Маэстро сибирских дорог Свою махину он знает, как Никколо Паганини скрипку Страдивари

Маэстро сибирских дорог Свою махину он знает, как Никколо Паганини скрипку Страдивари

В советское время этот человек наверняка носил бы на груди орден за трудовые заслуги. Увы, нынче в моде другие герои… Сегодня мы очень интересуемся жизнью людей, которым, по большому счету, нет до нас никакого дела, – политиками, спортсменами, шоуменами. Хотя их слава, благополучие зиждется как раз на нашем интересе. А вот если в доме погаснет свет, остынут батареи или пропадет связь с остальным миром, на помощь придут обычные, неизвестные нам люди. Будут расчищать дороги, менять провода и чинить теплотрассы…

Обеспечивая ваш вылет

Впрочем, великие спортсмены и талантливые артисты были в почете всегда, но не так давно мы знали и выдающихся людей труда – звезд, которые лучше всех умели пахать и сеять, убирать хлеб, выращивать свиней и добывать уголь. Алексей Стаханов, Прасковья Ангелина, Зоя Сафонова были на слуху у всей страны. Сегодня, увы, писать очерки и снимать телесюжеты о рабочем человеке как-то не принято, «неформат», как любят выражаться представители массмедиа. А зря…

Представьте себе, что ранним-ранним утром, когда вы, спеша по темноте на первый московский рейс, вырываетесь на емельяновские просторы из уютно кутающегося в снежное одеяло Красноярска, выясняется, что дорога в аэропорт завалена снежными сугробами, и вы из-за этого опаздываете на самолет…

«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда», – скажете вы, повторяя слова классика, и, в принципе, будете правы.

И не случится такая беда по одной простой причине – в какую бы стужу, буран или снегопад вы ни поехали в аэропорт, на одном из участков дороги обязательно увидите, как, разгоняя сугробы, вдоль обочины неторопливо движется автогрейдер. И не исключено, что им в этот момент управляет один из лучших дорожных рабочих России – Игорь Болсуновский. Это не голословное утверждение. Он – победитель первенства Сибири среди профессионалов дорожной отрасли в номинации «Лучший автогрейдерист», серебряный призер первенства России среди представителей рабочих профессий в этой же номинации.

Грейдер – машина… нежная

А ведь грейдеристом Болсуновский стал, когда ему было уже далеко за тридцать, и освоил он эту профессию, можно сказать, не от хорошей жизни. До этого был механиком-лесозаготовителем, управлялся совсем с другой техникой – трелевочником, а также возил хлысты на К-700 и работу свою любил. Но в конце девяностых Михайловский лесхоз обанкротился, и работы в родном поселке не стало. Семья Болсуновских перебралась в Емельяново.

– В дорожники, переехав в райцентр, пошел, наверное, потому, что скучал по крупногабаритной технике, – признается Болсуновский, – это моя слабость. А вот на чем мне предстояло работать, имел очень смутное представление. Когда прораб меня спросил: «На грейдер пойдешь?», – я поинтересовался: «А что такое грейдер?» Тот только присвистнул. А что поделаешь? В нашем медвежьем углу о таких машинах тогда и не слыхали, там в основном были лесовозные дороги. Но ничего… решил попробовать. Беда была еще в том, что наставника как такового у меня не было. Конечно, более опытные мужики советовали, подсказывали, что к чему, но в основном приходилось набивать шишки самому. В первый же день сел за машину, поехал ровнять дорогу в сторону Никольского и через пару километров с обочины свалился под откос… Долго, помню, стоял, смотрел, пытаясь понять, почему это произошло. Потом догадался, что отвал слишком далеко выдвинул и немного не тот угол взял. Так, набивая шишки, потихоньку, постепенно, мы срабатывались с нашей машиной…

Чтобы подготовить хорошего грейдериста, нужно несколько лет – здесь, кроме досконального знания технического устройства для выравнивания дороги, требуется особый талант, умение «чувствовать» обочину, вовремя увидеть под снегом опасность, способную повредить нож грейдера, и среагировать на нее. Чуть зазевался – либо технику повредил, либо нанес ущерб дорожному покрытию. Игорь Болсуновский знает автогрейдер, наверное, как Никколо Паганини скрипку Страдивари. И это его виртуозное владение махиной, произведенной на Брянском машиностроительном заводе, позволяет нам быть уверенными в том, что дорога к аэропорту будет доступна для автотранспорта в любое время суток, несмотря на погоду.

– Эту трассу знаю как свои пять пальцев, – говорит Игорь Болсуновский. – Чтобы тебе доверили грейдеровать обочину магистрали, ведущей в аэропорт, надо пару лет походить по дорогам попроще, иначе бед наделаешь. Поэтому без преемственности в нашем деле не обойтись. Сегодня, например, у меня есть два ученика, которых я готовлю к этой ответственной работе. Трасса скоростная, нужен особый навык, чтобы делать свое дело, не создавая помех движению.

