История вроде бы совсем далекая от нас, но пройти мимо как-то не получилось.
Информагентства сообщили, что в иракской провинции Киркук среди боевиков «Исламского государства» на днях развернулась дискуссия о том, как наказывать курящих моджахедов. Обычно тех, кого застают с сигаретой впервые, бьют плетьми или палками – эта позиция у дискутирующих разногласий не вызывала. А вот по поводу наказания курильщиков-рецидивистов обе стороны проявили крайнюю принципиальность – одни требовали рубить пальцы, другие считали, что это слишком… В итоге диспут перешел в перестрелку с 12 трупами в финале. СМИ не уточняют потери каждой из сторон и была ли в конце концов принята хоть какая-то резолюция по волнующему вопросу.
Ясно лишь то, что курить вообще вредно, а среди этих ребят – страшно сказать, как вредно. Пишут, что в Сирии находили отрубленные головы со вставленными в рот сигаретами и записками: «Это зло». Казнили даже большого начальника, замглавы игиловской нравственной полиции, в обязанности которого входило в том числе исполнение смертных приговоров, – палача то есть. Далее хочу процитировать одно из информагентств.
«ИГ наложило суровый запрет на употребление алкоголя и табака, а также ругательства на подконтрольной террористической организации территории. За нарушением запрета следует жестокая расправа вплоть до смертной казни».
Может, по части суровой борьбы с табаком игиловцы не такие уж новаторы: в средневековой Европе за курево отлучали от церкви, в допетровской Руси могли и казнить, но речь не об этом.
Все три позиции (которые жирненьким выделены), точнее их отсутствие – не пьет, не курит, матом не ругается, – по традиции считаются опознавательным знаком положительного человека. При Советах об этих уникумах снимали кино, писали поучительные книжки, мамаши самозабвенно рекламировали данный товар подрастающим дочерям. Противоположная позиция – пьет, курит, матерится – подвергалась официальному осуждению, порицанию, осмеянию, остракизму и пр.
Но, видимо, теперь уже понятно, что до появления ИГ вся эта борьба за положительного человека была детским лепетом. Да и положительный человек тоже не самая высокая цель, есть куда выше – сделать людей одинаковыми. По большому счету именно этого добивались все социальные новаторы от Чингисхана до Гитлера, от наших первостроителей нового общества до немеркнущего светоча западной демократии. Некуряще-непьюще-нематерящиеся моджахеды, которые режут всех, кто на них хоть капельку не похож, включая единоверцев-суннитов, – лишь крайняя, клиническая иллюстрация этого давнего стремления. Пусть это покажется кощунственным на фоне тех ужасов, которые они творят, но ведут они себя как дети, злые дети, обладающие, к несчастью, большими военными возможностями и физической силой.
Впрочем, у них, так же как у их предшественников, есть мощная вдохновляющая сила – сделать людей не просто одинаковыми, а одинаково хорошими. (Потому что одинаково плохими могут быть только пираты в тюзовском спектакле.) Ради того, чтобы радикально отредактировать грешную природу человека, ничего не жалко. И никого. Ликвидированный террорист Масхадов, будучи президентом Ичкерии, предлагал сделать ислам государственной и единственной религией РФ, и когда его спрашивали зачем, отвечал: а разве плохо, если люди будут уважать старших, регулярно молиться и, опять же, не пить – не курить – не ругаться матом? Чем тут возразишь? И против свободы, прав человека, уважения к личности, главенства закона и прочего либерального соцпакета у кого рука поднимется? Разве что у негодяя, а с ним у положительных людей разговор должен быть четкий и короткий: можно вынести общественное порицание, можно и бомбу на голову – ради святого-то дела…
Не хочется заводить привычную волынку о несоответствии цели и средств – остается лишь сказать, что участь любых убежденно-положительных людей трагична и незавидна, поскольку в основе своей они просты, как болванки, от сложности мира их неподдельно и, прошу отметить, вечно корежит – как чертей от ладана. Кстати, не вполне уверен, что среди обслуживающего персонала адских сковородок и котлов тоже все одинаково, – наверняка найдется пара-тройка хвостатых, страдающих рефлексией подобно полковнику из анекдота, заставлявшему жену отжиматься до посинения: «Как-то не так, Валя, мы с тобой живем».
В заключение обращаюсь персонально к каждому: увидите положительного человека – поставьте его в угол.