Кто заплатит за возврат?

Кто заплатит за возврат?
Фото: Руслан Рыбаков

Интернет-магазины уже прочно вошли в жизнь россиян. Действительно, очень удобно: заказ делаешь прямо из дома, с доставкой тоже нет никаких проблем. Однако бывает, что товар оказывается с браком. Что делать в этом случае? Тем более если речь идет о крупногабаритных вещах, возврат которых влетит покупателю в копеечку? Недавно Верховный суд РФ предоставил крайне важное разъяснение, рассмотрев дело между покупателем и интернет-магазином, специализирующимся на продаже лодок.

Итак, некий гражданин К. приобрел в интернет-магазине надувную лодку за сумму около 87 тысяч рублей. Спустя четыре дня товар доставила транспортная компания, и покупатель произвел полную оплату. Однако вскоре выяснилось, что лодка имеет дефекты: пропускает воздух, обладает неровным дном, внутрь попадает вода.

Обнаружив дефект, гражданин направил продавцу претензию по электронной почте, потребовав возврат денежных средств. Магазин ответил, что доставка изделия к специалистам должна быть организована самим покупателем, причем проверка подтвердит возможность возмещения стоимости товара. Вместе с тем письмо магазина не содержало сведений о местонахождении фирмы, реквизиты также отсутствовали в договоре купли-продажи. В связи с этим покупатель решил обратиться к независимым экспертам, заключение которых подтвердило наличие производственного дефекта конструкции. Гражданин К. подал иск в городской суд.

В суд он представил результаты независимой экспертизы и нотариально удостоверенную электронную переписку с продавцом. Истец заявил требования не только о возмещении стоимости лодки, но и выплате неустойки аналогичного размера, штрафа, компенсации расходов на услуги экспертов и нотариальные процедуры.

Изображение сгенерировано нейросетью

В ходе судебного разбирательства истец пояснил, что не имел возможности возвратить бракованный товар ввиду отсутствия достоверных сведений о месте нахождения продавца. Интересно, что и суд тоже столкнулся с невозможностью связаться с интернет-магазином. Почтовое отправление, направленное по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, было возвращено обратно вследствие истечения срока хранения письма. Таким образом, судебное разбирательство проходило без участия ответчика.

Суд пришел к выводу, что потребитель предоставил достаточные доказательства нарушения обязательств продавцом. В обоснование своей позиции суд указал на положения закона «О защите прав потребителей», согласно которым продавец несет ответственность за выявленные недостатки товара, находящегося на гарантии, если не сможет доказать, что данные недостатки появились после передачи товара покупателю. Поскольку интернет-магазин не представил соответствующих доказательств и не обеспечил проведение проверки качества товара, суд первой инстанции принял решение удовлетворить исковые требования истца в полном объеме, присудив выплату суммы примерно в размере 284 тысяч рублей.

Недовольный решением суда ответчик обжаловал его в апелляционной инстанции, утверждая, что своевременно не получил уведомления о судебном заседании из-за вынужденного переезда из зарегистрированного офисного помещения. Тем не менее апелляционная инстанция сочла уведомление надлежащим, так как оно было направлено по официальному юридическому адресу организации.

Однако при этом суд отметил, что покупатель не исполнил свою обязанность по предоставлению товара на экспертизу, предусмотренную тем же законом. Следовательно, гражданин К. фактически допустил злоупотребление своим правом. Это обстоятельство лишило продавца возможности провести проверку качества лодки и установить факт наличия производственного дефекта, а также добровольно возместить денежные средства за некачественную продукцию. По указанным причинам суд отказал в удовлетворении требований о взыскании неустойки и штрафа, ограничившись лишь возвратом уплаченной за лодку суммы — 87 тысяч рублей. Такое же мнение высказали судьи кассационной инстанции. В итоге покупатель обратился с жалобой в Верховный суд РФ.

Фото: Александра Даниленко

Верховный суд РФ отменил постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, поручив им повторно рассмотреть дело и внести изменения в свои заключения. Согласно разъяснениям Верховного суда, закон «О защите прав потребителей» не накладывает на покупателя обязанности лично отправлять неисправный товар на проверку качества. Соответственно, суды предыдущих инстанций ошибочно пришли к выводу о злоупотреблении истцом своими правами и препятствии фирме в своевременной организации этой проверки.

Верховный суд подчеркнул, что в общем порядке перевозка крупногабаритного товара осуществляется продавцом за собственный счет. Отправка покупателю письма с рекомендацией самостоятельного направления судна на проверку не является доказательством исполнения продавцом возложенных на него обязанностей. Специалисты отмечают, что именно продавец обязан организовывать доставку товара на экспертизу, а покупатель вправе воспользоваться таким правом, однако эта процедура не носит обязательного характера.

Если доставка дефектного товара связана для покупателя с существенными расходами либо вызывает значительные неудобства, он вполне обоснованно может отказаться от транспортировки изделия. В данном конкретном споре продавец даже не сообщил потребителю, по какому адресу следовало бы доставить бракованный товар, что уже само по себе подтверждает неправомерность поведения продавца.

По твердой цене

Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев акцентировал внимание российских судебных органов на том, что интернет-магазинам запрещается произвольно изменять установленную изначально цену товара для покупателей. Лебедев уточнил, что продавцы, осуществляющие торговлю онлайн, не имеют права единолично менять заявленную покупателям цену товара после заключения договора купли-продажи. Председатель ВС особо выделил недопустимость оправдания подобного повышения технических сбоев на сайте торговой площадки.

Также Лебедев упомянул распространенную практику среди ряда интернет-продавцов, которые увеличивают стоимость товара после добавления его покупателями в виртуальную корзину. Часто такие магазины пытаются объяснить повышение технической неполадкой сайта. В реальности же подобные манипуляции обусловлены стремительным ростом рыночных цен на определенные товары, позволяя продавцам извлекать дополнительную прибыль.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Бойцам – повышенные выплаты
Красноярцы начали получать первые повышенные выплаты при заключении контракта для участия в СВО. Новые условия вступили в силу 10 ноября
Без рубрики
5 декабря 2025
Миллион зеленых елок жить отправились в леса
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» (ВСНК), дочернее общество НК «Роснефть», ведущая разработку Юрубчено-Тохомского нефтегазоконденсатного месторождения в Эвенкии, продолжает восстанавливать сибирские леса. Благодаря
Без рубрики
5 декабря 2025
Белому медведю Ермаку – 5 лет!
В Ленинградском зоопарке однажды случилось событие, которое спустя годы отзовется эхом в самом сердце Сибири. У медвежьей четы – Услады
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности