Магистральный подход

Как будет развиваться транспортная инфраструктура в крае

Магистральный подход Как будет развиваться транспортная инфраструктура в крае

Транспорт – причем не важно какой, автомобильный ли, водный или воздушный, – это то, что имеет отношение к каждому жителю нашего края без исключения. За его безопасную и бесперебойную работу отвечает в нашем крае министерство транспорта. О том, какие изменения произошли в транспортной сфере в прошедшем, 2021 году, и что планируется сделать в наступившем 2022-м – наш сегодняшний разговор с министром транспорта Красноярского края Константином ДИМИТРОВЫМ.

Дела дорожные

 – Константин Николаевич, как бы вы оценили итоги прошлого дорожного сезона в нашем крае?

– Очень положительно. Хотя и минувший 2021 год для наших дорожников оказался поистине непростым. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» они работали на 69 объектах и в общей сложности отремонтировали более 250 километров автодорог. Первостепенное внимание, как и всегда, уделялось транзитным трассам с высокой интенсивностью движения. Таким, как Красноярск – Енисейск, Саяны, Шарыпово – Ужур – Балахта, Канск – Абан – Богучаны, Канск – Тасеево – Устье. Также дорожный сезон 2021 года ознаменовался стартом строительных работ на автодорогах «Обход Высокогорского» и «271-й км автодороги Красноярск – Енисейск – Высокогорский» (1-я очередь строительства).

И, конечно, нельзя не упомянуть строительство очередного моста через Енисей – в районе поселка Высокогорский, работы на котором шли в плановом режиме. Это крайне важный мост – причем не только для края, но и для всей страны. Благодаря ему будет создана новая автодорожная сеть, которая соединит столицу края с Мотыгинским, Богучанским и Кежемским районами. Надеюсь, никому не надо объяснять, насколько богаты недра северо-енисейской и ангарской тайги? Там есть все – сурьма, свинец, ниобий, магнезит, апатиты, золото, алюминий… Практически вся таблица Менделеева! И все это наконец станет доступным.

На данный момент на Высокогорском мосту выполнено 55 % от общего объема работ, ожидаем, что к концу года строительная готовность объекта составит 85 %. Параллельно ведется строительство подходов. До конца года возведут Правобережный, который позже соединят со строящимся обходом Высокогорского. Затем необходимо будет реконструировать 30 км автодороги Енисейск – Высокогорский и проблемные участки по правобережью от моста до автодороги Епишино – Северо-Енисейский. Левобережный подход, который включает в себя развязку с дорогой Красноярск – Енисейск, планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году. В перспективный план также включено строительство дороги от Высокогорского до Мотыгино.

Но вернемся к тому, чем дорожники занимались в прошлом году, кроме моста. В рамках нацпроекта началась работа над подготовительным этапом реконструкции участка автодороги Красноярск – Элита, а также была завершена реконструкция участка автомобильной дороги Епишино – Северо-Енисейский.

– Все, о чем вы сейчас сказали, – это край. А жители его столицы смогли ощутить на себе заботу дорожников?

– Разумеется. В краевом центре работы велись как на объектах ремонта – таких, как развязка улиц Монтажников и Алеши Тимошенкова, на улице Павлова, участках дорог по Калинина и Маерчака, – так и на объектах строительства, причем один из них был введен в эксплуатацию. Я говорю про дорогу на Мате Залки. Остальные объекты являются переходящими – то есть работы на них будут продолжены и в текущем году.

– Деньги на все откуда? Речь же о миллионах и миллиардах…

– Нацпроект «Безопасные качественные дороги» – федеральный, там преимущественно федеральное финансирование. Однако на часть объектов были выделены средства краевого бюджета, заложенные на социально-экономическое развитие территорий. В городе Канске было отремонтировано 11 улиц на общую сумму 118 миллионов рублей, в Ачинске – на 79 миллионов: это работы по улице Кравченко, проспекту Лапенкова, а также по подготовке дорожной карты для путепровода. А в поселке Шушенское на ремонт улицы Первомайской и автодороги к семейному центру было потрачено почти 58 миллионов рублей. Согласитесь, совсем не маленькие средства!

Но больше всего было сделано в Минусинске. Это один из старейших городов края, в следующем году он будет отмечать свое двухсотлетие. В рамках подготовки к торжествам дорожники отремонтировали 15 объектов общей протяженностью 21 километр, на что было потрачено почти 212 миллионов рублей.

– Константин Николаевич, что можно сказать о планах на нынешний дорожно-строительный сезон?

– Традиционно масштабный объем работ в рамках проекта «Безопасные качественные дороги» пройдет на региональной сети. Планируется, что краевые дорожники отремонтируют 275 км автодорог, причем из 47 новых объектов ремонта пять приходятся на агломерацию. Из объектов капитального ремонта можно отметить работы на автодороге Шадрино – Подсосное в Козульском и Назаровском районах на сумму 320 млн рублей. Общая протяженность участка – 13 км. Первые пять километров планируем сдать в нынешнем году, оставшиеся восемь – в 2023-м.

