В конце марта в платежных квитанциях за ЖКУ появились шокирующие для многих собственников квартир суммы. Хотя саму процедуру перерасчета за отопление новацией не назовешь, она по-прежнему вызывает недоумение и целую гамму негативных эмоций. В УК поясняют, что это стандартный перерасчет, который выполняется раз в год. В соответствии с жилищным законодательством. И внушительные суммы в платежке могли появиться только по одной причине – дом потребил тепла гораздо больше, чем оплатил.
Зима была холоднее
Есть и такие дома, которым удалось сэкономить. Здесь перерасчет сделали в сторону уменьшения. Однако тех, кому придется доплатить, все же больше. И многие из них до сих пор не понимают: за что с них берут дополнительные суммы, ведь они добросовестно перечисляли деньги за отопление в течение года?
Перерасчет платы за услугу «отопление» производится в соответствии с жилищным законодательством, постановлением Правительства РФ № 354, п. 42(1) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Что это означает? За отопление мы вносим деньги равными суммами каждый месяц – и такой метод расчета называется «1/12 (одна двенадцатая)». Но предсказать, сколько дом потребит тепла, заранее невозможно. Поэтому, как пояснили в УК «ЖСК», «для расчетов ежемесячных платежей берутся показатели общедомового прибора учета тепла за предыдущий год. То есть в 2018-м красноярцы платили по показателям 2017-го». Так как эта зима была холоднее, а отопительный сезон – длиннее, следовательно, и доплатить нужно больше.
– По сути ежегодная корректировка – это приведение в финансовое соответствие фактически потребленного тепла и начисленных в течение года средств за него: логика закона проста – если жители потребили тепла больше, а начислено было меньше, то необходимо доплатить, а если в течение года заплатили больше, чем дом потратил тепла, то и перерасчет будет в минус, – поясняет руководитель группы расчетов с населением УК «ЖСК» Владимир Москаленко.
Но простой такую логику считают не все: ведь суммы для людей с не очень высокими доходами существенны.
В УК предлагают обратиться с вопросами к ним напрямую.
В пресс-службе УК «ЖСК» поясняют: их сотрудники не только обязаны объяснить, почему в квитанциях появилась та или иная сумма к оплате, но и, если это необходимо, предоставить показания общедомового прибора учета. Если собственник жилья понимает, что единоразово выплатить всю сумму корректировки будет проблематично, ему нужно обратиться в отдел регистрационного учета и расчетов с населением своей дирекции для рассмотрения вопроса о рассрочке, предлагают в компании.
Десятки обращений по поводу больших счетов уже поступили к депутату Законодательного собрания края Илье Зайцеву:
– В некоторых случаях сумма перерасчета фактически равна сумме пенсии, и люди резонно говорят, что им придется либо не есть, либо не платить. У меня есть конкретный вопрос от пенсионерки с улицы Тимошенкова, у которой пенсия 14 тысяч рублей, а заплатить она должна 11 300 рублей. Женщина спрашивает: «Как жить?» Или вот еще. «Пришел перерасчет на сумму в 9 тысяч, как ее погасить при пенсии в 12 490?» Таких обращений очень много. И это только Свердловский район. К тому же еще не все получили квитанции. Что можно сделать? Собственник имеет право обратиться в службу строительного надзора и жилищного контроля с копией квитанции с просьбой проверить обоснованность предоставления этого перерасчета. Конечно, нельзя сказать, что во всех домах он выполнен неверно. По опыту прошлого года могу сказать: по итогам рассмотрения около 300 обращений каждое 10-е было удовлетворено в разной степени. Где-то сумма корректировки была 100, а где-то тысяча рублей. Был еще один интересный пример: когда жильцы дошли до прокуратуры, выяснилось, что перерасчет был сделан якобы исходя из показаний счетчика, но на самом деле счетчик весь год не работал.
Льгот не лишат
Допустим, перерасчет выполнен верно. Нужно каким-то образом оплачивать выставленную сумму. Для многих людей даже три-четыре тысячи в месяц – совсем не лишние. Внести всю сумму у них единоразово не получится. Как же быть с теми льготами, которые они получают? В министерстве социальной политики Красноярского края заверили: с пониманием отнесутся к ситуации, когда жильцы не могут погасить долг по перерасчету сразу.
– Меры социальной поддержки и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются при отсутствии задолженности. При неоплате ежемесячных платежей более двух месяцев действительно могут быть приостановлены, – пояснили в министерстве. – Однако прежде чем принимать решение, анализируют причины образования задолженности. И если есть объективные причины, меры социальной поддержки и субсидии не прекращаются. Ситуация, когда выставлен платеж, образовавшийся после корректировки размера платы за отопление и (или) горячую воду за прошлый календарный год, не рассматривается как задолженность, возникшая по причине неуплаты жилищно-коммунальных услуг.
Встречаются собственники квартир, у которых есть своя причина для возмущения. В холодное время года им приходилось жить с отопительными приборами, что уже отразилось на счетах за электроэнергию.
– Вначале мы заплатили за электричество в разы больше, потом – за отопление каждый месяц, как и положено, и, наконец, нам выставили еще и перерасчет, – удивляются они. – Не слишком ли это дорого?
– Задним числом невозможно доказать, что качество предоставления коммунальной услуги было несоответствующее, – поясняет Роман Казаков, координатор движения «Народный контроль в ЖКХ». – Нужно было изначально, еще прошлой зимой, обращаться в свою управляющую компанию. Они бы отправили специалиста, который зафиксировал бы температуру ниже положенного, составил акт, на основании которого и можно было бы сделать перерасчет.
Так как же быть? Есть примеры, когда собственники домов платят за отопление по фактическому потреблению. Больше всего – зимой, и ничего – летом. Быть может, кому-то предпочтительнее именно такой вариант. И может, он даже побуждает в каких-то случаях обратить внимание на устранение теплопотерь в доме: отремонтировать дверь, вставить пластиковые окна в подъезде, утеплить швы, отрегулировать работу батарей. Но главная проблема все же не в том, какими долями оплачивать кругленькие суммы за отопление. А в том, что нет максимально прозрачной и понятной всем собственникам схемы учета потребления тепла домом. А значит, и доверия к выставленным к оплате счетам – тоже.
СПРАВКА НКК
Напоминаем, что в Красноярском крае работает консультационно-правовой центр по вопросам ЖКХ:
8 800 333-70-07 (бесплатный звонок для всех жителей Красноярского края), 273-03-00 (телефон для жителей Красноярска).