– К сожалению, не всегда автомобилисты относятся с пониманием к работе дорожников, – сетует виртуоз могучего механизма, – начинаешь разворачиваться или совершать какой-то другой маневр, гудят, нервничают… А что сделаешь? Грейдер – не «Тойота-Камри», ему время нужно. Неужели трудно минутку подождать? Ведь все хотят ездить по дорогам без помех, но почему-то мало кто уважает тех, кто трудится ради этого, предоставляя такую возможность.

Никому не удалось лучше

Выполнение упражненияМне довелось видеть Болсуновского в деле – на первенстве Сибирского федерального округа, проходившего в рамках международных соревнований представителей рабочих профессий «Ворлдскиллс». Конкурс грейдеристов выглядел так: на восемь деревянных цилиндров разной высоты ставились обычные кубики из детского конструктора, которые машинист автогрейдера должен «смахнуть» тяжеленным ножом, не задев основания, потратив на это минимум времени. Опытнейшие операторы автогрейдеров, съехавшиеся со всех уголков Сибири, заметно нервничали. Кто-то второпях ронял подставку для кубика, кто-то промахивался, кто-то, стараясь тщательно и без ошибок выполнить упражнение, тратил на все непозволительно много времени. Грейдерист Емельяновского филиала ГП «КрайДЭО» Игорь Болсуновский прошел этот «слалом» с удивительной легкостью, управляясь с отвалом и закрепленным на нем ножом, как заправский цирюльник с опасной бритвой. Всего одна минута и 17 секунд потребовались ему для того, чтобы смахнуть все кубики, не задев ни одной из неустойчивых подставок, в то время как все остальные участники состязаний не смогли уложиться и в две минуты. При этом никто, кроме него, не прошел трассу чисто…

Чтобы попасть в Санкт-Петербург на финальный этап всероссийских соревнований «Ворлдскиллс», надо было пройти весьма серьезное отборочное сито: сначала стать лучшим на своем предприятии. А это, надо сказать, непросто – ГП «КрайДЭО» имеет 16 филиалов по всему краю. Потом нужно было выиграть краевые соревнования, а после победы на них отстоять честь Красноярского края в первенстве Сибири, и только после этого в составе сборной Сибирского федерального округа получить право побороться за звание лучшего по профессии в финале турнира, проводимого Росавтодором и союзом «Ворлдскиллс Россия».

В Санкт-Петербурге на всероссийском первенстве на дорожке он также был недосягаем – выполнял сложнейшие задания быстрее и лучше всех, но срезался на теории: экзамен на знание правил дорожного движения сдавал очень давно, и кое-какие нововведения в этой области просто упустил из виду.

– Не перечитал, подвела самоуверенность, да и разволновался немного, – честно признается Игорь.

Из-за этой его оплошности первое место и право представлять Россию на международных соревнованиях под эгидой «Ворлдскиллс», которые еще называют Олимпиадой для рабочих рук, досталось автогрейдеристу из Чебоксар Евгению Григорьеву, правильно ответившему на все теоретические вопросы…

Конкурент появится не скоро

Думает ли Болсуновский о «реванше» в будущем году? Пока он честно признается, что нет:

– Сейчас не до спортивного азарта, зима в самом разгаре, и зима непростая – настоящих морозов нет, а снег валит хлопьями, вязкий, тяжелый. Ответственность на нас, емельяновских дорожниках, лежит все-таки побольше, чем на других дорожно-ремонтных предприятиях. Дорога в аэропорт всегда должна быть в идеальном состоянии, автотранспорт на ней из-за погодных условий и других помех не должен задерживаться ни на минуту – самолеты взлетают строго по расписанию. Кроме того, трасса должна выглядеть красиво: все высокие гости, прибывающие к нам в Красноярск, обязательно проезжают по этой дороге. Так что, сами понимаете… Сейчас очень сложное время – снежный покров достаточно нестабилен, и, пока обочина не утрамбовалась, работать приходится особенно осторожно. Эта махина, – Болсуновский кивает на грейдер, – только с виду кажется несокрушимой, как танк. На самом деле она нежная и капризная, как рояль, – стоит только этой технике побывать в грубых, неумелых руках, начинает «фальшивить», перестает слушаться. Приходится брать набор гаечных ключей и делать «перенастройку».

Насчет реванша в соревнованиях «рабочих рук» Болсуновский рассуждает просто:

– Если кто-то из земляков лучше меня справится, пусть едет и побеждает он. Буду только рад, и вообще считаю, что в таких соревнованиях должна участвовать молодежь. Пока же, увы, в Питере средний возраст выступающих был хорошо за сорок…

Но сегодня, глядя на то, как ловко управляется Игорь Болсуновский с двенадцатитонным гигантом, понимаешь, что конкурент в Сибири у него если и появится, то нескоро.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за