«Любой спектакль – это эксперимент»

Новый театр Романа Феодори

«Любой спектакль – это эксперимент» Новый театр Романа Феодори

Застать Романа ФЕОДОРИ в Красноярске непросто. Расписание у главного режиссера нашего ТЮЗа очень плотное. Ему часто приходится работать над несколькими проектами. Сейчас среди них – спектакль-игра «Укрощение строптивой» в московском Театре наций с Чулпан Хаматовой в главной роли и «Окно в мир» по Фредерику Бегбедеру в Красноярске. Феодори умеет задавать мучительные вопросы. Но иногда, словно устав от концептуальных экспериментов, дарит зрителям радостную, веселую, яркую постановку. Именно так было, когда режиссер «замахнулся на Вильяма нашего Шекспира» и его «Сон в летнюю ночь». Словом, Роман Феодори – настоящее явление если не для российского театра, то для красноярской культуры – точно. Нашему корреспонденту удалось встретиться с ним накануне открытия театрального сезона и поговорить о новых экспериментах, которые увидят в этом году красноярские зрители.

«Вешалка» для классики

спектакль Снежная королева– В Красноярском ТЮЗе только что закончилась творческая лаборатория «Вешалка». В этом году ее темой стала актуализация классики. Но зачем стряхивать пыль со старых сюжетов, если и новых более чем достаточно?

– Что было главным, когда наши дедушки и бабушки покупали себе ботинки? Чтобы те не снашивались десятилетиями. Помните, наши мамы делали на туфлях специальные набойки, и каблуки не стирались. Если покупали утюг, то на века. Холодильник служил десятилетиями.

Сейчас мы живем в таком интересном мире (говорю это без всякого осуждения), где вот эта история долговечности пропадает. Мы перестали носить обувь годами. Купить новое стало дешевле и быстрее.

Айфон только что был третий, потом появляется четвертый, пятый. А скоро будет и шестой. Мы меняем одну модель на другую и ни к чему не привязываемся.

– Но как это стремление жить «быстро» отражается на отношениях между людьми?

– То, что происходит сейчас в мире, делает нас свободными от всего. Мне кажется, история долговременности в первую очередь касается классической литературы и драматургии. Не зря человечество на протяжении своего существования постоянно возвращается к одним и тем же произведениям.

Вместе с художником Даниилом Ахмедовым мы ставили «Антигону» в Таллине. За основу для спектакля взяли три пьесы «Антигона» – Брехта, Ануя и Софокла. Софокл – это пятый век до нашей эры. И каждый раз, когда артисты произносили его текст, я мог думать только об одном…

Вы когда-нибудь держали что-то в руках, что старше 500 лет? Представьте, сколько лет назад был написан этот текст. И с тех пор не менялся. Но ты имеешь право его произносить. И оказывается, звучит он очень современно. Вскрывает какие-то вечные наши мучительности и трудности. И вдруг я начинаю понимать: и пять тысяч лет назад людей интересовало то же, что происходит с нами сейчас. И мне эта история представляется очень свежей. В классической литературе есть внятная и интересная энергия.

– Но почему многие воспринимают Пушкина, Достоевского или Толстого как нечто невероятно скучное?

– Это штамп, который начинает свою историю в школе. Наверное, тогда мы просто не были готовы к восприятию классики. А сейчас – и многие взрослые люди меня поддержат, – перечитав какой-нибудь роман из школьной программы, вдруг удивляешься: как же это я не заметил, почему это у меня вызывало такой рвотный рефлекс? Да потому, что читать было НУЖНО. А сейчас, если к этому вернуться, – окунаешься в какой-то прекрасный, невероятный мир. Читая Достоевского, я могу десять раз вскочить и просто начать ходить по комнате – настолько это эмоционально и удивительно.

В постперестроечный период было написано множество пьес. И где они сейчас? Все прошло, отлетело… Сейчас пьес не меньше. Но кто о них вспомнит через 500 лет?

– Какие эскизы после «Вешалки» хочется превратить в спектакли?

– Мы увидели четыре прекрасные заявки на работы. Начнем с того, что Александр Огарев, один из моих любимейших режиссеров, показал «Метель» по повести Пушкина – и сделал практически готовый спектакль. Он непременно должен появиться в нашем репертуаре. Огарев выделяет нам время в своем очень трудном, напряженном графике, чтобы выпустить «Метель» для красноярских зрителей.

Андрей Черпин разработал повесть «Роман с кокаином» – шедевр, авторство которого приписывали Агееву. Надеюсь, он также войдет в репертуар.

Я бы с радостью согласился, чтобы в нашем театре шла пьеса Василия Сигарева «Алексей Каренин» по Льву Толстому. Экспериментатор в области визуального театра Юрий Квятковский прекрасно развил пьесу «Отрочество» Ярославы Пулинович по мотивам пьесы Льва Толстого. Эскиз строился на использовании видео, микрофонов, других современных средств. Я никогда в жизни бы не подумал, что так можно решить это произведение.

Лаборатория прошла достойно, интересно, я бы хотел оставить все четыре эскиза. И зрители меня абсолютно в этом поддерживают. Все зависит от того, насколько мы успеем сделать все, что собираемся.

Юбилейный сезон

ТЮЗ– Одним из самых громких проектов прошлого года стал «Подросток с правого берега» – своеобразное исследование на грани театра и документалистики. В этом сезоне продолжите экспериментировать?

– Каждый спектакль – это некий эксперимент. В противном случае он никому не интересен. И дело вовсе не в том, чтобы кровью всех облить или заговорить матом. Эксперимент состоит в исследовании какой-нибудь темы и в попытке реализовать ее в виде какой-то формы. Это попытка поговорить со зрителем на разные темы разным художественным языком. Этот театральный сезон – 50-й, юбилейный, и мы его назвали сезоном вольных экспериментов.

Все наши спектакли о молодежи (за исключением разве что «Ромео и Джульетты») крутились вокруг некоего неблагополучного подростка. В постановке «Подросток с правого берега» само название говорит о кричащих о своей неблагополучности детях. В «Наташиной мечте» в центре стоит абсолютно несчастный ребенок из детского дома. Мы продолжим выпускать спектакли, исследующие мир подростков. В спектакле «Кеды» наш вольный эксперимент заключается в том, что героями станут хипстеры, благополучные подростки из семей с достатком. Это люди думающие, образованные, умные, талантливые.

– Не могу себе представить травму, которая более мучительна, чем то, что тебя бросили родители.

– А вот и зря! Приходите и посмотрите сами. На сцене появится благополучный подросток, и его проблемы более мучительны, чем сложности детдомовской девочки, – и мне кажется, это очень интересно.

Еще одна ближайшая премьера – «Эстроген», спектакль, исследующий природу женщин. На сцене почти не звучат слова, а те, что произнесены, не имеют значения. Мы прежде не ставили пластические спектакли. И в применении этой новой формы заключается наш вольный эксперимент. Артисты в «Эстрогене» работают блестяще и высокопрофессионально. Человек может существовать в разных жанрах – цирковых, акробатических, гимнастических. А уж артисты, тем более театра юного зрителя, должны уметь в них работать. Это очень интересное действо, новое для нашего театра. Но, на мой взгляд, я редко даже в московских театрах вижу такой уровень мастерства, который показывают актеры ТЮЗа в неведомом им жанре контемпорари-дэнс (новое направление современного танца, которое сочетает в себе элементы джаз-модерна, восточных искусств движения и классического балета; не имеет определенного стиля и формы, так как главное в нем самовыражение танцора).

Ходят слухи, что в Красноярск приедет известный французский писатель Фредерик Бегбедер. Это связано с тем, что театр ставит пьесу по его книге?

– В этом сезоне мы продолжаем трилогию, которая исследует изменения личности в экстремальных обстоятельствах. В центре нашего созерцания оказывается человек, с которым в течение полутора или двух часов происходит абсолютная перемена. Две первые части трилогии – «Фаренгейт-шоу» и «Заводной апельсин» – уже прошли на сцене ТЮЗа. Третьей частью трилогии станет прекрасная пьеса Александра Вислова по роману Фредерика Бегбедера «Окно в мир». Первого декабря мы собираемся представить премьерный показ.

Это почти документальная история. 11 сентября 2001 года. Нью-Йорк. Взрослый мужчина приводит двоих детей на Северную башню в ресторан «Окно в мир» полюбоваться видом города. В башню врезается самолет. И поминутно, все 102 минуты, пока умирают эти люди, писатель воспроизводит все, что с ними происходит. Мы станет свидетелями, как будет умирать человек. И увидим, насколько меняется мировоззрение, насколько проявляется все, что было спрятано в глубине души.

– И все же стоит ли ожидать приезда знаменитого французского писателя?

– Думаю, что это вполне возможно – если он захочет. В театр, например, довольно часто приезжает драматург Ярослава Пулинович (мы, например, поставили ее «Наташину мечту»). Что для меня безмерно приятно. Вообще, мне кажется, прекрасно, когда налаживаются какие-то связи с драматургом. Режиссер демонстрирует, как он фантазирует на сцене в русле пьес. Спрашивает его мнение. Это правильно.

– И вы теперь намерены подружиться с Фредериком Бегбедером?

– Я очень этого хочу. Его способ мышления мне близок. Такое странное, цинично-снобистское отношение к серьезным вещам, в котором распознается защитная реакция человеческого организма на нечто болезненное и мучительное.

Спектакль для лучших друзей

ТЮЗ– Долгое время ТЮЗ воспринимался достаточно унылым театром, где шли спектакли про мишек и зайчиков. Как вам удалось всего лишь за пару лет превратить его в один из центров культурной жизни нашего города?

– Мне кажется, что здесь складывается очень хорошая атмосфера (она не сразу была такая). Она питает, создает тыл. Для меня театр – это не просто место работы. Но и дом, люди, которых любишь и которые любят меня. Я не ставил перед собой цель «поднять целину». Мне кажется, как только появляется стремление всех победить, начинает происходить полнейшая чепуха. Только занимаясь делом, будучи в него погруженным, увлеченным, испытывая от этого нечеловеческое удовольствие, – только в этот момент ты и можешь быть интересным в первую очередь себе, а потом уже всем остальным.

Какой-то милый человек, не помню кто, сказал: «Если будешь делать спектакли для всей страны – будешь неинтересен трем лучшим друзьям. Если будешь делать театр для трех лучших друзей – будешь интересен всей стране». Мне кажется, не стоит ставить цель завоевать вселенную. Нужно очень конкретно заниматься тем, что тебе нравится, без всяких излишних амбиций. И тогда все начнет приходить само собой.

– Сейчас можно уверенно сказать – если в Красноярске и происходит нечто интересное, актуальное и современное, то с большой долей вероятности – в ТЮЗе. Помимо спектаклей, что нового вы придумаете?

На малой сцене нашего театра открываются вечера актуального искусства – совершенно новый проект. Каждый такой вечер будет неким погружением в актуальное искусство в разных его проявлениях. Например, в первом отделении пройдет постановка какой-нибудь современной пьесы. Во втором – контемпорари-дэнс. Здесь можно будет посмотреть современное кино. В фойе будут проходить выставки наших земляков – художников и фотографов.

Class-act – еще один необычный проект. Этой осенью в Красноярске в течение 10 дней пятнадцать ребят будут работать над собственными пьесами вместе с известными драматургами. Пять детей – из самых обычных семей, пять ребятишек из детского дома, и пять – с тяжелыми заболеваниями. Затем три режиссера – главный режиссер театра имени Пушкина Олег Рыбкин, главный режиссер новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый и я, Роман Феодори, поставят эти пьесы. На сцене нашего театра 23–24 ноября мы покажем, как видят мир эти дети. Хотелось бы привлечь внимание меценатов и напомнить о том, что есть те, кому необходима помощь. Все деньги после этой беспрецедентной для Красноярска акции пойдут в детдом и детскую больницу. Не знаю, останется ли этот спектакль в постоянном репертуаре. Но мы приглашаем на постановку всех зрителей. И хотим, чтобы эта благотворительная история напомнила: театр разрушает все границы – между больными детьми и здоровыми, между благополучными и неблагополучными.

Тема игры

– Вы рассказали о проектах, связанных с Красноярским ТЮЗом. Но вы очень плотно заняты и в других городах.

– В Москве 27 октября пройдет премьера спектакля «Укрощение строптивой» в Театре наций с Чулпан Хаматовой в главной роли. В декабре и январе я работаю в театре «Глобус» у моего друга и соратника Алексея Крикливого – «Торжество любви» (Мариво). В марте – премьера в театре на Таганке «Шереметьево-3». Это комедия, переходящая в трагический фарс, о злоключениях Сноудена в аэропорту.

А с апреля я начинаю работать в Московском художественном театре с пьесой «Правда – хорошо, а счастье лучше» Островского. После этого лечу в Тель-Авив, в театр Гешер, на постановку «Господин Ибрагим, или Цветы Корана».

Безусловно, какие-то планы могут поменяться, передвинуться… Но хочу подчеркнуть: где бы на стороне я ни работал, здесь, в Красноярске, – театр-дом. Здесь живет моя семья – артисты. Здесь мне и приятно, и сложно. Иногда – мучительно, а иногда – радостно. Здесь люди, за которых я в ответе. И если не случится ничего из ряда вон выходящего, то я отсюда не уеду. По крайней мере, полтора года я здесь собираюсь провести, что бы ни происходило.

– Интересно, конечно, узнать о ближайшем спектакле, где занята Чулпан Хаматова.

– В «Укрощении строптивой» есть очень хорошая тема – тема игры. И, конечно, главные герои – Петруччио и Каталина – поддерживают эту самую главную и важную забаву. Играют, не думая о результате, просто потому, что им нравится сам процесс. И это есть суть творчества. Когда мы делаем то, что нравится, не заботясь о последствиях.

Мне кажется, пьеса написана именно о процессе создания чего-то нового. Два человека включаются в игру, тут же придумывают правила и меняют их на ходу. Им наплевать, чем это закончится. Они живут – играя, сочиняя.

– Чаще бывает, что творчество – это некая сублимация, арт-терапия, способ выпустить боль, тревогу.

– Бывает и так. Например, спектакль «Окно в мир» по Бегбедеру будет мучительным. Правильно говорит драматург Александр Вислов: только искусство, только театр может затрагивать нас, корябать, царапать. Приводить в себя, обливать холодной водой.

Телевидение и радио уже потеряли силу и убедительность. Мы поглощаем утренние бутерброды, пьем кофе и смотрим жуткие новости. Они должны – по идее – потрясти настолько, что мы встать не смогли бы. Но мы уже ко всему этому привыкли и не придаем значения. В театре пока есть возможность достучаться хотя бы до себя.

– Но для чего доставлять эти мучения собственной душе?

Чтобы почувствовать себя чем-то большим, чем машина для просмотра новостей. На самом деле, есть такая хорошая фраза: во время просмотра спектакля начинаешь чувствовать себя человеком хотя бы ненадолго. В человеке при взгляде на сцену вдруг рождается что-то священное. А наша цель – научиться добиваться, чтобы душа человеческая проснулась.

ДОСЬЕ

Роман ФЕОДОРИ (ИЛЬИН)

С сентября 2011 года – главный режиссер Красноярского ТЮЗа.

По первому образованию – педагог-историк. В 2004 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

Поставил больше сорока спектаклей в театрах России и зарубежья.

Из последних работ особенно значимые – спектакль «Мамаша Кураж и ее дети», поставленный в Алтайском театре драмы, – он взял «Золотую маску – 2012». «Отелло» (по Шекспиру) Канского драмтеатра, который стал участником внеконкурсной программы «Маска плюс» национального театрального фестиваля «Золотая маска – 2011». Спектакль «Наташина мечта» Ярославы Пулинович, выпущенный в Красноярском ТЮЗе, в 2012 году также участвовал во внеконкурсной программе этого фестиваля.

На фестивале «Театральная весна – 2012» в Красноярском крае Роман Феодори был признан лучшим режиссером творческого сезона 2011/12 (за два спектакля ТЮЗа – «Наташина мечта» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Документальный спектакль Романа Феодори «Подросток с правого берега» принял участие во внеконкурсной программе «Золотой маски – 2013». На краевом фестивале «Театральная весна – 2013» в Красноярске эта постановка признана лучшей премьерой сезона малой формы. «Снежная королева» – лучшей премьерой сезона для детей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня