В этом году ему исполняется 56 лет. Заместитель председателя клуба Александр ФЕОФАНОВ почти его ровесник, с голубями дружит уже больше 50 лет. Но знаменитый фильм Владимира Меньшова не любит: говорит, все там неправда, в деревне так не живут и голубей изо рта не поят – негигиенично это. А высшее проявление птичьей любви – это когда голубь сам садится человеку на плечо, на голову, на руки…
Птичий пленник
В хозяйстве Александра – 300 птиц: две большие голубятни в городе и одна в поселке, где он строит себе дом. Два раза в день птиц нужно покормить, тех, что в городе, – выпустить «погулять».
– В поселке много соколов, надо ждать осени, чтобы можно было выпустить птиц. Сокол – первый враг голубя, сшибает на раз! – рассказывает Александр. – Надо будет что-то придумывать, когда перевезу все голубятни сюда.
Свой дом на земле – давняя мечта Александра Владимировича. Обусловленная все той же любовью к голубям: птицам на земле вольготнее, чем в городе. Любовь к голубям вообще управляет всей его жизнью:
– Пленник я, всю жизнь для них прожил, – улыбается Александр. – Ни разу в отпуск не ездил. Друзей у меня много, все время зовут: на рыбалку, на море. А кому я эту армию доверю? Летом нельзя оставить, потому что выводной период, зимой – потому что холодно.Так и живу уже 50 лет с ними.
Первых своих голубей шестилетний Саша поймал на чердаке.
– Воркование их мне как музыка было, не мог устоять… А папа не разрешал заводить, тогда голубей разводили почему-то в основном люди «из-за забора», вот он и боялся, что с плохой компанией свяжусь. Я их на дом посадил и потихоньку кормил, пока папы дома не было. Он, конечно, услышал, как они копошатся, и выпустил. Так я расстроился! Плакал! Влюбился уже в них. Вторую пару купил уже на птичьем рынке – породистых взял, как сейчас помню, за рубль. Посадил на баню, а отец и там нашел. Опять выпустил. Ой, слез было… Маме жалко меня стало, упросила отца разрешить мне голубей. Так я и легализовался.
Очень быстро у Саши завелись друзья среди взрослых голубеводов. Оказалось, публика там вполне приличная. Один раз новый друг даже помог Саше с папой приобрести дефицитный по тем временам комбикорм. После чего и Сашин папа голубеводов зауважал. Когда сына забрали в армию, взял на себя заботы о птицах. А потом деревянный дом Феофановых попал под снос, семья переехала в многоэтажку, пришлось голубей продать. Вернувшийся из армии Александр первым делом женился, а потом сразу же принялся за строительство. И вовсе не дома для молодой семьи, а голубятни. Молодая жена удивилась.
– Он ведь затаился, змей, – смеется Татьяна Феофанова. – Не говорил мне, что голубевод. А тут раз – и голубятню!
К увлечению мужа Татьяна относилась сначала спокойно – кто-то в футбол играет, кто-то крючком вяжет, а этот птиц любит. Но очень быстро поняла, что это хобби отнимает у мужа все свободное время – два раза в день напои, накорми, выгуляй, два раза в год дай вакцину каждому в клюв, а еще – мероприятия и соревнования…
Не только для красоты
Александр – голубевод-спортсмен, председатель специальной секции в клубе, декоративных птиц у него нет. У спортивных голубей – развитая мускулатура, сильные ноги и крылья. Это заметно даже тем, кто в голубях не разбирается. Чтобы птицы нарастили мышечную массу, их нужно тренировать: увозить от дома сначала на 5, потом на 10, на 50 километров и выпускать, постепенно приучая преодолевать большие расстояния. Потом наступает момент соревнований.
– Мы проводим соревнования на трассе Ачинск – Красноярск, – рассказывает Александр. – Увозим голубей в Ачинск и там выпускаем. Кто быстрее до дома долетит, тот и победитель. А летают они быстро! До 90 км/ч могут развивать скорость.
Еще одно большое дело, которое отнимает у Феофанова много сил и времени, – участие в различных городских и краевых мероприятиях. Голубь – он ведь символ мира. А значит, все праздники, посвященные и Великой Отечественной войне, и детям, и пенсионерам, и свадьбы, и выпускные – все сопровождаются полетом белых голубей.
– Никогда не отказываю в просьбах. У людей даже лица меняются, когда они видят, как голуби взмывают в небо, – говорит Александр. – Может, кто-то что-то в себе изменит в лучшую сторону. Бывает, что приглашают в школы – рассказываем детям, как в Великую Отечественную голуби помогали нашим бойцам налаживать связь. Эти птицы ведь не только для красоты…
Своих знаю «в лицо»
Сегодня в краевом клубе голубеводов состоят 80 человек, в 80-х по одному только Красноярску учитывалось 300. А были ведь еще и те, кто голубей держал, но в клуб не вступал.
– Много было частного сектора в городах тогда, да и в каждой многоэтажке голубятня стояла – мальчишкам и девчонкам нужно было чем-то заниматься, планшетов и телефонов ведь не было, – рассуждает Александр. – А нынче никого на улицу не выманишь, сидят все по домам. Средний возраст голубевода в клубе – 56 лет. Как ребятню вернуть, ума не приложим. Нет у нас сейчас условий для голубеводства, дома новые строятся, но ведь просто так голубятню не соорудить, нужно разрешение, согласование…
Дети и внуки Феофановых к голубям тоже особых чувств не питают. Александр и не настаивает, а то, говорит, просидят, как я, всю жизнь возле птичника. Да и затратное это дело – каждый день 300 голубей Феофановых съедают мешок пшеницы, а это около 450 рублей.
– Только успеваю зарабатывать, – сетует Александр. Но о том, чтобы завязать с голубеводством или уменьшить поголовье, и речи не ведет. – Есть голубеводы, которые по 10–12 штук держат, но я так не могу, мне нужна команда, у них у каждого ведь свой характер, свои особенности. Говорят: они, мол, одинаковые. Ничего подобного! Всех до единого знаю, как говорится, «в лицо», с чужими голубями никогда своих не спутаю.
Скептики скажут: пора, мол, уже забыть о голубеводстве как явлении. Уходит оно в прошлое вместе с поколением, рожденным в СССР. Сегодняшним мальчишкам и девчонкам интереснее гонять драконов на ноутбуке, чем заниматься с голубями. Но как знать… Помните, лет 10–12 назад и спортом заниматься было не модно, и уже пели реквием по России как спортивной державе. А что сейчас? Катки и футбольные поля не пустуют, в бассейны – очередь, в каждом дворе – турник. Может, наступит и то время, когда во дворах многоэтажек заворкуют курские турманы, южно-немецкие черноголовые и эльстерские дутыши…
Голуби как средство связи
В 1927 году в СССР было создано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству, в котором была выделена секция почтовых голубей. С началом Великой Отечественной стационарные голубятни превратили в подвижные. Это позволяло командованию получать известия от партизан, разведчиков и частей, попавших в окружение. Натренированные птицы могли преодолевать дистанции в тысячу километров со скоростью 60–70 км/ч, проводя в воздухе по 10–15 часов. Послание вкладывалось в легкую металлическую трубочку (порт-депешник), которая крепилась к лапке голубя.
В 1944 году советские войска форсировали реку Великая в Псковском краю. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей на 25 км. Связь смогли обеспечить только голуби.
За годы Великой Отечественной было доставлено 15 тысяч голубеграмм. В донесении командира 12-го гвардейского стрелкового корпуса говорилось: «Голубесвязь при правильной ее организации имеет все данные для широкого использования в войсках. Неуязвимость огнем противника, независимость от имеющихся на местности преград, маневренность, быстрота и возможность передачи подлинных документов делает голубесвязь ценной в обеспечении боевых действий».
Кроме того, в 1941 году были разработаны голубиные зажигательные снаряды и голубиные кассеты для крепления под фюзеляжем самолета. Каждая кассета вмещала 24 голубя в боевом снаряжении: под крыльями птиц крепились зажигательные снаряды. Такие «бойцы» садились на цистерны с горючим или бронетехнику, после чего снаряд взрывался.
Известно, что немцы отдавали приказ – уничтожать всех голубей на оккупированных территориях, за невыполнение его полагался расстрел.
Вторая мировая война сделала голубя символом мира: для проходившего в 1949 году Всемирного конгресса мира Пабло Пикассо нарисовал эмблему – белый голубь несет в клюве оливковую ветвь. С тех пор эта птица – символ добра, света и мирных намерений.
Фото автора