Продолжится и реконструкция дорог Красноярск – Элита и Епишино – Северо-Енисейский.

– А будут ли и в наступившем году проводиться ремонт и строительство дорог за счет средств субсидий из краевого бюджета на социально-экономическое развитие территорий?

– Да, на 2022 год выделена субсидия на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в размере 850 млн руб. и в таком же объеме субсидия на осуществление дорожной деятельности в целях решения задач, направленных на социально-экономическое развитие территории.

В рамках СЭР дорожники проведут ремонты в Минусинске, Таежном, Ачинске, Шушенском, Канске. В частности, в поселке Таежный Богучанского района за два года планируют построить и реконструировать 3,5 км дорог. Асфальтированные маршруты появятся на пяти улицах поселка, где уже работают новые детские сады, школа и поликлиника.

Продолжится масштабное благоустройство и в Минусинске, приуроченное к 200-летию города. В данный момент в списке 71 объект общей протяженностью 70 километров. Причем суммы, которые и в этом году, и в следующем планируется потратить на дорожные работы, будут не менее серьезными, чем в прошедшем 2021 году.

Приоритет – безопасность

 – Насколько важно для министерства транспорта обеспечение безопасности автодорог?

– Крайне важно. Все, что мы делаем, в конечном итоге направлено на одно – на обеспечение безопасности дорожного движения. Причем один из приоритетов – ликвидация очагов аварийности. Здесь мы тоже смогли добиться заметных успехов. Так, за прошедший год нам удалось ликвидировать шесть очагов аварийности вблизи Красноярска в Емельяновском и Березовском районах. На аварийно-опасном участке обхода города Красноярска в Березовском районе (24-й километр) установили сигнальные столбики, световозвращатели, знаки «Обгон запрещен», нанесли современную разметку из пластичных материалов. Также на этом участке появился мобильный комплекс автоматической фиксации нарушений ПДД.

Еще один опасный участок – это 32-й километр трассы Красноярск – Енисейск в Емельяновском районе. Здесь появились знаки ограничения скорости и комплекс фотовидеофиксации. Помимо этого, стационарным освещением оборудовали автобусную остановку. Благодаря этим действиям с конца июля прошлого года на этих двух ранее аварийно-опасных участках не было зафиксировано ни одного ДТП!

Не менее пристальное внимание мы уделяем и качественному содержанию дорог в зимний период, поскольку от этой работы напрямую зависит транспортная безопасность. Накануне старта сезона зимнего содержания я по поручению губернатора края проинспектировал готовность дорожников к зиме в рамках спецпроекта «Губернаторский контроль».

Этот спецпроект появился по инициативе лично Александра Викторовича Усса, нашего губернатора. На специальном автомобиле, имеющем логотип спецпроекта, отраслевые министры выезжают на подведомственные им объекты по графику, известному только губернатору. В любой момент даже в самых отдаленных территориях может появиться машина с символикой «Губернаторского контроля». В ходе инспекции мы проверяем готовность техники и кадров к сезону холодов, а также условия хранения противогололедного материала.

Вообще содержание автодорог – это большая и серьезная тема, и только зимним сезоном она не ограничивается. Общая протяженность сети краевых автодорог – свыше 14 тысяч километров, и каждый из этих километров круглый год должен находиться в проезжем состоянии. В рамках работ по содержанию в 2021 году ямочный ремонт был выполнен почти на 200 километрах автодорог. Наибольшее внимание дорожники уделяли опасным участкам: подъемам, спускам, перекресткам. Всего на содержание краевых дорог в 2021 году – вместе с ямочным ремонтом – было предусмотрено 5 млрд 627 млн рублей.

– В последнее время много говорится об интеллектуальной транспортной системе. Что это такое? И может ли она благотворно сказаться на безопасности?

– Безусловно. Главная цель ИТС – автоматизация процессов управления дорожным движением. Следовательно, повышение безопасности – это один из итогов ее работы. Внедрение данной системы в городах с населением свыше 300 тысяч человек предусмотрено нацпроектом «Безопасные качественные дороги».

В прошлом году в рамках второго этапа внедрения ИТС в Красноярске установили 481 датчик для анализа транспортного потока. Каждый прибор вычисляет, сколько автомобилей проезжает в тот или иной промежуток времени, их среднюю скорость, а также загруженность проезжей части.

Кроме того, заработала система «погодного» мониторинга. На улицах краевого центра были установлены 15 автоматических дорожных метеостанций – они определяют температуру воздуха, направление, скорость и порывы ветра, атмосферное давление, тип и интенсивность осадков, уровень оптической видимости и даже степень промерзания дорожного покрытия. Полученные данные поступают в городское управление дорог, инфраструктуры и благоустройства, где их анализируют специалисты.

Работы по внедрению ИТС будут продолжены и в этом году, и в следующем. Причем не только в Красноярске, но и на автотрассах регионального значения, расположенных в границах агломерации. В течение двух ближайших лет – до 2024 года – мы планируем завершить работы по внедрению ИТС.

