В 160 километрах от Красноярска завершается масштабная реконструкция Ачинской линейно-производственной диспетчерской станции (ЛПДС) – одного из ключевых производственных объектов системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири.
Ритмично и без авралов
В зоне ответственности ЛПДС находится более 100 км магистральных нефтепроводов, более 15 км нефтепровода, по которому происходит сдача сырья на Ачинский НПЗ, а также подводный переход магистрального нефтепровода через реку Чулым.
Цель реконструкции – увеличение пропускной способности нефтепроводов Омск – Иркутск, Анжеро-Судженск – Красноярск: до 65 млн тонн нефти в год на участке от Анжеро-Судженска до Ачинска и до 58 млн тонн нефти в год – на участке от Ачинска до Тайшета. Проектная мощность этих участков до реконструкции составляла соответственно 59 и 53 млн тонн нефти в год.
На всех объектах, большинство из которых находятся на финальной стадии готовности, кипит работа: где-то заканчивается монтаж оборудования, где-то уже приступили в пусконаладке. Специалисты умело и качественно выполняют свои профессиональные обязанности – слаженно, ритмично, без авралов и нервотрепки, несмотря на то что до сдачи проекта в эксплуатацию остались считаные месяцы.
Генеральный подрядчик реконструкции – новосибирская компания, которая хорошо зарекомендовала себя на подобных объектах в системе «Транснефти». Здесь, на ЛДПС, сейчас ежедневно задействованы более сотни сотрудников подрядчика, а в самые горячие дни их было до 170. Новосибирцы выполняют полный комплекс работ – от котлована до пусконаладки. В организации трудятся жители Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского края.
Заходим в свежеотстроенное здание магистральной насосной. Это сердце станции. Здесь светло, просторно и по-инженерному красиво. Огромные насосные установки вызывают уважение. Их четыре. Они уже установлены на мощных фундаментах и соединены муфтами с внушительными электродвигателями, которые выше человеческого роста. И хотя они еще не работают, в них чувствуется огромная скрытая сила. Производительность каждого магистрального насоса 8 тыс. кубометров в час, а вес 10 тонн. Электродвигатели тоже отечественного производства. Их КПД составляет 97,4 %. Высокий КПД – залог энергоэффективной работы оборудования. Примечательно, что и насосы, и электродвигатели произведены в России, на отечественных предприятиях. Отечественного производства и подавляющая часть оборудования, стройматериалов, арматуры, труб, комплектующих.
Санкции не помешали модернизации – отечественные предприятия мобилизовались и сумели произвести все, что нам нужно: металлоконструкции поставляет Новосибирск, запорную арматуру – Пенза, инертные материалы – Красноярский край, – объясняет Евгений Артемов, заместитель генерального директора АО «Транснефть – Западная Сибирь» по строительству.
Он рассказывает, что еще в сентябре 2022 года здесь было «чистое поле». А концу ноября уже заменили грунт под всей площадкой, это порядка 37 тыс. кубометров, и обеспечили водоотвод. 1 декабря получили разрешение на строительство и официально к нему приступили. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на июль 2024 года. Хотя сначала в планах был 2025 год. Но благодаря грамотной организации труда, применению новейших инженерных решений и использованию цифровых инноваций сроки удалось сократить практически на год. Этому способствовало и выстроенное взаимодействие с местными органами власти, с администрацией Ачинска. Нефтетранспортников в районе ценят – ведь на станции трудятся жители Ачинска и ближайших населенных пунктов. Проект модернизации ЛПДС – это и новые рабочие места для ачинцев, и стабильные налоговые отчисления в краевой бюджет.
Стройка в режиме онлайн
Также помогло сократить сроки инженерных изысканий и проектных работ внедрение инновационной программы – собственной разработки компании. И тесное взаимодействие с ФАУ «Главгосэкспертиза России» на всех этапах жизненного цикла проекта.
Алексей Захаров, заместитель главного инженера по проектированию АО «Транснефть – Западная Сибирь», рассказал и показал на экране, как шла модернизация станции. Объект создавался в формате цифровой информационной модели.
К моменту строительства у нас была уже не только классическая документация, которая применялась десятилетиями, но и современная 3D-модель объекта. Впервые применили автоматизированную систему управления технической документацией, исключив обмен бумажной продукцией, различными письменными заданиями между проектировщиком, заказчиком, генподрядчиком, строительным и техническим надзором. Все в электронном виде, в режиме онлайн. Любой специалист, участвующий в процессе, может увидеть, что происходит на объектах. Причем даже с мобильного устройства – смартфона или планшета. Делаешь пару кликов мышкой по какому-то узлу, и на экране появляются все его технические характеристики и кто за что отвечает, – объяснил Алексей Захаров.
Сейчас на строительной площадке возведены новые объекты, такие как операторная, аварийная дизельная электростанция, ЗРУ – закрытое распределительное устройство, КТП – комплектная трансформаторная подстанция.
Внутри ЗРУ рядами выстроились шкафы управления со сложным оборудованием. На них написано «Сделано в России». Переключатели, кнопки, сенсоры, дисплеи, светодиоды. Некоторые уже светятся и мигают – идет пусконаладка. Стены взрывозащищенного здания из армированного железобетона толщиной 40 см.
По проекту в ходе модернизации Ачинской ЛПДС будут построены четыре производственных здания общей площадью почти 2 тыс. кв. м и 17 основных сооружений. Кроме упомянутых выше, на площадке также смонтированы насосная станция пожаротушения, резервуары для хранения противопожарных запасов воды, узлы фильтров-грязеуловителей и регулирования давления, кабельная эстакада… Все оборудование отвечает самым строгим современным требованиям промышленной и экологической безопасности.
Кстати, для сотрудников в операторной оборудованы душевые, раздевалки, есть комната приема пищи. Все сделано для комфортной работы. Здесь будут трудиться люди, которые непосредственно следят за технологическим процессом и управляют им.
В 2024 году «Транснефть – Западная Сибирь» отмечает 70 лет с даты образования. К юбилею сибирские нефтетранспортники подходят, демонстрируя высокие производственные результаты, – люди любят свою работу и гордятся ею, поэтому все у них получается на отлично.
На конец 2023 года вложения в реализацию проекта составили более 2,45 млрд рублей. Всего же в комплексную реконструкцию Ачинской ЛПДС, которая входит в АО «Транснефть – Западная Сибирь» (дочернее предприятие ПАО «Транснефть»), планируется направить инвестиции в размере более 3,8 млрд рублей