Два года на территории семи районов Красноярского края действовала высокоорганизованная преступная группа «черных лесорубов», члены которой по поддельным документам пилили деревья. Уголовное дело возбуждено по 45 преступным эпизодам, 11 фигурантов нанесли ущерб на сумму 150 млн рублей.
Но, как говорят правоохранители, это лишь вершина айсберга. В деле могут появиться новые подозреваемые и новые районы незаконных рубок.
Такого масштабного преступления в сфере лесопользования правоохранители Красноярского края не помнят уже давно. Настолько высокоорганизованные и структурированные группы, в которых роли распределялись между подельниками, имели место, наверное, только в сложные 1990-е годы. Но спустя 30 лет история повторяется.
Преступное сообщество действовало с 2018 по 2020 год на территории семи лесных районов края. Оккупировало Канский, Иланский, Нижнеингашский, Ирбейский, Партизанский, Дзержинский и Тасеевский районы.
– Существуют различные формы организованных преступных групп. Эта объединяла под единым началом самостоятельно действующие в районах группировки, – рассказывает старший прокурор второго отдела управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Красноярского края Николай Васильев. – Незаконные лесорубы из разных территорий взаимодействовали с организаторами.
В центре ОПГ были три жителя края, один раньше работал в районной администрации и имел доступ к персональным данным жителей территории. На этом подозреваемые и строили деятельность своей сети.
– Лесным кодексом, законом Красноярского края, указом губернатора предусмотрена возможность заготовки древесины для собственных нужд гражданам, проживающим в сельской местности. Каждый сельчанин, который имеет дом или земельный участок в собственности, может получить древесину на строительство, ремонт жилья или на дрова, – поясняет Николай Васильев. – Это целевое предоставление леса. И сельчанин, которому выделяются кубометры древесины, свое право не может переуступить другому.
В этом случае переуступка и не требовалась. Жители семи районов, в которых действовали преступники, порой не знали, что на них оформлены крупные участки леса. По фиктивным документам происходили рубки.
Действовали «черные лесорубы» и по другому сценарию. Подыскивали за деньги сельчан, которые соглашались оформить доверенность на распоряжение выделенным лесом. А махинаторы готовили пакет документов, заключали договоры с лесничествами. И рубили.
– Фальсифицировались и правоустанавливающие документы. Мошенники подыскивали гражданина и предоставляли фиктивный договор аренды: якобы у него есть право на земельный участок. А также фиктивное разрешение на строительство, – продолжает старший прокурор второго отдела управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью. – ОПГ изготовила печати госорганов, которые использовались для подделки документов.
При этом тройка организаторов брала на себя и расходы по претензионному сопровождению рубок. Если лесничество обнаруживало, что лесосека не очищена (а это является основанием для привлечения рубщика к административной ответственности), создатели преступного сообщества быстро оплачивали все штрафы, чтобы не привлекать внимания правоохранительных органов к своей деятельности.
Естественно, никто из сельчан, с которыми заключались договоры, древесины не получал. Лес уходил на пункты приема и сбыта, которых в достатке на территории края. Часть кругляка ценных пород (сосна, лиственница, пихта) переправлялась контрабандой по подложным документам в другие страны.
Выявили преступную группировку в феврале 2021 года. Сейчас под следствием находятся 11 человек. Часть подозреваемых под стражей, остальные под подпиской о невыезде. На их имущество общей стоимостью 110 млн рублей наложены аресты в счет возмещения ущерба, нанесенного за два года преступной деятельности.
Летом активная работа велась на местах рубок – проведено 300 осмотров мест происшествий в семи районах края, в основном в Иланском и Ирбейском. Расследование дела продолжается. И, вполне вероятно, в нем появятся новые фигуранты.
Пятерка «первых»
Красноярский край – эпицентр лесных преступлений. Как говорят в прокуратуре, наш регион традиционно в первой пятерке субъектов Федерации по количеству черных рубок. Впереди только Иркутская область и Башкирия.
При этом преступность в сфере лесопользования растет с каждым годом. В 2019-м было зарегистрировано 659 лесных преступлений, в 2020-м уже 765, за 11 месяцев 2021-го – 644. До конца года цифра может вырасти и сравняться с прошлогодними показателями.
Рубят многие – и местное население, и одиночные лесозаготовители, и ОПГ. Большинство лесных преступлений тяжкие – совершаемые в особо крупных размерах.
По информации прокуратуры края, традиционно больше всего лесных преступлений совершается в Абанском районе: в 2021 году – 70 нарушений закона. На втором месте Ирбейский район – 49 преступлений, на третьем Емельяновский – 45. Но и в остальных территориях «черные лесорубы» не перевелись: в Енисейском районе зарегистрировано 35 лесных преступлений, в Иланском – 32, в Курагинском – 26, в Минусинском – 24.
Для декриминализации
О декриминализации лесной отрасли в Красноярском крае заговорили еще до пандемии – в 2019 году. Сейчас на территории региона действует комплексный план, по которому в 44 районах работают мобильные межведомственные группы по пресечению нарушений и преступлений в лесной сфере. Входят в них представители прокуратуры, правоохранительных органов, минлесхоза, минэкологии и КГКУ «Лесная охрана». Проводятся совместные рейды для выявления незаконных рубок. И, как отмечают в прокуратуре, по итогам выездов возбуждаются уголовные дела, фиксируются административные правонарушения.
Используется дистанционный мониторинг: федеральное предприятие «Рослесинфорг» анализирует спутниковые снимки. И при наличии вырубки проверяет, есть ли разрешающие документы.
А с 1 января 2022 года в полную силу заработает система «ЛесЕГАИС», с помощью которой вводится тотальный контроль движения древесины по стране – от делянки до переработки. Вместо бумажных сопроводительных документов на лесную продукцию для отправки грузов теперь будет необходим электронный документ.