Даже самый собранный и ответственный человек в случае пожара, как говорится, «теряет волю». Нештатная ситуация вызывает панику и желание действовать. Но что делать в первую очередь – звонить 01, бежать на улицу или хватать огнетушитель? Большой рейд по больницам, детским домам и другим так называемым объектам компактного проживания людей показал: персонал теоретически знает, куда «делать ноги» при тревоге. Но чтобы обеспечить безопасность людей, действия при пожаре нужно довести до автоматизма.
В ходе рейда журналисты задали и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края Ольге Карловой вопрос: «А что мы проверяем?» Ольга Анатольевна ответила прямо: «Каждый сотрудник социальных учреждений должен знать, за что он конкретно отвечает в случае чрезвычайной ситуации». Почему на первый план вышли именно действия персонала? Происшествие в поселке Рассвет Бирилюсского района, где случился пожар в детском доме, показало важность этого момента. Здание интерната было деревянным. Однако по нему не было ни одного замечания от инспекторов Госпожнадзора. Трагедии удалось избежать только благодаря тому, что все сотрудники детдома сработали оперативно и грамотно. Нужно помнить, что после сигнала пожарной тревоги есть всего пять-семь минут, чтобы провести эвакуацию. На территории края 225 социальных учреждений – объектов компактного проживания маломобильных групп населения. Из них 40 детских домов, также санатории, больницы, диспансеры. В 2009 году проделана колоссальная работа – 164 здания на 100 % приведены в соответствие требованиям противопожарной безопасности. К тем, где еще остались замечания, приковано пристальное внимание правительства края. В первую очередь Ольга Карлова посетила Красноярский детский дом № 1.
Гостей встретил директор детдома Виктор Костюк. Он рассказал, что работает здесь чуть больше года. И первое, на что обратил внимание, – противопожарная безопасность. Сразу был составлен план, по которому устраняли все замечания. Из огромного списка осталось 10 предписаний, которые нужно выполнить. В основном они касаются устройства запасных выходов. Здание старое, постройка 1957 года. Тогда были другие нормы и требования. За 2009 год устранено порядка 70 % всех замечаний. Остались те, что требуют реконструкции помещений. Проектно-сметная документация уже разработана, проходит экспертизу. Детскому дому выделено 12,5 млн на выполнение всех противопожарных требований. «Мы убрали обои и все материалы отделки заменили на негорючие. Два раза в год проводим учения совместно с Госпожнадзором. Нас не трагедии подтолкнули к работе. Мы планово подходим к решению задач», – сказал Виктор Костюк. Ольге Карловой он показал столовую, где обедают все 118 воспитанников дома и персонал. Столовая не ремонтировалась десятки лет. Старые окна заморожены, и открыть их кажется невозможным. В углу зала стоит огнетушитель. На вопрос Ольги Карловой, кто им будет пользоваться в случае пожара, директор Виктор Костюк ответил просто: «Шеф-повар». Когда пришла повар, она не смогла точно ответить, что нужно делать в первую очередь – тушить пожар или эвакуировать людей. Предположительно схема действий персонала столовой выглядела так: если рядом будет гореть – возьмем огнетушитель. Если пожара не видно – будем эвакуироваться.
Похожая неопределенность возникла и в психоневрологическом диспансере № 1. Заместитель главного врача Валентин Бабий рассказал, что им предписано расширить эвакуационные выходы с 80 см до 1,2 м. В диспансере уже нет глухих решеток, их заменили на распашные. Здесь проходят лечение более 500 пациентов. Среди них есть и тяжелобольные. Коллектив сотрудников составляет 185 человек.
В каждом отделении постоянно дежурят медсестры, санитарка. Для срочной эвакуации у них есть маски – специальные газодымозащитные комплекты и фонарики. Но кто из них будет звонить 01, а кто – начинать эвакуацию, непонятно – персонал растерялся и не ответил четко на главный вопрос Ольги Карловой. Видимо, решено было действовать по ходу событий. Но в случае с ЧП это недопустимо.
Ольга КАРЛОВА
и. о. заместителя губернатора – и. о. заместителя председателя правительства Красноярского края
– Не только пожарные сигнализации и запасные выходы могут спасти жизни людей. Действия должны быть доведены до автоматизма: чтобы было понятно, кто спасает документы, кто выводит детей, кто звонит в пожарную часть. Все должны понимать: «Что я делаю в случае тревоги?» Ведь на эвакуацию отводится всего пять-семь минут. В детском доме и в диспансере мне так и не смогли конкретно ответить на вопрос. Значит, будут проводиться дополнительные тренировки.
Бирилюсский детдом показал: можно не иметь замечаний, но иметь проблемы. В крае 40 детских домов. Таких, как Бирилюсский, всего два. Мы планируем переселить детей из деревянных строений. В первую очередь Тасеевский детдом. Конечно, есть проблема трудоустройства персонала. Но и она решаема.