Артерии водные и воздушные

 – Особенность нашего края в том, что далеко не во все его уголки можно добраться на автомобиле. И здесь на помощь жителям приходит авиация. Да и страна у нас тоже немаленькая, без самолетов – никак…

Одно из ключевых событий 2021 года в этой сфере – запуск «Аэрофлотом» с 1 июня программы полетов из Красноярска в Благовещенск, Владивосток, Иркутск, Краснодар, Симферополь и Сочи с дальнейшей перспективой расширения маршрутной сети, в том числе по международным направлениям.

Наша гордость – аэропорт Красноярск. Сегодня он – вторая после московского Шереметьево домашняя базовая площадка национального авиаперевозчика. А в перспективе на его базе появится и международный грузовой авиахаб. Соглашение об этом было подписано между Красноярским краем, аэропортом и ГК «Волга-Днепр». В прошлом году на аэродроме аэропорта была введена в строй новая магистральная рулежная дорожка, которая позволяет увеличить пропускную способность аэродрома в два раза. А в нынешнем году мы планируем реконструкцию перрона – на эти цели потратят 1,2 млрд рублей.

Не забыты нами и малые аэропорты. Так, в 2021 году было введено в эксплуатацию модульное служебно-пассажирское здание нового аэровокзала в Хатанге. Строение выполнено в виде двухэтажного блока общей площадью свыше одной тысячи квадратных метров, включая зал ожидания.

Прорывным прошлый год стал и для краевого авиаперевозчика – «КрасАвиа». Благодаря реализации программы реновации самолетного парка в течение года авиакомпания получила два 72-местных ATR-72, пять 46-местных ATR-42 и самолет L-410. Авиакомпания при непосредственной помощи губернатора края Александра Усса пополнила и свой вертолетный парк – в прошлом году она получила два новых вертолета Ми-8 МТВ, которые уже трудятся на севере края. До 2027 года планируется получить еще восемь новых вертолетов.

– Главная водная артерия нашего края – наш красавец Енисей. Изменилось ли что-то в сфере водного транспорта? И если да, то что?

– В сфере внутреннего водного транспорта, безусловно, стоит отметить строительство на АО «Средне-Невский судостроительный завод» в Санкт-Петербурге двух современных теплоходов – «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев», которые сменят морально и физически устаревшие теплоходы «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». Они были построены без малого семьдесят лет назад, но до сих пор работают на линии Красноярск – Дудинка. Пора уже им на заслуженный отдых. Первое судно должно прибыть в Красноярск до конца 2023 года, а второе – к концу 2024-го.

Новый год – новые заботы

 – Константин Николаевич, какие изменения в дорожно-транспортной сфере ждут Красноярск в 2022 году?

– Большие. Уверен, их заметят многие. В рамках нацпроекта дорожники отремонтируют улицу Красной Армии и построят два пешеходных перехода: надземный на Семафорной и подземный на Дубровинского.

Без сомнения, важным событием для нашего города стал выход 25 января на линию на маршрутах № 5 и № 6 очередной партии трамваев «Львят». Обновление городского парка электротранспорта находится на особом контроле губернатора края Александра Усса. Только в 2021 году по нацпроекту «Экология» Красноярск приобрел 50 троллейбусов и 25 трамваев – на общую сумму свыше 2,45 млрд рублей!

Наверняка нет такого жителя правобережья, который бы ни разу не видел новые трамваи! Во-первых, они очень красивые и элегантные. Во-вторых – вместительные, могут перевозить до 150 человек. В-третьих – у них очень плавный ход, который обеспечивается благодаря уникальной низкопольной тележке… В салонах установлены камеры видеонаблюдения, USB-зарядки, а также валидаторы на поручнях для безналичной оплаты проезда.

– Другие города края могут только завидовать Красноярску или их тоже ждут новшества?

– Начну с того, что в 2021 году в рамках проекта развития Канско-Абанского экономического района в трех филиалах краевого АТП – Иланском, Канском и Тасеевском – уже появились 30 новых автобусов. С сентября прошлого года они осуществляют регулярные перевозки.

Вообще в плане обновления автопарка наметился существенный сдвиг. В марте краевое АТП получит еще 112 автобусов, или примерно четверть от действующего парка предприятия. Технику распределят по всем филиалам – она будет работать в 22 муниципальных образованиях края и на межмуниципальных маршрутах. Стоимость приобретения автобусов с учетом лизинговых платежей в течение 5 лет составляет 1 млрд рублей.

– И последний вопрос – красноярское метро. Судьба у него выдалась непростой. Что-то с мертвой точки в строительстве метрополитена наконец сдвинется или нет?

– Уже сдвинулось. Мы получили положительное заключение госэкспертизы на первый и второй этапы строительства. По поручению заместителя председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина правительством края и ФАУ «Главгосэкспертиза России» были рассмотрены варианты оптимизации проектных решений завершения строительства метрополитена. Ориентировочная стоимость строительства I этапа в текущих ценах оценивается порядка 89,3 млрд рублей. Мы направили заявку на финансовое обеспечение мероприятий по строительству, которая была рассмотрена и получила одобрение. Так что красноярскому метро – быть!

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного