Знакомьтесь: Альгирдас Юозович Пуоджюнас, катэковец первого призыва, литовский сибиряк. А для друзей и знакомых – просто Альгис. Фотохудожник, замечательный человек, надежный друг и товарищ.
Он один из тех шарыповцев, для которых эта гостеприимная земля стала второй родиной: врос в нее корнями и уезжать не собирается, от добра добра не ищут.
– На стройку я приехал в октябре 1980 года из Литвы с отрядом имени Олега Кошевого. Нас было 125 человек, – вспоминает Альгис. – Как Сибирь встретила? Нормально. Думал, будет хуже.
Говорит, что его поразила сибирская природа – мощная, яркая. Он увлекся туризмом, снимал пейзажи.
Шесть лет отработал на стройке. Был слесарем-вентиляционником. Их бригада монтировала системы вентиляции на Березовской ГРЭС, на вспомогательных объектах, на новом хлебозаводе. И все это время Альгис не расставался с фотоаппаратом:
– Я его как взял в руки еще мальчишкой, так с тех пор и не выпускаю.
В 1986 году в Шарыпово открылась новая городская газета «Огни Сибири», и Альгиса взяли фотокорреспондентом. Он проработал там добрых два десятка лет.
Пожалуй, у него в городе самый богатый фотоархив. В какую пресс-службу ни зайдешь – у всех в загашниках есть снимки Пуоджюнаса. День за днем он фиксировал на пленку историю КАТЭКа: и монтаж первых колонн главного корпуса БГРЭС, и то, как растет город, и приезды всех столичных знаменитостей на Всесоюзную ударную.
Как свойственно многим прибалтам, Альгис человек аккуратный, щепетильный, не суетливый. Если за что-то берется – делает это основательно. Помню его черно-белые снимки: они всегда были сочными, резкими, высокого качества, с продуманной композицией.
А ведь раньше фотография была не как сейчас, нажал на кнопку – и готово. Приходилось самому химикаты взвешивать, пленки проявлять, печатать. Это требовало много знаний и огромного терпения.
В фотолаборатории у него царил хирургический порядок. Он был первым фотографом, который залез по наружной лестнице на 370-метровую трубу ГРЭС. Сделал потрясающие снимки с высоты птичьего полета. Сейчас, конечно, никто бы его туда не пустил. Но тогда были времена попроще.
Здесь, на КАТЭКе, взял себе в жены девушку с Кубани. У них с Ольгой крепкая семья, два сына, уже взрослых парня, Егор и Томас.
А родная Литва… Конечно, навсегда в его сердце. Хотя он про это и не говорит. Прибалты – ребята немногословные. С ними есть о чем помолчать.
Фото из архива Альгирдаса ПУОДЖЮНАСА