«Кто это сделает, если не мы…» Красноярский путешественник решил организовать арктический экодесант

«Кто это сделает, если не мы…» Красноярский путешественник решил организовать арктический экодесант
Фото из архива Игоря ЧАПАЛОВА

Житель Красноярска Игорь Чапалов придумал уникальный проект. Он собирается развивать арктическую экологическую авиацию и очищать Арктику от накопившегося здесь технологического мусора. В этом году Игорь выиграл два гранта на претворение в жизнь своих идей – краевой и президентский. Сейчас он отправился в Диксон: на берегу Карского моря оборудует базу для будущих экологических волонтеров и летчиков.

Сначала был водопад

С Игорем Чапаловым, руководителем Красноярской региональной общественной экологической организации «Природа Сибири», мы встретились у него в офисе накануне его отъезда в Дудинку. Основной груз экологической экспедиции отправился по Енисею, а Игорь и его партнер по путешествиям – учредитель авиаремонтного предприятия «Мотор» из Омска Юрий Петров – собирали в рюкзаки вещи и продукты.

– Мы занимаемся разными проектами в области экологии, – просвещал меня Игорь Чапалов. – Охрана окружающей среды, сохранение биоразнообразия, общественная деятельность по использованию национальных парков. Я юрист по образованию, но люблю путешествовать. Понял, что один из самых эффективных способов просвещения населения – это экологический туризм. Человек погружается в природу, созерцает ее. А когда видит чистоту нетронутых уникальных мест, у него формируется другое мировоззрение, отношение к окружающему миру. Он перестает мусорить.

Арктика – особая любовь Игоря Чапалова. Но начиналось все с путешествий по рекам края.

Сначала приобрел одну лодку, потом другую, начал покорять реки в Саянах – Агул, Малый Агул, Орзагай…

– Я несколько лет пробовал пройти на моторной лодке через пороги до Кинзелюкского водопада. Все карты Саян на выставке скупил, – улыбается Игорь. – Получилось не с первого раза. То расход топлива не рассчитаешь, то здоровье не позволит. Но в конце концов цели своей достиг.

Кинзелюкский водопад давно привлекает туристов. Это жемчужина Центрального Саяна – один из самых высоких водопадов России, 238 метров!

Все дальше на север

Игорь говорит: Север всегда манил его. С детства слышал о Нижней и Подкаменной Тунгусках, хотелось посмотреть, как живут там люди. И в 2015 году стартовал он из Красноярска, пошел по Енисею на север.

– Я тогда долго готовился, продумывал путешествие. В лодке не получится – если дождь, промокнешь, да и вещи положить нужно, печку поставить, радио разместить, постель, – рассказывает Игорь. – Решил идти на катамаране. Так в нем и жил.

С собой путешественник взял целый мешок игрушек для ребятишек из прибрежных сел. И, говорит, очень пригодились ему подарки.

Жители староверческих сел принимали дары с удивлением (бесплатно?!), но с пришельцем были приветливы.

Рассказывали о своей жизни, бедах и тревогах.

В 2015 году красноярский путешественник прошел на катамаране почти две тысячи километров – посетил Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, походил по боковым рекам в районе Енисейского кряжа.

– Я думал, на Подкаменной Тунгуске нетронутые человеком места. От одного населенного пункта до другого никого не встретишь. Эта иллюзия развеялась во время плаванья. Много моторных лодок у людей. Ездят, рыбачат. А что делать? Население незанятое, работать негде. Вот и кормятся.

Многое не успел тогда – не прошел, не увидел, решил на следующий год вернуться в эти места. Цель себе поставил: проверить, можно ли по сети рек добраться до реки Виви в Эвенкийском районе.

На следующий год Чапалов прошел более четырех тысяч километров на север, почти 100 дней жил на катамаране. По реке Турухан прошел до «мертвой» сталинской дороги Салехард – Игарка, познакомился с жителями поселка Суломай, где живут кеты, был на озере Лама и реке Рыбной, где работают археологи.

А в 2017 году вместе со своим партнером Юрием Петровым дошли на катамаране до Диксона. Сначала до Дудинки, а там переправили плот на Норило-Пясинскую водную систему и по реке Пясине вышли к Карскому морю.

– Это был очень сложный маршрут, – вспоминает путешественник. – 200 км по морю до Диксона мы пробивались две недели. Море на Севере очень быстро меняется: выходишь в штиль, немного пройдешь – и оно уже заволновалось. За считаные минуты набегает четырехметровая волна. Катамаран качает, двигатель выскакивает и глохнет. Нужно причаливать к берегу и пережидать шторм.

Однажды ждать пришлось несколько дней. Спали в палатке. В этот момент на них вышел белый медведь. Зверь направлялся к убежищу людей с моря, принюхиваясь к незнакомым запахам. Пришлось отгонять его выстрелом из ружья.

Чистка начинается

В прошлогоднем путешествии родилась у Игоря Чапалова идея развивать в Арктике экологическую авиацию и чистить эту огромную территорию от технологического мусора, копившегося здесь десятилетиями. На берегах Карского моря скопились не только бочки от топлива, но и брошенная ржавая техника, останки неизвестных транспортных средств и кораблей.

– В прошлом году в экспедиции мы нашли место, где много плавника – до трех кубометров леса. Море поскидывало его в одно место, запрессовало штормами. Есть чем отапливаться, – рассказывает Игорь Чапалов. – Здесь и решили построить домики, которые могли бы использоваться для разных целей. В них могут базироваться научные работники и экологи, ночевать летчики арктической авиации.

Именно с этой идеей общественники приняли участие в краевой грантовой программе «Социальное партнерство во имя развития» и выиграли.

Сейчас они увезли в Арктику два комплекта сборных домов, которые спроектированы специально для сложных климатических условий Арктики. Купольные крыши не будут заметаться снегом, проветриваемые вентиляционные окна и двери с тамбуром не впустят ненужный холод, защитят от белых медведей. Легкие, теплые, энергоэффективные дома.

– Прежде всего это жилые модули, – говорят активисты. – Они будут открыты для всех исследователей и экологических волонтеров, оказавшихся в этих местах. В будущем планируем открыть еще и информационный модуль. В нем будут висеть карты Арктики, информация о ней. Также везем баню, чтобы можно было помыться.

…Улетая в Дудинку, путешественники строили планы: найдем на берегу Карского моря площадку для посадки Ан-2. По президентскому гранту «Экологический авиаотряд восточного сектора Арктики», который также выиграл красноярский путешественник, предполагается уже в этом году совершить первые полеты по арктической зоне Красноярского края. Самолеты для этой миссии готово предоставить авиаремонтное предприятие «Мотор».

– Во время полетов мы будем выявлять участки загрязнения Арктики, – говорит Юрий Петров. – Нанесем их на карту и начнем убирать мусор. Арктика была живой, здесь велась хозяйственная деятельность. Сейчас пришло время достойно вернуться на эту землю.

В этом году к экологической акции присоединятся волонтеры, работающие сейчас в Диксоне, а также пара путешественников, которые сплавляются по реке Пясине. А в следующем году организаторы приглашают принять участие в чистке Арктики всех желающих.

– Пока мы готовы убирать Арктику на энтузиазме, – говорит Игорь Чапалов. – А в будущем планируем участвовать в госзакупках по решению экологических проблем. Северную землю необходимо очистить от накопившегося железа. А кто это сделает, если не мы?

 

Фото Олега КУЗЬМИНА, из архива Игоря ЧАПАЛОВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории