Люди – людям Государство не заменит волонтеров

Люди – людям Государство не заменит волонтеров

Мы нуждаемся в доброте. Все вместе и каждый по отдельности. И не только в том, чтобы с нами были сердечнее наши близкие, попутчики в автобусе, начальники. Проявлять милосердие нам самим необходимо гораздо больше. Каждый, кто делал доброе дело, знает, как это наполняет смыслом жизнь и радостью душу. Люди, которые помогают нуждающимся постоянно, знают, что не всегда ответом будет искренняя человеческая благодарность, но они продолжают идти по этой дороге, потому что просто не могут спокойно смотреть, как замерзает человек, как плачет брошенная людьми собака. О тех, кто дарит добро и помогает это сделать другим, наш новый проект «Люди – людям».

В пресс-центре газеты «Наш Красноярский край» состоялся круглый стол, посвященный общественным социальным инициативам, – «Зачем волонтеры и государство нужны друг другу?». Участники круглого стола рассуждали над такими вопросами: почему волонтерские и благотворительные организации и инициативы так необходимы любой стране – как бедной, так и богатой? Как власти должны помогать развитию подобных общественных организаций? Дискуссия дала старт большой акции «НКК».

 

Участники:

Алексей КЛЕШКО – заместитель председателя Законодательного собрания края

Наталья ХРОМЫХ – директор красноярского волонтерского центра «Доброе дело»

Ольга КРАСНОДУБОВА – заместитель руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края

Анастасия БАГРИЙ – активист Волонтерского центра СФУ.

Дарья МОСУНОВА – писатель, руководитель некоммерческого фонда «Тройняшки»

 

Помогаешь другим – помогаешь себе

 

«НКК»:

– Начнем с вопроса: зачем волонтеры и государство нужны друг другу? Как пересекаются их интересы, в чем взаимная выгода?

 

Алексей Клешко:

Клешко.jpg– Государство стимулирует добровольчество для нужд общества. Но нельзя считать государство гарантом полной опеки над человеком и требовать от него всесторонней заботы. Да, государство – это мы. Но если обратиться к истории, то все важные социальные институты были рождены не государством. Больницы, университеты – они появлялись по инициативе различных общин. Когда президент говорит о том, что государству нужно поддерживать гражданское общество, он не имеет в виду государство как аппарат. Речь идет об интересах нации. Потому что для общества важно, чтобы у нас было сильное государство, защищающее людей, и сильное гражданское общество – оно помогает выстраивать между нами горизонтальные связи, выращивает солидарность, сочувствие. Только сильное государство и гражданское общество вместе могут обеспечить человеку достойную жизнь.

 

Дарья Мосунова:

– На мой взгляд, взаимодействуя, государство и некоммерческие организации могут дополнить работу друг друга. Волонтеры, помогая людям, дают обществу позитивный сигнал о государстве в том числе, снимают негатив и напряжение.

 

Анастасия Багрий:

Багрий– Я считаю, что польза, например, нашего волонтерского центра при СФУ – однозначна. И для нас, волонтеров, и для людей, которым мы помогаем, и для государства. Здорово, что люди объединились и создали такое замечательное сообщество. Каждый из нас приходит туда со своей целью, мотивацией, а вместе мы делаем большое дело. Центр очень важен для его участников: здесь студенты находят друзей, ведь они приезжают из разных районов, регионов и даже стран – им очень нужна поддержка, новый круг общения. У нас всегда так получается: помогаешь другим, помогаешь и себе. Выгода обоюдна. Мы общаемся между собой, это приносит удовольствие. Нам приятно чувствовать плечо друг друга в наших экологических проектах, когда мы помогаем людям с ограниченными возможностями, пожилым.

 

«НКК»:

– Когда вы решили найти новых друзей и занять свое свободное время, вы ведь пошли не кататься на роликах, танцевать или обсуждать прочитанные книги. У вас был внутренний посыл помогать, быть нужной.

 

А. Б.:

– Конечно, без желания приносить пользу долго волонтером не пробудешь. Это не то место, где можно только развлекаться и общаться. Мне важно ощущать, что я живу не просто так, а с целью. Что я могу изменить мир к лучшему, доказать себе и другим свою значимость, как бы пафосно это ни звучало. Есть большая отдача от того, кому ты помогаешь. Люди благодарят. Это приятно. Хочется и дальше делать добрые дела, приходит вдохновение.

 

«НКК»:

– Студенты охотно включаются в волонтерское движение. Какие есть сложности в этой работе? Какую помощь здесь может оказать государство?

 

Наталья Хромых:

Хромых.jpg– Я много общаюсь с добровольцами по долгу службы, и все они горят желанием помогать, приносить пользу тем, кто в ней нуждается. Организовать ребят несложно, они очень отзывчивые, активные. Проблема обычно только одна – дефицит свободного времени, не более. Если человек хочет, он делает, минуя преграды.

