Конечная цель «мусорной реформы» – переработка и утилизация бытовых отходов, которые из года в год миллионами тонн складируются на полигонах. На первый взгляд, для Красноярского края с его масштабами это не столь актуально, как для европейской части страны. Но горы несанкционированных свалок видны практически в каждом населенном пункте нашего региона, и закрывать на это глаза просто нельзя. Сложность актуальной теме придает то, что в сельских территориях никто раньше не оказывал услуги по вывозу отходов.
До нынешнего года владельцы частных домов, члены садоводческих объединений и гаражных кооперативов занимались утилизацией бытовых отходов самостоятельно. Теперь эта услуга станет обязательной для всех. Поправки в краевой закон, которые поддержала сессия Законодательного собрания, позволят малообеспеченным гражданам получить льготы при оплате новой коммунальной услуги.
Напомним, закон «О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края» вступил в силу с 1 января этого года. Основные новшества: организация обращения с ТКО возложена на региональных операторов; изменились тарифы на оплату этой услуги; оборудование площадок для сбора мусора – зона ответственности местного самоуправления.
Наш регион поделен на 19 технологических зон, в которых работают операторы. Они будут заниматься обращением с отходами, а каждый житель обязан платить за это по экономически обоснованному и утвержденному тарифу.
Понятное дело, что это может ударить по карману граждан с невысокими доходами, проживающих в сельской территории. Поэтому депутаты приняли поправки в закон «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги».
– В законодательном порядке мы предусмотрим помощь для наименее социально защищенных людей, – рассказал председатель Законодательного собрания Дмитрий Свиридов в ходе брифинга для СМИ. – Вывоз мусора перешел из жилищной услуги в коммунальную, и мы в законе предусматриваем поддержку инвалидов, многодетных семей и ряда других категорий. Субсидии возьмет на себя краевой бюджет, но счет будет получать оператор, который работает по договору с нашим регионом.
Кроме того, законопроект уточняет, что услуги по обращению с отходами предоставляются на основании договоров, заключенных с каждым собственником помещения в многоквартирном доме. Вносятся и другие поправки, уточняющие, например, круг исполнителей коммунальных услуг, а также возможность региональным операторам получать компенсацию в том случае, если стоимость этих услуг превысит определенный порог.
Во время обсуждения проекта закона депутаты попросили докладчика – министра промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края Евгения Афанасьева ответить на уточняющие вопросы.
Александр Глисков поинтересовался, кто получит предусмотренную субсидию, если поставщиков услуг много. Министр пояснил, что средства поступят тому исполнителю коммунальных услуг, доля которого в совокупном платеже больше, а дальше он сам распределит ее между всеми поставщиками.
Владислав Зырянов заострил внимание присутствовавших на том, что многие граждане могут лишиться льгот по оплате ЖКУ из-за того, что не станут оплачивать услугу по вывозу мусора там, где ее не оказывают:
– Слава богу, правительство договорилось, что «мусорные» операторы будут предъявлять плату гражданам только за те территории, где они оказывают свою услугу, – отметил депутат. – Но они могут начать рассылать свои квитанции всем прописанным в муниципальном образовании и таким образом заставлять людей платить. И тогда неплательщики из-за двухмесячной задолженности лишатся льгот.
Владислав Зырянов предложил поддержать готовящуюся поправку в законопроект, которая уточнит, что гражданин может быть признан должником по оплате ЖКУ только судом, а не управляющей компанией или региональным оператором по вывозу отходов.
По итогам обсуждения законопроект был поддержан сессией.
Поддержку при оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО получат пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и ряд других категорий граждан
В ТЕМУ
В начале года группа депутатов Законодательного собрания побывала на севере края, в Норильске и Дудинке, чтобы на месте оценить ход реформы. По итогам совещаний региональному оператору было предложено разработать и представить дорожную карту по обращению с мусором в Таймырской технологической зоне. Кроме того, администрацию района попросили рассчитать и направить сведения о том, сколько средств необходимо муниципалитетам на оборудование современных площадок по сбору мусора в селах и поселках.
Дизель пора замещать
Депутаты поддержали в двух чтениях изменения в закон о компенсации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций в тех территориях края, где используются дизельные электростанции.
Соответствующий закон принят в декабре 2012 года. Согласно ему краевой бюджет выделяет субвенции органам местного самоуправления 11 районов. Это Абанский, Богучанский, Енисейский, Ермаковский, Кежемский, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Тасеевский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы. В свою очередь, те компенсируют предприятиям, вырабатывающим энергию, разницу между так называемым экономическим тарифом и тарифом для населения.
Субвенция выделяется ежегодно, однако в этом году она существенно увеличена и составит 2,5 млрд рублей. Столь большая сумма обусловлена повышением с 1 января 2019 года ставки НДС с 18 до 20 процентов. Соответственно выросли и расходы энергоснабжающих организаций.
Этот закон направлен на защиту населения. На территории перечисленных районов расположено 112 поселков, где из-за отдаленности и климатических условий нет централизованного электроснабжения. Электроэнергия вырабатывается 395 дизель-генераторами, которые принадлежат муниципальным предприятиям.
Подробно проблематика темы обсуждалась на заседании комитета по промышленной политике, транспорту и связи. Тогда депутаты адресовали министру промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгению Афанасьеву ряд вопросов. Владимир Рейнгардт попросил уточнить, какая доля в реальной стоимости киловатта приходится на платежи населения и сколько при этом компенсируется из краевого бюджета. Выяснилось, что население оплачивает только 10 %, все остальное ложится на бюджет. В свою очередь, Виктор Кардашов поинтересовался, нет ли задержек в расчетах с поставщиками энергии. По словам министра, рассчитываются с ними ежемесячно, по факту, из средств целевой субвенции.
Валерия Фарукшина и Рината Галеева интересовали вопросы образования тарифов для населения и эффективности использования дизельных генераторов. А депутат Евгений Козин сказал, что в крае есть примеры, когда частный бизнес предлагает установки, значительно удешевляющие производство.
На сессионном заседании председатель комитета Владимир Демидов предложил поддержать проект в двух чтениях и отметил:
– С одной стороны, закон носит технический характер. С другой, он ставит вопрос о развитии в крае (особенно в северных территориях) альтернативных источников энергии, потому что мы тратим очень большие деньги из бюджета на эти цели. Обращаю внимание председателя правительства Юрия Лапшина на то, что комитет запросил справку о состоянии и использовании дизельных электростанций на севере края, а также на необходимость разработки концепции развития энергетики в крае с учетом альтернативных источников. Это необходимо для того, чтобы уменьшить расходы в будущем.
В итоге законопроект был одобрен сразу в двух чтениях.