Житель Красноярска Игорь Чапалов придумал уникальный проект. Он собирается развивать арктическую экологическую авиацию и очищать Арктику от накопившегося здесь технологического мусора. В этом году Игорь выиграл два гранта на претворение в жизнь своих идей – краевой и президентский. Сейчас он отправился в Диксон: на берегу Карского моря оборудует базу для будущих экологических волонтеров и летчиков.
Сначала был водопад
С Игорем Чапаловым, руководителем Красноярской региональной общественной экологической организации «Природа Сибири», мы встретились у него в офисе накануне его отъезда в Дудинку. Основной груз экологической экспедиции отправился по Енисею, а Игорь и его партнер по путешествиям – учредитель авиаремонтного предприятия «Мотор» из Омска Юрий Петров – собирали в рюкзаки вещи и продукты.
– Мы занимаемся разными проектами в области экологии, – просвещал меня Игорь Чапалов. – Охрана окружающей среды, сохранение биоразнообразия, общественная деятельность по использованию национальных парков. Я юрист по образованию, но люблю путешествовать. Понял, что один из самых эффективных способов просвещения населения – это экологический туризм. Человек погружается в природу, созерцает ее. А когда видит чистоту нетронутых уникальных мест, у него формируется другое мировоззрение, отношение к окружающему миру. Он перестает мусорить.
Арктика – особая любовь Игоря Чапалова. Но начиналось все с путешествий по рекам края.
Сначала приобрел одну лодку, потом другую, начал покорять реки в Саянах – Агул, Малый Агул, Орзагай…
– Я несколько лет пробовал пройти на моторной лодке через пороги до Кинзелюкского водопада. Все карты Саян на выставке скупил, – улыбается Игорь. – Получилось не с первого раза. То расход топлива не рассчитаешь, то здоровье не позволит. Но в конце концов цели своей достиг.
Кинзелюкский водопад давно привлекает туристов. Это жемчужина Центрального Саяна – один из самых высоких водопадов России, 238 метров!
Все дальше на север
Игорь говорит: Север всегда манил его. С детства слышал о Нижней и Подкаменной Тунгусках, хотелось посмотреть, как живут там люди. И в 2015 году стартовал он из Красноярска, пошел по Енисею на север.
– Я тогда долго готовился, продумывал путешествие. В лодке не получится – если дождь, промокнешь, да и вещи положить нужно, печку поставить, радио разместить, постель, – рассказывает Игорь. – Решил идти на катамаране. Так в нем и жил.
С собой путешественник взял целый мешок игрушек для ребятишек из прибрежных сел. И, говорит, очень пригодились ему подарки.
Жители староверческих сел принимали дары с удивлением (бесплатно?!), но с пришельцем были приветливы.
Рассказывали о своей жизни, бедах и тревогах.
В 2015 году красноярский путешественник прошел на катамаране почти две тысячи километров – посетил Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, походил по боковым рекам в районе Енисейского кряжа.
– Я думал, на Подкаменной Тунгуске нетронутые человеком места. От одного населенного пункта до другого никого не встретишь. Эта иллюзия развеялась во время плаванья. Много моторных лодок у людей. Ездят, рыбачат. А что делать? Население незанятое, работать негде. Вот и кормятся.
Многое не успел тогда – не прошел, не увидел, решил на следующий год вернуться в эти места. Цель себе поставил: проверить, можно ли по сети рек добраться до реки Виви в Эвенкийском районе.
На следующий год Чапалов прошел более четырех тысяч километров на север, почти 100 дней жил на катамаране. По реке Турухан прошел до «мертвой» сталинской дороги Салехард – Игарка, познакомился с жителями поселка Суломай, где живут кеты, был на озере Лама и реке Рыбной, где работают археологи.
А в 2017 году вместе со своим партнером Юрием Петровым дошли на катамаране до Диксона. Сначала до Дудинки, а там переправили плот на Норило-Пясинскую водную систему и по реке Пясине вышли к Карскому морю.
– Это был очень сложный маршрут, – вспоминает путешественник. – 200 км по морю до Диксона мы пробивались две недели. Море на Севере очень быстро меняется: выходишь в штиль, немного пройдешь – и оно уже заволновалось. За считаные минуты набегает четырехметровая волна. Катамаран качает, двигатель выскакивает и глохнет. Нужно причаливать к берегу и пережидать шторм.
Однажды ждать пришлось несколько дней. Спали в палатке. В этот момент на них вышел белый медведь. Зверь направлялся к убежищу людей с моря, принюхиваясь к незнакомым запахам. Пришлось отгонять его выстрелом из ружья.
Чистка начинается
В прошлогоднем путешествии родилась у Игоря Чапалова идея развивать в Арктике экологическую авиацию и чистить эту огромную территорию от технологического мусора, копившегося здесь десятилетиями. На берегах Карского моря скопились не только бочки от топлива, но и брошенная ржавая техника, останки неизвестных транспортных средств и кораблей.
– В прошлом году в экспедиции мы нашли место, где много плавника – до трех кубометров леса. Море поскидывало его в одно место, запрессовало штормами. Есть чем отапливаться, – рассказывает Игорь Чапалов. – Здесь и решили построить домики, которые могли бы использоваться для разных целей. В них могут базироваться научные работники и экологи, ночевать летчики арктической авиации.
Именно с этой идеей общественники приняли участие в краевой грантовой программе «Социальное партнерство во имя развития» и выиграли.
Сейчас они увезли в Арктику два комплекта сборных домов, которые спроектированы специально для сложных климатических условий Арктики. Купольные крыши не будут заметаться снегом, проветриваемые вентиляционные окна и двери с тамбуром не впустят ненужный холод, защитят от белых медведей. Легкие, теплые, энергоэффективные дома.
– Прежде всего это жилые модули, – говорят активисты. – Они будут открыты для всех исследователей и экологических волонтеров, оказавшихся в этих местах. В будущем планируем открыть еще и информационный модуль. В нем будут висеть карты Арктики, информация о ней. Также везем баню, чтобы можно было помыться.
…Улетая в Дудинку, путешественники строили планы: найдем на берегу Карского моря площадку для посадки Ан-2. По президентскому гранту «Экологический авиаотряд восточного сектора Арктики», который также выиграл красноярский путешественник, предполагается уже в этом году совершить первые полеты по арктической зоне Красноярского края. Самолеты для этой миссии готово предоставить авиаремонтное предприятие «Мотор».
– Во время полетов мы будем выявлять участки загрязнения Арктики, – говорит Юрий Петров. – Нанесем их на карту и начнем убирать мусор. Арктика была живой, здесь велась хозяйственная деятельность. Сейчас пришло время достойно вернуться на эту землю.
В этом году к экологической акции присоединятся волонтеры, работающие сейчас в Диксоне, а также пара путешественников, которые сплавляются по реке Пясине. А в следующем году организаторы приглашают принять участие в чистке Арктики всех желающих.
– Пока мы готовы убирать Арктику на энтузиазме, – говорит Игорь Чапалов. – А в будущем планируем участвовать в госзакупках по решению экологических проблем. Северную землю необходимо очистить от накопившегося железа. А кто это сделает, если не мы?
Фото Олега КУЗЬМИНА, из архива Игоря ЧАПАЛОВА