 

Ольга Краснодубова:

– В волонтерстве подростки, студенты растут за счет участия в важных событиях края и страны, они чувствуют себя причастными к жизни Родины. Когда помогают нуждающимся, они воспитывают в себе ответственность за судьбу другого человека, за свои действия. Ты начал дело, и нельзя его бросить, оставить, потому что ты устал. Здесь нужна сила духа, осознанное решение. Возвращаясь к роли государства в нашем движении, отмечу важную роль программ развития, грантовых конкурсов. Власть тоже может быть партнером, но нельзя обращаться к госорганам с требованием: дайте, выделите. Так можно быстро встать на иждивенческие позиции, дискредитируя саму суть движения. Поиск партнеров – задача самих добровольцев, они должны выстраивать связи. Мы часто сталкиваемся с позицией «мне все должны». Она неприемлема для добровольчества. У меня большой опыт волонтерской деятельности. Если я понимаю, чего хочу, то организовать дело, выстроить коммуникации проблем не составит. А звонить по каждому вопросу главе города или поселка – не наш путь.

 

Не бросать на полпути

 

«НКК»:

– Нет сомнений, что общественные инициативы нужны и важны. Часто они решают те задачи, которые другим способом, с помощью государства, например, решить невозможно. Видимо, именно несовершенство бюрократической машины государства рождает те или иные частные проекты помощи?

 

Д. М.:

– Я как раз хочу привести пример. В отделе соцзащиты одного из районов Красноярска многодетная мама ждет материальной помощи. Семья потеряла кормильца, но по закону выплаты она получит только в конце февраля. А ей нужно семью кормить и деньги за похороны отдавать, которые она заняла. Мама обратилась в наш клуб «Тройняшки», и мы как-то будем ей помогать – хотя бы продуктами.

 

А. К.:

Волонтеры– Законы и правила действий, процедур, которые мы называем бюрократическими, придуманы не просто так. Именно общество требовало, чтобы государство осуществляло контроль, был порядок, пресекались коррупционные схемы. А там, где контроль, жесткие процедуры, там формальный подход. Учитывать индивидуальные особенности каждого государство не может. Только некоммерческие организации могут от имени конкретных людей помогать многодетной маме. Клуб «Тройняшки» не скован никакими формальностями, они работают с бизнесом, с добровольцами по своим правилам. Аккумулируют вокруг себя ресурсы и оказывают помощь нуждающимся. Так же действуют и благотворительные фонды, которые отправляют детей на лечение, обеспечивая иной уровень помощи, по желанию родителей. Государство тоже может организовать операцию в клинике, но тут нужно соблюсти процедуры, нужно время и т. д. Будет оказан общий уровень помощи, по правилам.

 

«НКК»:

– Если власти будут обращать пристальное внимание на работу добровольцев и благотворителей, возможна обратная отдача – коррекция каких-то бюрократических механизмов, которые не соответствуют или отстали от потребностей общества?

 

А. К.:

– Случаются и уникальные вещи, когда силой своей внутренней энергии волонтеры влияют на государство и меняют его механизмы, больше разворачивая в сторону людей. Для этого и нужны общественные инициативы, чтобы помогать людям, и в то же время чтобы сами люди получали опыт участия и сопереживания. Благодари не того, кто дает, а того, кто берет, – мудрые слова. Сотрудники одной крупной компании в этот Новый год взяли на себя роль добрых волшебников: подарили подарки, которые дети просили у Деда Мороза. Благотворители сами не ожидали, что оказать эту помощь – такая радость. Особенно их воодушевило, что в просьбах детей были не айфоны и айпады, а специальные тренажеры – достаточно дорогие. Сотрудники компании, соглашаясь на участие, не знали, насколько полезной будет их акция. И в этом плане важны те возможности включения в добровольчество, которые дают людям некоммерческие организации и государство. Подчеркну, что задача наших краевых грантовых программ по поддержке общественных инициатив как раз в том, чтобы показать людям возможности проявить свою активность, силу своей души. Очень многие не знают, как послужить доброму делу, и даже предъявляют претензии: а что же вы раньше не сказали? Не всем дан талант социального инжиниринга – придумывать идеи, технологии, объединять людей. Креативных мало, а вот желающих поучаствовать – гораздо больше. В том числе потенциальных добровольцев.

 

«НКК»:

– Роль акции «НКК» по поддержке добровольчества – как раз рассказать о тех, кто придумывает эти идеи, готов их реализовать и знает, как принять и куда направить помощь. Более того, мы хотим, чтобы те, у кого в голове эти идеи бродят еще не до конца оформленными, увидели, как другие перешли от размышлений к реализации.

 

Д. М.:

Мосунова– Есть проекты, с которыми энтузиасты уже не справляются и потому просят помощи у государства. Я не раз обращалась в администрацию Красноярска с просьбой содействовать нашей акции по сбору вещей для многодетных семей. Стихийные пункты сбора по сути незаконны, много вопросов с точки зрения безопасности. Но пока решение не найдено. Как тут быть? Как построить мостик между волонтерами и государством? Есть позитивный опыт других городов, может, повторить его или найти свой путь?

 

А. К.:

– Думаю, что практика организации сбора вещей и в Красноярске отработана, здесь не должно быть сложностей. Но я хотел бы обратить внимание на то, что после такого включения государства это уже будет не волонтерский проект. Тонкая настройка взаимоотношений с партнерами, учет потребностей конкретных людей возможен только в общественных некоммерческих организациях. Пример хорош как опыт: вы придумали хорошее дело, но теперь как его продолжать? Это вопрос социальных технологий – как дальше развивать деятельность по сбору вещей. Думаю, что можно найти механизмы.

 

«НКК»:

– Может, свести одну волонтерскую организацию с другой и тем самым решить проблему?

 

А. К.:

– Тут еще вопрос незрелости: если без государства нельзя вести добровольческий проект, значит, организаторы не стали еще ответственными участниками гражданского процесса. Бери на себя столько, сколько сможешь сделать, – это важное условие гражданского общества. Нельзя пообещать и не выполнить. Подчеркну, государство не должно заменять собой общественную деятельность. В Красноярске есть, к сожалению, печальные примеры, когда помощь государства привела к тому, что общественная инициатива превратилась в нехорошую схему. Такие ситуации могут испортить репутацию всех благотворительных организаций.

 

О. К.:

– Я согласна с Алексеем Михайловичем, что можно разрешить ситуацию иначе, чем просить от государства помещение для сбора вещей, бесплатную столовую. Реализуя проекты, нужно нести максимальную ответственность, не каждый на это готов. В результате многие хорошие проекты не доводятся до конца, становятся проблемой для их участников.

 

Нельзя все время брать

 

«НКК»:

– Как развивается волонтерство в крае, куда можно расти и нужен ли рост в этом случае?

 

О. К.:

– Движение идет от идеи к проекту, от трех человек – к организации, ассоциации, которая решает уже более системные проблемы. Если речь идет о личной инициативе, она может никуда не расти: гражданин реализует свою идею, и его все устраивает. То, что делают добровольцы в обществе, часто не воспринимается логикой. Люди тратят время, силы и не получают зарплаты. Многие думают: они сумасшедшие или святые? Но потом отношение меняется.

 

Д. М.:

– Я могу отметить рост в нашем клубе «Тройняшки». Мы 15 лет занимаемся помощью, все это время мы давали-приносили-дарили. А теперь я вижу, как просыпается желание помогать у самих подопечных. У одной мамочки муж – сантехник, он предложил написать объявление о безвозмездной услуге семьям, где нужно починить кран, устранить протечки, подключить стиральную машину. Ведь наши мамочки в основном живут без мужей, для них такая помощь более чем актуальна. Мне приятно было услышать: «нельзя же все время брать, нужно и отдавать». Другая мама прекрасно вяжет, и она всем желающим в нашем клубе навязала носков. Третья семья занимается хаски, и скоро у нас состоятся катания для многодетных. Я вижу, что начинает включаться другой механизм работы клуба. Мы 15 лет горели своей идеей, и вот ею зажглись другие – результат, к которому мы даже и не стремились.

 

А. К.:

– Как раз произошла та самая ситуация: люди – людям. Когда так происходит без посредничества государства, получается максимальный эффект. В этом и смысл гражданского общества. Конечно, государство не самоустранится от решения социальных проблем. Оно их решает, и в большом количестве. Функций у государства много, и работы у ведомств непочатый край. Основа же гражданского общества – когда выстраиваются горизонтальные связи между людьми. Это мы и должны пропагандировать. И рассказывать, как устанавливать эти связи, как помогать и кому.

 

Н. Х.:

– Добавлю: работая с людьми, мы сами выстраиваем график. А когда включается государственная организация, сразу начинаются требования, которые волонтеры выполнить не могут, это противоречит даже сути их деятельности. Те партнеры, которые говорят: «Мы поможем, а вы сделайте то-то и так-то, горит дедлайн», нам не подходят. Ведь добровольцы занимаются помощью, когда им удобно. Не все это понимают.

 

«НКК»:

– Резюмируя: государство должно поддерживать общественные инициативы, но так, чтобы при этом не порождать иждивенчество. Помогать нужно, поощряя и пропагандируя хорошее, чтобы уровень критических настроений в обществе снижался.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь