С наступлением осени стартовал объявленный в мае Центробанком РФ первый этап либерализации ОСАГО. Обладателям действующих полисов пока беспокоиться не стоит – их страховки будут действительны до конца срока. Тем не менее всем водителям рано или поздно придется привыкать к новым правилам.
Суть их сводится к тому, что цена полиса ставится в прямую зависимость от качества вождения. Водишь плохо, нарушаешь ПДД – платишь больше, хорошо – меньше. Пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» приводит слова президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса: «Хороший, нормальный, адекватный водитель, которых большинство – 70 процентов и больше, – не должен платить за остальные 25 процентов».
Отличать хороших от плохих и, соответственно, устанавливать тариф будут сами страховые компании – такая практика существует в большинстве развитых стран.
По мнению автоэксперта Сергея Смирнова, в целом механизм может выглядеть так: проехал на красный свет – доплати к полису 500 рублей, проехал два раза – доплати еще 500 рублей, нарушил четырежды – получи коэффициент, увеличивающий стоимость полиса ОСАГО в несколько раз. Разумеется, будет учитываться и количество совершенных ДТП, и множество других факторов, в том числе такой радикальный, как вождение в нетрезвом виде.
Конечно, это не означает, что страховщики смогут устанавливать любую цену – Банк России определил коридор в 20 процентов вверх и вниз относительно утвержденных ЦБ базовых тарифов.
В денежном выражении, как сообщает портал «Банки.ру», диапазон составит 2 746 – 4 942 рубля вместо нынешних 3 432 – 4 118 рублей. «При этом для некоторых категорий верхняя граница коридора снизится: для мотоциклов и мотороллеров она понизится на 10,9 % и составит 694 – 1 047 рублей, а для легковых автомобилей юридических лиц – на 5,7 %, диапазон составит 2 058 – 2 911 рублей».
Сегодня при оформлении полиса «автогражданки» уже используется индивидуальный подход, однако критериев немного – прежде всего возраст водителя, стаж вождения и т. д., теперь же их станет почти 50. Эксперты сходятся на том, что начинающим автомобилистам и мотоциклистам однозначно придется платить больше.
Что ждет всех остальных? Уже не раз высказывалось мнение: либерализация обернется общим подорожанием обязательного автострахования, страховщики начнут использовать разрешенный двадцатипроцентный люфт исключительно в плюс себе. Именно так происходило в ФРГ – либерализация там была введена в последнем десятилетии ХХ века. Полисы подскочили в цене на 10–15 процентов. Примерно то же наблюдалось в начале «нулевых» в Польше и Прибалтике. Однако в Европе цены после временного взлета стабилизировались и даже пошли вниз – сыграла свою роль конкуренция между страховыми компаниями. Подобное может произойти и у нас.
Так или иначе, либерализация необходима не только потому, что она – хотя бы по замыслу – более справедлива по отношению к водителям. Сами страховщики надеются: она поможет «вытащить из кювета» убыточную автогражданку. Этот вид бизнеса убыточен в более чем половине российских регионов. Не все страховщики принимают предложенную методику, но все согласны – либерализация крайне необходима. В том числе и потому, что работать приходилось по старым ценам. Например, существующий тариф недостаточен, чтобы позволить перейти к лимиту выплат в два миллиона рублей в случае смерти участника ДТП.