Для журналиста есть только один формат, когда за день можно узнать, как выключатель за шкафом помогает достичь просветления, когда собирать виноградные листья на долму, в каких случаях Папа Римский католическим священникам не указ и как сделать украшение в стиле сокровищ хакасских курганов, – это пресс-тур. Обычно их устраивают на медиафестивалях. За что мы их и любим.
Правда, потом – после пресс-тура – голова немного гудит от напряжения в попытках запомнить яркие фразы, интересные события, непривычные названия национальных блюд и ремесленных техник. А эмоции переполняют настолько, что, добравшись до постели, не сразу можешь уснуть, как перевозбудившийся в гостях младенец.
Пресс-тур «Спаса на Енисее-2022» не оказался исключением.
Очень позитивный и эрудированный экскурсовод Всеволод рассказал историю Красноярска практически со дня основания и почти каждого городского здания, мимо которого мы проезжали. Повторить здесь весь рассказ невозможно, потому что экскурсия длилась около шести часов. Поэтому рекомендую просто пройтись или проехаться по городу в сопровождении Всеволода*. Сейчас он – студент исторического факультета Красноярского педуниверситета и, если уже сейчас столько знает про город и землю, на которой он основан, представляю, сколько сможет рассказать, когда получит диплом.
Алмазный путь
Официально буддизм – одна из трех мировых религий. Сами же буддисты, по крайней мере красноярские, считают его, скорее, учением.
Предельно краткое изложение истории его зарождения и сути в изложении представителя центра Аркадия Разваляева звучит примерно так:
Больше двух с половиной тысяч лет назад в одном из королевств на севере Индии родился принц Сиддхартха Гаутама, жизнь которого отец устроил так, что он не знал о существовании несчастий. А в 29 лет молодой человек узнал, что существуют боль, старость, болезни, смерть. Испытал настоящий шок и направил все свои силы на то, чтобы принести в мир учение, которое освобождало бы всех живущих от страданий и приводило к счастью, которое невозможно потерять.
Принц в итоге пришел к просветлению, стал именоваться Буддой, что на санскрите означает пробудившийся. А его учение стало завоевывать мир. Завоевало оно души и нескольких сотен, а может быть, и тысяч красноярцев разных национальностей.
Буддийский центр Алмазного пути в Красноярске был зарегистрирован в 1991 году. Если кто думает, что название центра объясняется любовью к красивым словам и вещам, он не совсем справедлив. Алмаз принимает цвет того материала, рядом с которым находится: на красном светится красным светом, на синем – синим и так далее, но при этом всегда остается собой. Так и буддизм принимает культуру той территории и того народа, в котором развивается, но свою основу не теряет.
Главная цель буддиста – достичь просветления. Путь этот непростой, чтобы его завершить, приходится «растворять концепции», говорят буддисты. Если предельно упростить, это означает: снять ограничения и порвать шаблоны.
Рассказывают о буддистах йогинах, которые смогли сделать это еще в этой жизни. Они уходили в пещеры, где проводили время в медитациях. Выходили из своих добровольных заточений, только достигнув просветления.
И так как у них все концепции были устранены, они оставляли в камнях скал следы своих рук и ног. Так они показывали, что у них не существует концепции твердого. Наши ребята видели эти отпечатки, — утверждают в красноярском центре Алмазного пути.
Прежде чем достичь просветления, буддисты все-таки придерживаются некоторых ограничений. Например, у мужчин, которые выбрали монашеский путь, 256 ограничений, у женщин — 350. Как всегда…
Буддийский лама Оле Нидал однажды проехал всю Россию от Владивостока до западных границ. После чего посоветовал всем иностранцам совершить такое же путешествие – когда они видят наши бесконечные просторы и знакомятся с некоторыми особенностями менталитета, у них растворяются очень многие концепции.
Аркадий Разваляев рассказал, как даже у него в одном из путешествий по родной стране растворились некоторые концепции. Зайдя в гостиничный номер, он увидел, что лампочка есть, а выключателя — нет. Его спутники немного растерялись, а он хорошо помнил выступление Михаила Задорнова, который рассказывал, как в России закрывают выключатель шкафом, а в задней стенке вырезают под него дырку.
Но, распахнув дверцы, ничего такого не обнаружил.
И только через 15 минут поисков понял, что выключатель действительно глубоко за шкафом, но здесь даже дырку не вырезали.
Церковь Святого Саркиса
Первое, что бросается в глаза во дворе армянской церкви Святого Саркиса, – небольшой фонтанчик или пурпулак, напиться из которого может любой жаждущий.
В Армении их можно увидеть повсеместно, а у нас – только здесь. Очевидный символ доступности армянской церкви для всех томимых духовной жаждой людей.
Когда вы приходите, мне важно, с чистым ли сердцем вы это делаете, раскаиваетесь ли в грехах, нужен ли вам какой-то совет. Мне не так важно, как человек формулирует для себя естество Христа. Я думаю, ни в одной церкви у вас об этом не спросят, — считает служитель армянской апостольской церкви Петр.
Армения – первое государство, признавшее христианство официальной религией. Произошло это по разным источникам в 310-м или в 314 году нашей эры. Тогда еще не была развита иконопись, и в целом храмы были довольно аскетичными. Такими и сохранились они сейчас в Армении. С тех самых пор одно из главных украшений национальных церквей — резные каменные кресты, хачкары. Дополняют их образы Спасителя и Девы Марии – но это, скорее, не иконы, а картины.
Более 10 тысяч армян живут в Красноярске, сотни их них – прихожане церкви Святого Саркиса.
Орган вместо алтаря
Красноярские католики делят костел с филармонией. Точнее, сосуществуют в одном здании. Построено оно на пожертвования католиков, в основном поляков, по проекту архитектора Соколовского в 1911 году. Тогда приход в гораздо меньшем по населению и размеру Красноярске объединял около 10 тысяч прихожан. Сейчас – около двух тысяч.
Каждый день здесь проходят службы, а по вечерам — органные концерты. Инструмент в римско-католическом костеле стоит на месте алтаря.
Справедливости ради нужно отметить, что храм мы сейчас видим таким, как его задумал автор, скорее всего, как раз благодаря решению превратить его в органный зал. Принял его Павел Федирко, когда возглавлял крайком КПСС. Поставили в костеле инструмент в начале 80-х. При этом частично разрушенное в прежние годы здание храма было восстановлено и отреставрировано.
Построенный в Чехословакии инструмент — единственный духовой орган в Красноярском крае.
Настоятель прихода Преображения Господня отец Дариуш — поляк. Признается, что хоть и считает бессмысленным спрашивать, кто к какому народу принадлежит, но однажды попытался посчитать, представители скольких национальностей приходят на службы, получилось 14.
Служит в Красноярске отец Дариуш уже 28 лет. И хотел бы, чтобы костел был прежде всего храмом, а уже потом концертным залом, но принимает ситуацию. «Меня и прихожан здесь никто не обижает», — грустно улыбается он, подчеркивая, что и верующие, и филармония дисциплинированно соблюдают все договорённости.
О церковной дисциплине он тоже говорит с улыбкой и небольшим акцентом.
Римский Папа может мне указывать по двум статьям: веры и нравственности – еx cathedra (лат. буквально «с кафедры». — Ред.), то есть официально. Если он это делает, я обязан к этому прислушиваться. Если же он сказал это сам себе после завтрака, а кто-то услышал и мне передал, это мне не указ. Но я слушаюсь Папу Римского Франциска во всем.
Кстати, отец Дариуш подтвердил красноярскую легенду о том, что костел и бывший дом настоятеля связывает подземный ход. И даже признался, что был в нем. «Но им сейчас никто не пользуется», — остановил все расспросы о подземелье.
Дружба народов
В Доме дружбы народов Красноярского края участников пресс-тура встретили казаки. Как и полагается, на крыльце величальной песней и чарочкой чего-то терпко-сладкого – так и не признались, что это, только заулыбались, увидев, как от крохотного глоточка повеселели глаза гостей.
А настойчиво спрашивать рецепт было и некогда – на входе с традиционными угощениями ждали кежмари. Творожники (старинное мороженое берегов Ангары), щучья голова (рыбное заливное), икряник (пирог из икры речной рыбы) и другие пироги манили голодную делегацию и не давали задерживаться на крыльце.
Рецептом лакомства поделилась с нами председатель КРО «Кежемское землячество», руководитель проекта «Кежемская Матёра: код малой родины» Любовь Карнаухова: .
Во-первых, нужны качественная деревенская сметана и качественный творог. Он должен быть нежным и не сухим – средней консистенции, иначе его не соберешь. Конечно, раньше творог делали сами – сквашивали молоко, потом его нагревали до определенной температуры, потом собирали и клали под пресс. Затем тщательно перемешивали творог со сметаной и сахаром по вкусу, получалась консистенция, как тесто. Массу не взбивали. Ее ложкой раскладывали на доску (сейчас я раскладываю на пластмассовую чтобы потом легко было взять наши творожники и сложить). Сверху – брусничку, это уже неотъемлемая часть. Замораживаем, складываем в пакет и храним или выкладываем на красивое блюдо и угощаем гостей.
Пока хлебосольные ангарки угощали традиционными сибирскими блюдами и рассказывали о них, за их спинами уже начал камлать на добро шаман.
Затем распахнулась дверь в зрительный зал и мы увидели, что застолье еще и не начиналось. Представители почти 20 национальностей и народностей накрыли в Доме дружбы народов такой дастархан, что даже после того, как три десятка журналистов попробовали каждого угощенья, со столов словно и не убыло.
Осетинские пироги с разными начинками, классический татарский чак-чак, литовские цеппелины, киргизский жентек, дагестанские чуду, польские бутерброды с селедкой, приготовленной замысловатым способом, немецкий пирог, азербайджанская долма (кстати, листья на нее можно собирать почти круглый год, но весной они самые сочные) и множество других блюд очень хотелось попробовать все, но здоровья хватило не всем.
А на сцене тем временем туркменский ансамбль сменял осетинский, польский – армянский. Нашлось место и для мастер-классов. И хотя голова от впечатлений и угощений уже шла кругом, уйти с такого праздника без сувенира было решительно нельзя.
Тем более Дарья Марцинковская предлагает собственноручно сделать украшение в стиле сокровищ хакасских курганов.
Короткий инструктаж, полчаса холодной ковки, своевременное вмешательство мастера и вот он — символ солнца и жизни: греет душу, напоминая об умопомрачительном путешествии по родному городу во времени и о десятке новых знакомств.
*Чтобы не сочли рекламой, не могу здесь назвать турфирму, от которой работает Всеволод. Но отвечу, если пришлёте письмо на почту repinalw@mail.ru
Фото автора