С января 2016 года ни лицеев, ни училищ как структурных подразделений не будет. Каждый, кто хотя бы краем уха слышал о реформировании, считает своим долгом назидательно кинуть в пространство, мол, довели образование… Да и вообще, куда пойдут несчастные выпускники, у которых (в силу разных причин) нет ни знаний нужных, ни финансов для получения вузовского диплома?
Преподавателей берут с заводов
«Не хочешь учиться – пойдешь в ПТУ». Сколько поколений российских школьников слышало эту фразу? Достаточно, чтобы сформировать в обществе устойчивый стереотип – получивший начальное профессиональное образование на будущем может поставить крест: профессии эти и непрестижны, и в финансовом смысле неприбыльны…
Неудивительно, что число учащихся в ПТУ постепенно сокращалось. Так, к примеру, если в 2005 году их выпускалось 702 тысячи человек, то в 2012-м – только 483 тысячи. Вместе с тем стремительно росло количество студентов. Так, по данным Росстата, в 1995–1996 учебном году в вузах обучалось 2,79 млн студентов, а в 2012–2013 их было уже более 6 миллионов!
С одной стороны, более образованных людей стало больше, что не может не радовать, но с другой – потребность рынка труда в квалифицированных сварщиках, токарях, швеях, поварах – она ведь никуда не исчезла. Более того, требования ко многим рабочим специальностям выросли в разы. Связано это прежде всего с модернизацией экономики, с появлением новых высокотехнологичных предприятий, с современными – европейскими стандартами работы, которые все чаще берут за основу.
– Сейчас дефицит высококвалифицированных технологических рабочих стал одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей и регионов, – в одном из недавних интервью отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Не так давно я побывал в Калужской области, где создан автомобильный кластер: заводы «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен», других компаний. Там полностью переоснастили местный колледж: предприятия объединили ресурсы и создали передовое образовательное заведение, отвечающее всем современным требованиям. Они полностью смоделировали производственный процесс: камера покраски автомобильного кузова такая же, как на конвейере. Роботы, осуществляющие сварку, точно такие же, как на заводе. В результате студенты осваивают именно те технологии, которые используются на предприятиях. Причем преподают им специалисты из этих же компаний.
Существующая же система начального и среднего профобразования была «заточена», как отмечают специалисты, под экономику СССР… 50–80-х годов. У нас в регионе значительное количество ПТУ и техникумов появлялось одновременно с началом масштабных проектов – Саяно-Шушенской ГЭС, КАТЭКа…
Очевидно, что с тех пор многое изменилось… И система профобразования просто обязана быть реформирована, чтобы сделать выпускников конкурентоспособными на рынке труда. Начальное профессиональное образование никуда не исчезнет, просто получать его будут в техникумах. Каких изменений ждать?
– В итоге реформирования подготовка рабочих кадров сохранится – но только в рамках техникумов, – поясняет заместитель министра образования и науки края Ольга Никитина. – Мы присоединяем к техникумам профессиональные училища и стараемся это делать по профилям. В итоге получается такая двухуровневая цепочка. К примеру, окончил человек «начальную ступень» – он может идти дальше, получая среднее специальное. При этом не надо будет заново поступать в техникум.
Объединят для совершенствования
Объединят учебные заведения по территориальному принципу: юг, запад, север, восток, центр, город Красноярск. К примеру, на юге края планируется создать три крупных техникума. К сельскохозяйственному в Минусинске примкнут ПТУ курагинское и каратузское – они станут его филиалами. Что это в итоге дает? Возможность расширять программы, получать при необходимости какой-либо образовательный модуль в рамках учебного заведения, которое находится в другом населенном пункте.
Основополагающим в процессе реформирования являются потребности потенциальных работодателей.
– У нас в Краснотуранском районе представители крупного сельхозпредприятия напрямую сказали, что кадры после училища им не нужны. Для мощных, современных комбайнов необходимы специалисты со средним профобразованием, – вспоминает Ольга Никитина. – В то же время директор одного из заводов пояснил, что для уровня его оборудования – японских станков стоимостью в 20 миллионов – требуются специалисты как минимум со средним специальным образованием. Более того, необходимо, чтобы за станок встал человек с опытом одновременно фрезеровщика и токаря, имеющий понятие об IT-технологиях и наладке соответствующего оборудования.
Успешный опыт, когда ПТУ становятся техникумами, уже имеется. В Ачинске из учреждения начального профобразования несколько лет назад создали техникум нефти и газа, который готовит сотрудников для работы на месторождениях края. Уровень преподавания позволил ему в кратчайшие сроки стать востребованным учреждением: конкурс на специальности достигает 3–4 человек на место.
Дуальный способ обучения
Конечно, не всем сотрудникам ПТУ легко принять изменения. Зачастую это связано с неопределенностью: как будет строиться учебный процесс? По каким требованиям? Не придется ли подыскивать новое место работы из-за сокращения штата?
– Мы не убираем принципиально ни одну программу, которая была в ПТУ и техникуме: все преподаватели, мастера останутся на своих местах, – заверила Ольга Никитина. – Сокращение коснется только административного персонала – к примеру, если четыре учреждения объединятся, то понятно, что у них будет один директор. Уменьшится обслуживающий персонал и бухгалтерский состав. Но сокращение не станет массовым – всего мы освобождаем 466 ставок. В том числе из них почти 170 человек уходят на пенсию – сотрудники, которые ранее достигли соответствующего возраста, но продолжали работать.
Все вышеперечисленное – лишь часть изменений, которые в ближайшее время должны произойти в системе профобразования. Нельзя не упомянуть о том, что Красноярский край стал одним из 10 регионов России, где начнется реализация программы дуального образования. Регион победил в конкурсном отборе, представив проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения». Партнерами проекта стали ведущие компании региона.
Дуальная система, успешно реализуемая в Германии и Англии, предполагает, что две трети учебного времени студент техникума проводит именно на предприятии. В перспективе проект «приведет» на рабочие места уже полностью подготовленные кадры, которые не нужно длительно переучивать под требования конкретного предприятия…
Конечно, нельзя утверждать, что в ближайшее время все заработает как часы. Реформирование – процесс долгий. Но пора уже менять стереотипы. И выпускник, который не обладает, так уж сложилось, хорошими знаниями, позволяющими занять бюджетное место в престижном вузе, вместо того чтобы собирать деньги на учебу в третьесортной частной «академии», пойдет и совершенно бесплатно получит отличное среднее образование. Тем более что для поступления в техникумы даже ЕГЭ сдавать не надо – там оценивают по среднему баллу в аттестате.