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2024
Новый пункт сбора гуманитарной помощи для участников СВО открыт при Кедровом кадетском корпусе
Открытие прошло в торжественной обстановке с соблюдением воинского ритуала – парадная форма, общее построение на плацу, вынос знамени корпуса… Слева
Без рубрики
13 апреля 2024
На права сдаем по-новому
С 1 апреля 2024 года начали действовать изменения в закон «О безопасности дорожного движения», регламентирующие порядок проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Они были предложены после
Без рубрики
13 апреля 2024
Мошенники под маской сотового оператора
По итогам 2023 года банк ВТБ впервые за четыре года зафиксировал снижение числа мошеннических звонков и иных уловок, направленных на