С приходом первых теплых дней на дороги края выезжают водители мототранспортных средств. Оперативное видео с красноярских дорог, снятое инспекторами ГИБДД, нельзя смотреть без содрогания. Вот мотоциклист с пассажиркой мчится на большой скорости, нарушая все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения. Есть в хронике ситуации, когда девушки на мопеде на довольно низкой скорости погибают при столкновении с грузовиком. Что говорить о юных гонщиках на скутерах и мопедах! В городах и районах края уже зарегистрировано несколько автоаварий с их участием, есть погибшие. Об ответственности родителей и последствиях управления мопедами на пресс-конференции в газете «НКК» рассказали эксперты.
Опасная игрушка
Мопеды и скутеры – доступные по цене и удобные средства передвижения, чем и заслужили успех на рынке продаж. Количество владельцев этих транспортных средств (ТС) неизменно растет. Некоторые родители ввиду этой кажущейся простоты управления относят их к «детскому» виду транспорта, не принимая в расчет тот факт, что они способны развивать скорость до 50–60 км/ч. Мамы и папы покупают своему ребенку за пятерки в четверти опасную игрушку, забывая, что навыки безопасного вождения к подарку не прилагаются.
В итоге дети гибнут. Только с начала года по вине водителей мототранспорта в нашем регионе произошло пять аварий, в которых пострадали пять человек, двое погибли, в том числе 17-летний подросток. В ЗАТО Солнечный ребенок разбился на мотоцикле, потому что родители приобрели ему опасную технику еще до обучения в автошколе и получения водительского удостоверения.
Алексей Членов, заместитель начальника управления ГИБДД по Красноярскому краю:
– Все больше на дорогах края мотоциклистов, мопедистов, велосипедистов. Хочу напомнить и родителям, и всем участникам движения, что в 2014 году внесены изменения в ПДД. Управлять мопедом можно с 16 лет, сдав экзамены в автошколе на категорию М. И двигаться только по правой полосе дороги. В Красноярском крае работает 9 автошкол, которые могут обучать на категорию М, – в Красноярске четыре школы, а также учреждения в Канске, Железногорске, Емельяново, Березовке, Назарово. В дальнейшем больше школ получат разрешение на обучение подростков, это только начальный этап.
О том, как опасен «коктейль» – молодость плюс резвый мопед, рассказала Ирина Мирошникова, уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае:
– Перед пресс-конференцией я почитала форумы в Интернете и удивилась, мягко говоря, равнодушному отношению родителей к судьбе детей. Ну и что, пишут папы, мы же тоже гоняли на мопедах в детстве… На мой взгляд, это беспредельная халатность, безответственность, которая граничит с жестоким обращением с детьми. Родители обязаны следить за безопасностью детей, и подобные рассуждения недопустимы. Нельзя забывать об опасности подросткового возраста – времени, когда хочется жить быстрее, выделиться, показать свою «крутость». Подросткам свойственно лихачество, у них нет страха, что нередко приводит к трагедии. Я считаю, что родители должны соблюдать нормы Семейного кодекса. Не идти на поводу всех просьб ребенка, покупая ему мопед или скутер за успехи в школе. Задача мамы и папы – суметь противостоять прихотям подростка, объяснить ему всю опасность управления ТС. Тем более не покупать мопед, если нет водительского удостоверения.
Знания – не прихоть
Врачи-травматологи констатируют, что при одинаковой силе удара ребенок пострадает сильнее, чем взрослый. Поэтому родителям стоит семь раз подумать, подарок мопед или наказание.
Не забывайте, что любое ТС – источник повышенной опасности. Летом на штрафстоянке ГИБДД лежат десятки искореженных мотоциклов, разбитые шлемы. Картина только подтверждает печальную статистику.
