Легендарная Нина Ульчугачева

Педагог с полувековым стажем, из которых 32 года она директор сельской школы

Легендарная Нина Ульчугачева Педагог с полувековым стажем, из которых 32 года она директор сельской школы

При первом знакомстве заслуженный учитель края сразу покоряет своим обаянием, открытой улыбкой, добрым материнским взглядом. Возраст? Нет, не скажешь, паспорт – он частенько врет. Особенно когда дело касается женщин. Нина Николаевна выглядит молодо, она своим бодрым настроем располагает к общению. Кажется, еще минута, и запоет, будто на сцене.

Оказалось, и правда, поет. И прямо на уроках! А еще она показывает ученикам, как замешивать тесто, рассказывает о шедеврах мирового искусства, предлагает тему эссе – «Отношения каблучка и ступеньки»… Уникальный директор сделала самую обычную школу в поселке Жеблахты особенной. Об этом учебном заведении, как и о самой Нине Ульчугачевой, знает даже премьер-министр страны Дмитрий Медведев…

Спрос с учителя

Таких педагогов, как она, дети не забывают и через 20 лет считают любимыми.

– Нина Николаевна, вам груз стажа не давит, не устали?

– Да вы что, я очень люблю свою работу. Сегодня все меньше учителей, которые могут так сказать. Говорят, сложно с детьми стало, неуправляемых много, не слушают. Так это зависит от того, как учитель себя поставил. Мне никогда тяжело с детьми не было, с дисциплиной. Секрет прост: учитель должен быть интересным, что-то нести новое, значимое для ребенка. А если нет стержня, личности, то дети это чувствуют. И какой тогда с них спрос? Спрос с педагога…

Что такое интересный человек? Чтобы побеседовать обо всем. Показать свой богатый внутренний мир, знания. Постоянное развитие учителя и учеников – на это нацелены наши события, акции. И репродукции известных картин для этого повешены. Я создала школьную галерею: рассказываю детям о Врубеле, Васнецове, Репине. Знаете, ведь я могу вести урок совсем не на ту тему, что в плане обозначена. Ну я же чую, что интересно, вот и обсудим, а не глаголы. Вообще, могу зайти в класс и запеть песню, которая меня поразила. С детьми эмоциями поделиться. Люблю, когда в уроке есть душа, сердце. Не умею просто давать материал – бессмысленные усилия. Дети начинают уросить…

Слово нечасто употребляемое. Но без перевода понятное. Упрямиться дети начинают, своевольничать. А Нина Николаевна – педагог, который тонко чувствует настроение учеников, играет на нежных струнах детской души лирическую мелодию своего предмета. В этом ее особенная методика:

– Я очень люблю предмет человековедение. Вы правы, нет такого в школьном расписании. Он у меня в голове. Прежде, чем идти в класс, нужно психологию изучить. Если я вижу, что ребенок встревожен, взвинчен, не могу я его по предмету спрашивать. Говорю: давай обнимемся! А уж потом все остальное. Меня уже дети как-то прозвали за эти обнимашки.

Я считаю, что должна спасать души. И сама трачу душевное тепло, силы. Иногда такой хороший урок пройдет, выйду в коридор, плачу. Коллеги бегут успокаивать, думают, что-то случилось. А я им: «Так надо!» Бывают и плохие уроки. Я не скрываю, сразу признаю.

Как учитель русского языка и литературы, Нина Ульчугачева не могла не создать в школе литературное общество «Маленький пегасик». Для души, для творчества. Дети пишут, выпускают сборники. Многие побеждали на региональных литературных конкурсах, авторов из Жеблахты печатают в литжурнале «День и ночь», других изданиях. Это сейчас каждый ребенок может написать пост в соцсети. А тогда публикация в школьном «пегасике» была верхом признания, стимулом расти, творить, развиваться. Зачем вообще люди пишут? Нина Николаевна уверена, что это нужно и педагогам:

– Важно познать ребенка, его внутренний мир. Вот он пишет на тему «Один день счастливого человека». И мы узнаем, что наш ученик вовсе несчастен. Плохо ему, одиноко. Я даю такую тему: «Люблю». Многие через эссе открыли свои чувства. Дети такие хорошие вещи писали! А еще сразу талантище виден. Вот, например, тема «Диалог утюга и платья»: вы бы в школьном возрасте такое сочинили?

Домик для теплых писем

Жеблахтинскую школу, которой уже 95 лет, в принципе не назовешь обычной. Ее интерьеры украшает деревянное кружево. Здесь на урок зовут колокольчиком, а не электрическим звонком. Будущий директор окончила в Жеблахты восьмилетку, потом было Минусинское училище, Абаканский пединститут.

– Сначала я рванула подальше на свободу – в Иркутскую область, потом вернулась в край, в Хандальск Абанского района. Работала в крошечной деревушке Станок. Там сама в школе мыла полы, печку топила. Влюбилась, родилась дочка. Семейная жизнь не сложилась, и папка меня привез домой. В Ивановке работала сначала. Там и с мужем познакомилась. История такая: записки кавалеру писала и в яр бросала.

– Куда?

– Ну, на улицу, в яр. Генка Ульчугачев – кавалера звали. Потом школу в Ивановке закрыли (9 лет я там была). И уже в Жеблахты с дочкой Натальей и сыном Сергеем вернулась.

Душевный подход директора к образованию доказывает и ящичек на стене:

– Домик для теплых писем. Каждый может опустить туда сообщение. Только правило: оскорбительного не писать. Особенно приятно доставать послания в День учителя. Мне как директору все о педагогах дети рассказывают.

Еще одна особенность школы – музей «История одной семьи». Его тоже придумала с коллегами Нина Ульчугачева. Патриотизм, по ее мнению, – это знать путь предков, а не маршировать. Вот в музее они его изучают. Горшки, маслобойки, ухваты, иконы, радиоприемники. За каждым экспонатом – история рода, страны. Не просто этнографика. Нина Николаевна на уроке «Хлеб всему голова» помогает укрепить связи школьников с историей:

– Вот квашоночка, в ней – веселочка. Мы с детьми опару заводим, тесто делаем. Детишки свои головенки в горшок засунут, им так любопытно. А мне – бальзам на душу. Крынку моей мамы покажу, а маме она досталась от бабушки Анны, а ей – от бабушки Устиньи. Мама помнит, как кулагу здесь готовили, муку запаривали кипятком. За каждой вещью оживает семья, которая жила на этой земле. Что же я, не расскажу детям о баяне моего папки Николая? Он лучше всех играл. Купил баян папе его отец, мой дедушка, высланный в Дудинку как кулак. Николай шел по улице и растягивал меха. Играть сначала не умел, потом выучился.

Москва, Кремль, президенту

– В школе летом учеников не найдешь, – предположила я грустно, переживая за пустые фотоснимки.

Как это не найдешь? Нина Николаевна указала на спортплощадку:

– Наши все здесь, они бегают на стадионе!

Кстати, появился спортивный дворик у школы необычным образом. Нина Николаевна в 2010 году обратилась с просьбой помочь со строительством к президенту страны Дмитрию Медведеву. Написала письмо, как умеет, – душевно. Президент и ответил через помощников. Мол, спортплощадку в Жеблахты сделать! За такое самоуправство ее, конечно, в районе и крае пожурили. Но площадка сделана и до сих пор остается центром притяжения молодежи поселка.

Фото Андрея КРУПНОВА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня