Свой звучный псевдоним – Гайдар – любимый многими поколениями детей писатель Аркадий Петрович Голиков приобрел именно здесь, на Ужурской земле.
В марте 1922 года 18-летнего паренька отправили сюда из Тамбова во главе отряда частей особого назначения для поимки атамана Ивана Соловьева. Официально Гражданская война в стране закончилась, но только не в Енисейской губернии. Здесь белогвардейские офицеры предпринимали последние попытки взять власть – где уговаривая, а где заставляя местное население организовать свободную Хакасскую республику. Для ведения военных действий требовались лошади, пропитание, снаряжение. Значит, грабеж сел и деревень. Значит – банда.
Ужурские чоновцы очень ревниво отнеслись к тому, что поверх их голов ловить Соловьева прислали «сопливого мальчишку». Ставили палки в колеса, писали доносы в Красноярск. На Голикова завели уголовное дело, которое впоследствии рассыпалось. Поймать неуловимого главаря Аркадию не удалось. Целыми днями он не вылезал из седла, и хакасы то и дело спрашивали: «Голиков хайдар?» (Голиков куда поскакал?) Аркадию Петровичу так понравилось это слово, что он взял его в качестве псевдонима. Позже оно стало фамилией целой династии.
Свой первый литературный опыт Гайдар получил тоже в Ужуре – здесь он начал писать повесть «В дни поражений и побед». Впервые она была опубликована в Ленинграде под фамилией Голиков.
– Кроме того, что Гайдар – прекрасный писатель, мы-то чтим его еще и за то, что он был у нас в Ужуре, отметился в Сибири, – говорит директор ужурского краеведческого музея «Оберег» Галина Пясецкая. – Дважды Голиков выступал на братской могиле, когда хоронил своих товарищей. Она находится рядом с районным Домом культуры. Сохранилось здание, в котором он жил и писал.
Долгие годы имя Гайдара носила местная школа. В ней был и музей писателя. Увы, в 90-е годы прошлого века, когда в собственную историю плевали все кому не лень, все это убрали. Такое было время.
И оно же все расставляет по своим местам. Вот что говорит о Гайдаре сегодня писатель Дмитрий Быков, которого трудно заподозрить в симпатиях советскому строю:
Стилистов, равных Гайдару, российская проза не знала, пожалуй, со времен Александра Грина. В некотором смысле Гайдар и есть его прямой наследник. Во многом именно его заслугой являются те высокие идеалы, правильные слова, которые воспитывали удивительно правильных людей.