Красноярский край славится своими лесными богатствами. Тайга, в которой преобладают ценные хвойные породы деревьев, простирается на 158 миллионов гектаров. Насколько рачительно используется этот огромный потенциал? Однозначного ответа на этот вопрос нет. С одной стороны, за последнее время в отрасли наметились позитивные сдвиги. С другой – здесь все еще немало серьезных проблем, решению которых краевая власть уделяет повышенное внимание. По мнению депутатов Законодательного собрания, в лесной отрасли необходимо наладить жесткий контроль.
В 2018 году объем заготовки древесины в крае вырос на 23 % и составил 28,6 млн кубометров. Увеличилась общая сумма инвестиций в отрасль – она достигла 4,9 млрд рублей. Возросли и поступления в краевой бюджет от платы за использование лесов – до 1,23 млрд рублей. Более чем на 70 тыс. гектаров проведены работы по восстановлению лесов. Разрабатывается новая концепция развития отрасли, призванная значительно повысить эффективность использования каждого кубометра заготовленного леса.
На заседании комитета по природным ресурсам и экологии был рассмотрен целый комплекс вопросов, касающихся положения дел в лесной отрасли. Прозвучала информация министра лесного хозяйства края Димитрия Маслодудова, а также доклады аудиторов Счетной палаты. По поручению депутатского корпуса они провели оценку реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и проанализировали деятельность лесничеств, подведомственных министерству.
Незаконные рубки
Помимо положительных тенденций, министр отметил, что объем незаконной рубки древесины в крае вырос с 26,6 до 30,7 тыс. «кубов». В немалой степени (на 42 %) этот показатель обусловлен деятельностью «черных лесорубов», которые уничтожают лес без оформления каких-либо документов. Остальное – дело тех, кто пользуется лесом на законных основаниях, но нарушает правила, например, производит вырубку в водоохранных зонах.
Рассказал Димитрий Маслодудов и о выявленных методах теневой заготовки. Это скупка древесины у населения, которое заключило договоры на заготовку леса для собственных нужд – на строительство, ремонт домов, дрова и прочее. Из двух миллионов кубометров такого леса 0,9–1 млн кубов уходит в теневой оборот. Случается и так, что под видом санитарных рубок уничтожается здоровый лес. И наконец, из-за устаревших данных о лесоустройстве зачастую рубят деревья с нарушением возрастного и породного состава.
Среди мер по борьбе с незаконными вырубками министр назвал принятый краевым парламентом в прошлом году закон о деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Также ведомство реализовало «пилотный» проект: перевело 6 из 60 лесничеств края на продажу древесины через Санкт-Петербургскую биржу.
Нарушения и недоработки
Результаты проверок за 2017–2018 годы представила Счетная палата. По ее оценке, цели, поставленные в начале реализации в крае приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, увеличение налоговых поступлений, развитие глубокой переработки древесины), не были достигнуты в полном объеме. Установлены нарушения и недостатки в работе лесничеств, в том числе при реализации древесины. А перевод на продажи ее через биржу, по мнению аудиторов, результата не дал, так как средняя стоимость кубометра проданного там леса в разы ниже, чем по другим регионам.
Оценивая ход выполнения приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, аудитор Галина Тарасова четко проанализировала в первую очередь недоработки. Одна из главных – необязательность инвесторов, которые досконально соблюдают свои права, но нередко игнорируют обязанности. Например, «Краслесинвест» за годы пребывания в крае заготовил пять с половиной миллионов кубометров древесины, а пиломатериалов выпустил в разы меньше запланированного.
Общий объем привлеченных инвестиций составил 40 с небольшим процентов от плана. Немалую задолженность фирмы-инвесторы имеют по арендной плате за пользование лесфондом, и без того весьма льготной. Создана лишь половина обещанных рабочих мест. Не выполнены в полном объеме лесовосстановительные и противопожарные мероприятия.
Анализ работы лесничеств края, с которым выступила аудитор Анастасия Мельниченко, не внушал особого оптимизма. Износ основных средств здесь превысил 80 процентов, материально-техническая база слаба. Немало нарушений в реализации заготовленной лесничествами древесины, которую скупают одни и те же юридические и физические лица.
Председатель Счетной палаты края Татьяна Давыденко подчеркнула, что проверки проводились совместно с правоохранительными органами. Вся информация была передана стражам порядка в декабре минувшего года.
Откровенный разговор
Нелицеприятные оценки высказали и депутаты. Владимир Рейнгардт отметил, что принятый в крае закон о работе пунктов приема отгрузки древесины должным образом не работает во многом потому, что министерством не отлажена система контроля.
Виктор Кардашов и Павел Семизоров затронули проблему кадрового состава лесничеств. Прозвучало и такое предложение: многие проблемы помог бы решить единый порядок расчетов за лесоматериалы – не наличными деньгами, а только через банк.
Николай Креминский высказался за повышение ответственности тех, кто рубит лес якобы для собственных нужд, а потом сбывает его на сторону. По мнению депутата, в отрасли хватает проблемных вопросов, но радует то, что сейчас, как никогда, проходит откровенное обсуждение наболевших тем.
Юрий Ефимов отметил, что надо не вывозить круглый лес, а активнее заниматься переработкой в крае:
– Прежде чем ставить задачи по повышению объемов лесозаготовки, надо строить лесохимические предприятия, заниматься переработкой. Здесь прозвучали цифры повышения налоговых поступлений от леса в краевой бюджет. Я посчитал – получается, край зарабатывает с каждого куба всего лишь 40 рублей! Рачительный хозяин так не поступает.
Также примерами участия лесничеств в незаконных вырубках поделился представитель Краснотуранского районного совета депутатов.
По итогам дискуссии председатель комитета Александр Симановский предложил отраслевому министерству устранить нарушения, выявленные Счетной палатой, усилить контроль в области лесного хозяйства и через месяц на заседании профильного комитета проинформировать депутатов о проделанной работе.
КОММЕНТАРИЙ
Александр СИМАНОВСКИЙ
председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края
– Счетная палата края зафиксировала значительное увеличение числа китайских компаний, занимающихся лесом в крае, причем не только на Севере, в лесных районах, но и в южных и восточных районах. А когда местные предприниматели обращаются, им говорят, что лимитов нет, конкурсы по аренде и продаже лесных участков не проводятся. То же с резервированием леса под инвестиционные проекты. Так можно обрушить малый бизнес в этой сфере. Лес зарезервирован, местные им пользоваться не могут, а обязательства по инвестпроектам не выполняются – компании не строят дорог, мостов, не занимаются переработкой, просто рубят лес и вывозят его. И наконец, почему цена нашего леса на бирже в три раза меньше, чем та, по которой его продают другие регионы? Край теряет на этом реальные деньги.