Несмотря на обилие мероприятий в рамках Красноярского экономического форума, «гвоздем программы», несомненно, является пленарное заседание. Именно здесь компетентные эксперты рассказывают о своем видении триады, включающей анализ экономической ситуации, прогноз ее развития и программу действий.
Отправной точкой КЭФ-21 стал кризис, вызванный пандемией COVID-19. Сейчас, когда свет в конце тоннеля уже виден, основной вопрос – как наиболее эффективно преодолеть экономический спад. Именно об этом рассуждали эксперты в первый день основной программы КЭФ.
Готовность к крупным проектам
О состоянии российской экономики в целом рассказал заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
По оценке вице-премьера, реальные последствия пандемии в России оказались значительно мягче прогнозируемых. Падение промышленного производства составило порядка 2,6 процента. При этом в обрабатывающей промышленности падения практически не наблюдалось.
Огромную стабилизирующую роль сыграла государственная поддержка, в том числе адресная, для отдельных отраслей: автомобилестроения, нефтехимии, текстильной и легкой промышленности, оборонки. Так, объем одного лишь третьего пакета мер государственной помощи составил около 4,5 процента от ВВП.
– Особо надо отметить поддержку системообразующих предприятий, которым было выдано без малого четверть триллиона рублей кредитов, чтобы они прошли этот тяжелый период, – рассказал Юрий Борисов.
По мнению вице-премьера, сегодня существуют две траектории выхода из постковидной депрессии: плавная и агрессивная, причем сам он является сторонником более решительных мер.
– Прогнозы по развитию мировой экономики: свыше трех процентов ежегодно. Нам нужно двигаться не хуже. А это возможно, если мы сохраним нужную динамику инвестиций и решимся на реализацию крупных инфраструктурных проектов, которые дадут новый толчок развитию наших основных системообразующих отраслей, – заявил заместитель председателя правительства.
Президент РФ Владимир Путин дал поручение подготовить к 1 мая перечень таких проектов.
По словам Юрия Борисова, рассматриваются несколько направлений. Это, в частности, стимулирование транспортного машиностроения: судостроения, автомобильной и авиационной промышленности гражданского назначения.
Устояли и развиваемся
Оценивая последствия пандемии в Красноярском крае, губернатор Александр Усс признал, что наибольший урон понесли отрасли, непосредственно ориентированные на потребителя: пассажирские перевозки, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание.
Однако экономические потери оказались не столь тяжелыми, как прогнозировалось изначально. В частности, не сбылся прогноз сокращения на 25 процентов доходов краевого бюджета. Более того, бюджет по итогам года стал профицитным.
При этом три ключевые отрасли экономики края продемонстрировали, что кризис может являться вызовом, стимулирующим развитие.
Так, сельское хозяйство края показало феноменальные результаты по производству пшеницы и рапса. Лесная отрасль смогла сохранить объемы, несмотря на закрытие границ, а по ряду позиций, связанных с глубокой переработкой древесины, рост составил от 5 до 12 процентов.
Увеличение объема грузовых авиаперевозок через красноярский аэропорт в 2,5 раза позволило перекрыть потери от сокращения пассажирских перевозок и выполнить все намеченные показатели. Именно в сложном 2020 году была построена новая рулежная дорожка, которая позволила в два раза увеличить количество взлетов и посадок.
– Не могу не сказать и о нашем главном результате, – подчеркнул Александр Усс. – Это резкое продвижение с точки зрения инвестиционной активности. Красноярский край в этом году вошел в пятерку самых инвестиционно привлекательных регионов.
По оценке губернатора, этому способствовали несколько составляющих. Во-первых, это наши природные богатства. Но они оставались бы невостребованными, если бы не была создана организационная структура для реализации комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Эта структура, по словам губернатора, позволяет сегодня по примеру Китая осуществлять «плотное клиентское сопровождение» каждого, кто готов зайти на территорию макрорегиона с инвестиционным проектом.
– Второе, что определило взрывной рост инвестиций, – это макрорегиональные рамки, – отметил губернатор. – Мы поняли, что ограничиваться даже таким большим краем, как Красноярский, нельзя. Потому что есть проекты, успешность которых определяет возможность выхода за административно-территориальные границы.
По мнению Александра Усса, сегодня назрела необходимость так называемого фронтального экономического подъема. Смысл этого понятия в том, что крупные компании, работающие на территории региона, не должны ограничиваться только собственной деятельностью, нужно вовлекать в свою орбиту другие предприятия, относящиеся к сфере среднего и малого бизнеса. Кроме того, крупные экономические игроки должны плотнее взаимодействовать друг с другом – это создаст мощный мультипликативный эффект.
COVID уходит, а дела остаются
Соглашаясь с Юрием Борисовым в части необходимости крупных инфраструктурных проектов транспортной направленности, Александр Усс подчеркнул особую важность всех видов транспортного сообщения для Красноярского края. Это и возрастающая роль перевозок по Северному морскому пути, и идея Транссиба 2.0 – магистрали, которая пройдет параллельно действующей Транссибирской. Недавно родилась и идея строительства ниже енисейских порогов современного порта, который обеспечивал бы транспортировку грузов на север края.
– Именно инфраструктурные проекты – те проекты, которые бизнес не сможет осуществить без поддержки государства, – могут стать тем трамплином, который позволит Сибири стать опорой государства Российского. Она обязательно ею станет, – так подытожил свое выступление Александр Усс.
В дискуссии о путях выхода из кризиса приняли участие (в реальной и виртуальной формах) представители бизнеса и экспертного сообщества. Участникам красноярского форума интересно было выслушать прогноз аналитика с мировым именем профессора Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини, предсказавшего мировой кризис 2008 года. Будучи достаточно пессимистичным в оценке перспектив выхода мировой экономики из рецессии, г-н Рубини отметил, тем не менее, эффективную политику правительства России. Во всяком случае, последствия пандемии в Европе, на его взгляд, значительно более серьезны, чем в нашей стране.
Своими рецептами выхода из «постковидного синдрома» поделились такие известные представители бизнеса, как Олег Дерипаска (основатель РУСАЛа), Николай Уткин («Норникель»), Владимир Рашевский («Еврохим»), Степан Солженицын (СУЭК).
Позицию малого и среднего бизнеса представил президент «Опоры России» Александр Калинин.
Если вкратце подвести итоги полуторачасовой дискуссии, то ее главный итог можно определить в двух словах: «паники нет». Есть осмысление, есть понимание, что просто не будет. Но такова реальность, в которой мы живем. И, собственно, вся история человеческого прогресса – это история ответов на те или иные вызовы. И уж совершенно точно, коронавирусу прогресс не остановить. Ни в мире, ни в России, ни в Красноярском крае.
Следователь Алексей К. несколько месяцев провел в зоне спецоперации – расследовал преступления, совершенные в отношении местных жителей украинскими военными. За
Корреспондент НКК побывал в мастерской талантливого красноярского художника Эдуарда Шеломова, где одним из первых познакомился с его новыми картинами, которые