Александр Пономарев, мастер спорта по автомобильному спорту России, представитель Общественного совета при ГУ МВД России по краю, сел на мопед в 16 лет, но с тех пор на дорогах многое изменилось:
– Такого количества транспорта, как сейчас, не было. Кроме того, прежде чем сесть за руль, я окончил длительные курсы вождения при ДОСААФ. Нас обучали очень качественно. Ведь обучение не ограничивает доступ к управлению, а, наоборот, дает больше шансов на безаварийное вождение. Знания – не прихоть ГАИ, не жажда наживы автошкол, а жизненная необходимость. Если ваш ребенок совершит наезд на пешехода, он понесет уголовную ответственность. И сломает себе судьбу. Закон принят ради детей, его задача – обезопасить ребенка на дороге.
Андрей Богвилас, руководитель красноярской автошколы, с сожалением отмечает, что пока ажиотажного спроса на обучение по данной категории в Красноярске нет:
– Вдумайтесь, пока категорию М в нашей школе открыли два человека. И это не подростки, а люди пенсионного возраста. Надеюсь, что дети, которые планируют управлять мопедом, придут на обучение. У нас есть и категория А1, которая с 16 лет дает право управления легким мотоциклом. Там тоже немного желающих. Срок обучения составляет два месяца. Опытные инструкторы помогут отработать навыки безопасного вождения.
Кстати, категория М еще и закрывает лазейку для лишенных прав автомобилистов, которые ранее могли спокойно ездить на мопеде. Без курсов подготовки остаются только велосипедисты. Но и для них есть строгие правила. И на первом месте – защита. Есть шлемы профессиональные, есть дешевые китайского производства. Но в случае столкновения с грузовиком не спасают ни те, ни другие. Многие чемпионы авто- и мотоспорта говорят, что чем старше становятся, тем меньше управляют мотоциклом, хотя опыт громадный. И многие подростки, посмотрев в Интернете хроники аварий, отказываются рисковать.
Эксперты не призывают запрещать мопеды для детей. Понятно, что навыки безопасного вождения лучше развивать смолоду и ПДД учить с детства назубок. Возможно, если подросток в 16 лет получит права на мопед, он почувствует ответственность, у него появится интерес к профессиональному вождению, а не к скорости и лихачеству. Известно, что запретительные меры не работают, ведь ребенок может взять без спроса и машину, и трактор угнать. Поможет только обстоятельный разговор по душам и помощь в отработке навыков вождения.
Правила, написанные кровью
- Управлять таким транспортным средством может человек, достигший 16-летнего возраста, имеющий право на управление данным транспортом. Штраф за управление мопедом или скутером без водительского удостоверения составляет пять тысяч рублей.
- При езде на мопеде или скутере даже в дневное время необходимо включать ближний свет фар.
- Ехать на транспортном средстве можно только в мотошлеме – как водителю, так и пассажиру.
- Руль транспортного средства нужно держать обеими руками.
- Не разрешается брать с собой в качестве пассажира более одного человека. Кроме того, по правилам дорожного движения запрещается перевозить на дополнительном сидении мопедов пассажира младше 7 лет.
Важно знать
- Велосипедом можно управлять начиная с возраста детского сада, но только в случае передвижения во дворах и парках. При выезде на дорогу правила для велосипедистов меняются. Управление велосипедом разрешается с 14 лет, а мопедом – с 16 лет.
- Категория М – новая и независимая от наличия других категорий в водительском удостоверении, находится в иерархии в самом низу. Как только скутеры приравняли к механическим ТС, их водителей обязали иметь категорию М. У кого есть права любой другой категории, М присваивается автоматически. Поэтому учиться нужно тем кандидатам в водители, у кого не открыто ни одной категории.
- За лихачей-самоучек моложе 16 лет, покоряющих дороги, отвечают родители. Закон гласит, что передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления ТС или лишенному такого права, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тысяч рублей. Мамы и папы не просто платят сумму, равную половине стоимости мопеда, но и приглашаются на неприятный разговор в комиссию по делам несовершеннолетних.
- Если управляет транспортным средством совершеннолетний водитель, не имеющий права управления ТС, за исключением учебной езды, это нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тысяч до 15 тысяч рублей.