Ленинград – Донецк

Ленинград – Донецк
Фото: Марат Винский

27 января 1944 года войсками Волховского, Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов была окончательно уничтожена вражеская группировка, осаждавшая Северную столицу. Блокада, продолжавшаяся 872 дня, стала не только примером стойкости, выходящей за пределы физических возможностей человека, но и вернула древние, казалось, уже забытые правила ведения войн, в которых нет различия между военными и гражданскими. Восемьдесят лет спустя именно по этим правилам Запад чужими руками воюет против нас.

Неизвестный голод

Вначале стоит напомнить две важные очевидности. Точное количество жертв блокады не установлено до сих пор. На Нюрнбергском процессе прозвучала цифра – 641 тысяча человек, из которых только десятая часть погибла от вражеских бомб, а остальные от голода. Последние данные названы в октябре 2022 года в ходе заседания Санкт-Петербургского городского суда по делу о признании геноцидом блокады Ленинграда войсками нацистской Германии и их пособниками в 1941–1944 годах – 1 миллион 93 тысячи человек, то есть треть населения города к началу войны. Соотношение погибших от бомб и голода то же самое – один к десяти.

Однако еще в советские времена люди, занимавшиеся изучением истории блокады, говорили о невозможности подсчитать всех, кого смерть от истощения нагоняла в эвакуации. Со многими это происходило быстро, почти мгновенно – люди, только-только вывезенные из осажденного города, получали сытный паек, набрасывались на еду и умирали. Желудок, истонченный до состояния папиросной бумаги, не выдерживал и малого количества твердой пищи. Но даже врачи поняли это не сразу. Врачам, как сказано в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича, пришлось многое открывать заново. «Обнаружилось, что мировая медицина поразительно мало знает о голоде и дистрофии. Иногда кажется, что человечество совершенно по-детски спешит забывать неприятные переживания, обидные и унизительные, к которым относится массовый голод… На одной из станций, мимо которой проезжали эвакуированные, они прочли плакат: «Горячий привет ленинградцам-дистрофикам!» Люди, это написавшие, начисто забыли даже значение самого слова «дистрофия». Будто и не было 1921 или 1933 годов!..»

Важная деталь: германские врачи, вопреки утверждению авторов, в голоде все-таки немного разбирались, просчитывали предположительное количество калорий на душу и составляли для командования прогнозы о сроках вымирания населения Ленинграда. Собственно, они же первыми и поражались тому, что город продолжает сражаться и работать вопреки всем параметрам человеческой физиологии.

Город не брать!

Вторая очевидность – позорная, поскольку до сих пор среди нас шебуршатся персонажи, исповедующие один из догматов либерального культа: «Ленинград надо было сдать, чтобы спасти людей». Поэтому приходится повторять по буквам: нацисты не собирались оккупировать Ленинград. Нацисты собирались его выморить и уничтожить. Изначально. Оккупация Ленинграда не значилась ни в одном из германских стратегических планов.

«Фюрер принял твердое решение – сровнять с землей Москву и Ленинград, чтобы там не осталось людей, которых нам пришлось бы кормить зимой. Города должны быть уничтожены с воздуха авиацией. Не следует для этого использовать танки». (Дневник Ф. Гальдера. 8 июня 1941 г.)

О том же в директиве начальника штаба военно-морских сил Германии за № 1601/41 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга»: «Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

В начале октября 1941 года командующий группой армий «Север» фон Лееб запрашивает генштаб, что делать с беженцами, ищущими спасения в германских окопах, и получает приказ: всех возвращать в город, в который «ни один немецкий солдат не должен вступать».

Убивал и морил Ленинград целый европейский интернационал – немцы, финны, испанцы, итальянцы, норвежцы. Систематические обстрелы города предпринимались в том числе для поддержания боевого духа войск, у которых не должно было появиться даже намека на сочувствие гражданскому населению.

Древнейшая война

Именно с той же целью ВСУ бьют ракетами и тяжелой артиллерией по жилым домам, площадям и рынкам Белгорода, Донецка, других городов и сел; бьют, подгадывая время, когда «мирняк» отправляется за картошкой, мясом, одежным ширпотребом… Это модернизированная практика 2014 года, когда кочующие минометы, орудия и даже авиация лупили по детсадам, школам, курятникам, мазанкам, гаражам, пляжам. Возможностью присовокупить к бомбежкам голод и жажду Украина немедленно бы воспользовалась – слава богу, она не везде была…

Тысячу раз отмечено, что перед нами чистой воды террор, не имеющий никакой сугубо военной надобности. Но это не совсем так, поскольку и Донецк, и Ленинград, несмотря на разницу во времени и масштабах потерь, – явления нового типа войн Запада. Который, в свою очередь, очень старый тип, несколько подзабытый.

В Древнем мире и Средних веках блокада Ленинграда считалась бы особенной только по масштабам, но не по методам. При осаде городов голод являлся таким же боевым средством, как стрелы и ядра. Собственно, поэтому и строились города-крепости с запасами еды, воды, оружия, рассчитанные, в идеале, на полную автономность. Войны тех эпох по большому счету не делали различия между военными и мирными – те и другие становились либо добычей, либо жертвой.

Европа так и воевала внутри себя, пока на подходе к Новому времени не осознала, что сопутствующие жертвы войны превышают выгоды побед. (В Тридцатилетнюю войну 1618–1648 гг. германские государства лишились трети населения, южные земли – до 70 процентов). Постепенно война превращалась в занятие круга профессионалов, лишь рикошетом задевая мирное население, для которого исход войны менял только адресат уплаты налогов. Но так западные державы воевали друг с другом, а в колониях и в землях чуждых народов, славян например, держались древней практики.

Но нацистская Германия сделала еще один шаг назад, к совсем уж архаическому типу войны – тотальной, подразумевающей уничтожение вражеского народа, а не только его войска. «Предайте заклятью и уничтожьте все, что есть у него. Не жалей его, предай смерти всех: и мужчин, и женщин, и детей, и младенцев, и волов, и овец, и ослов, и верблюдов» (1 Царств, 15:2-3). Эта же древнейшая война повторилась на новом технологическом витке – в Хиросиме и Нагасаки, во Вьетнаме, где напалмом, бомбами и ядами выжигались не только массы людей, но и сама среда их обитания…

А Ленинград был не нужен Гитлеру даже как добыча. Нужна была его смерть. Точно так же владельцам Украины не надобен Донецк. Так они его и не получат никогда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления