При первом знакомстве заслуженный учитель края сразу покоряет своим обаянием, открытой улыбкой, добрым материнским взглядом. Возраст? Нет, не скажешь, паспорт – он частенько врет. Особенно когда дело касается женщин. Нина Николаевна выглядит молодо, она своим бодрым настроем располагает к общению. Кажется, еще минута, и запоет, будто на сцене.
Оказалось, и правда, поет. И прямо на уроках! А еще она показывает ученикам, как замешивать тесто, рассказывает о шедеврах мирового искусства, предлагает тему эссе – «Отношения каблучка и ступеньки»… Уникальный директор сделала самую обычную школу в поселке Жеблахты особенной. Об этом учебном заведении, как и о самой Нине Ульчугачевой, знает даже премьер-министр страны Дмитрий Медведев…
Спрос с учителя
Таких педагогов, как она, дети не забывают и через 20 лет считают любимыми.
– Нина Николаевна, вам груз стажа не давит, не устали?
– Да вы что, я очень люблю свою работу. Сегодня все меньше учителей, которые могут так сказать. Говорят, сложно с детьми стало, неуправляемых много, не слушают. Так это зависит от того, как учитель себя поставил. Мне никогда тяжело с детьми не было, с дисциплиной. Секрет прост: учитель должен быть интересным, что-то нести новое, значимое для ребенка. А если нет стержня, личности, то дети это чувствуют. И какой тогда с них спрос? Спрос с педагога…
Что такое интересный человек? Чтобы побеседовать обо всем. Показать свой богатый внутренний мир, знания. Постоянное развитие учителя и учеников – на это нацелены наши события, акции. И репродукции известных картин для этого повешены. Я создала школьную галерею: рассказываю детям о Врубеле, Васнецове, Репине. Знаете, ведь я могу вести урок совсем не на ту тему, что в плане обозначена. Ну я же чую, что интересно, вот и обсудим, а не глаголы. Вообще, могу зайти в класс и запеть песню, которая меня поразила. С детьми эмоциями поделиться. Люблю, когда в уроке есть душа, сердце. Не умею просто давать материал – бессмысленные усилия. Дети начинают уросить…
Слово нечасто употребляемое. Но без перевода понятное. Упрямиться дети начинают, своевольничать. А Нина Николаевна – педагог, который тонко чувствует настроение учеников, играет на нежных струнах детской души лирическую мелодию своего предмета. В этом ее особенная методика:
– Я очень люблю предмет человековедение. Вы правы, нет такого в школьном расписании. Он у меня в голове. Прежде, чем идти в класс, нужно психологию изучить. Если я вижу, что ребенок встревожен, взвинчен, не могу я его по предмету спрашивать. Говорю: давай обнимемся! А уж потом все остальное. Меня уже дети как-то прозвали за эти обнимашки.
Я считаю, что должна спасать души. И сама трачу душевное тепло, силы. Иногда такой хороший урок пройдет, выйду в коридор, плачу. Коллеги бегут успокаивать, думают, что-то случилось. А я им: «Так надо!» Бывают и плохие уроки. Я не скрываю, сразу признаю.
Как учитель русского языка и литературы, Нина Ульчугачева не могла не создать в школе литературное общество «Маленький пегасик». Для души, для творчества. Дети пишут, выпускают сборники. Многие побеждали на региональных литературных конкурсах, авторов из Жеблахты печатают в литжурнале «День и ночь», других изданиях. Это сейчас каждый ребенок может написать пост в соцсети. А тогда публикация в школьном «пегасике» была верхом признания, стимулом расти, творить, развиваться. Зачем вообще люди пишут? Нина Николаевна уверена, что это нужно и педагогам:
– Важно познать ребенка, его внутренний мир. Вот он пишет на тему «Один день счастливого человека». И мы узнаем, что наш ученик вовсе несчастен. Плохо ему, одиноко. Я даю такую тему: «Люблю». Многие через эссе открыли свои чувства. Дети такие хорошие вещи писали! А еще сразу талантище виден. Вот, например, тема «Диалог утюга и платья»: вы бы в школьном возрасте такое сочинили?
Домик для теплых писем
Жеблахтинскую школу, которой уже 95 лет, в принципе не назовешь обычной. Ее интерьеры украшает деревянное кружево. Здесь на урок зовут колокольчиком, а не электрическим звонком. Будущий директор окончила в Жеблахты восьмилетку, потом было Минусинское училище, Абаканский пединститут.
– Сначала я рванула подальше на свободу – в Иркутскую область, потом вернулась в край, в Хандальск Абанского района. Работала в крошечной деревушке Станок. Там сама в школе мыла полы, печку топила. Влюбилась, родилась дочка. Семейная жизнь не сложилась, и папка меня привез домой. В Ивановке работала сначала. Там и с мужем познакомилась. История такая: записки кавалеру писала и в яр бросала.
– Куда?
– Ну, на улицу, в яр. Генка Ульчугачев – кавалера звали. Потом школу в Ивановке закрыли (9 лет я там была). И уже в Жеблахты с дочкой Натальей и сыном Сергеем вернулась.
Душевный подход директора к образованию доказывает и ящичек на стене:
– Домик для теплых писем. Каждый может опустить туда сообщение. Только правило: оскорбительного не писать. Особенно приятно доставать послания в День учителя. Мне как директору все о педагогах дети рассказывают.
Еще одна особенность школы – музей «История одной семьи». Его тоже придумала с коллегами Нина Ульчугачева. Патриотизм, по ее мнению, – это знать путь предков, а не маршировать. Вот в музее они его изучают. Горшки, маслобойки, ухваты, иконы, радиоприемники. За каждым экспонатом – история рода, страны. Не просто этнографика. Нина Николаевна на уроке «Хлеб всему голова» помогает укрепить связи школьников с историей:
– Вот квашоночка, в ней – веселочка. Мы с детьми опару заводим, тесто делаем. Детишки свои головенки в горшок засунут, им так любопытно. А мне – бальзам на душу. Крынку моей мамы покажу, а маме она досталась от бабушки Анны, а ей – от бабушки Устиньи. Мама помнит, как кулагу здесь готовили, муку запаривали кипятком. За каждой вещью оживает семья, которая жила на этой земле. Что же я, не расскажу детям о баяне моего папки Николая? Он лучше всех играл. Купил баян папе его отец, мой дедушка, высланный в Дудинку как кулак. Николай шел по улице и растягивал меха. Играть сначала не умел, потом выучился.
Москва, Кремль, президенту
– В школе летом учеников не найдешь, – предположила я грустно, переживая за пустые фотоснимки.
Как это не найдешь? Нина Николаевна указала на спортплощадку:
– Наши все здесь, они бегают на стадионе!
Кстати, появился спортивный дворик у школы необычным образом. Нина Николаевна в 2010 году обратилась с просьбой помочь со строительством к президенту страны Дмитрию Медведеву. Написала письмо, как умеет, – душевно. Президент и ответил через помощников. Мол, спортплощадку в Жеблахты сделать! За такое самоуправство ее, конечно, в районе и крае пожурили. Но площадка сделана и до сих пор остается центром притяжения молодежи поселка.
Фото Андрея КРУПНОВА