О таком детском саде многие родители даже не мечтают. На завтрак здесь йогурт из натурального молока и свежие соки. Занятия по ИЗО и математике отличаются индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, что, в общем-то, и не удивительно: в группе всего четыре малыша.
Элитное учреждение, оплата которого по карману лишь единицам? Да нет, всего лишь группа семейного воспитания обычного детского сада Елены Мингалеевой – жительницы села Никольского Емельяновского района.
Старт эксперимента
В большом двухэтажном доме Елена живет с мужем и четырьмя детьми. Для малышей здесь выделена большая комната, где есть кровати, игрушки и даже школьная доска. Во дворе дома – небольшая площадка для игр. В группе четверо малышей: двое детей воспитателя и двоих – Дениса и Танюшу – приводят односельчане. Детского сада в Никольском нет, несмотря на то что в селе более ста ребятишек-дошкольников..
Группу семейного воспитания Елене Мингалеевой предложили организовать более двух лет назад – в феврале 2010 года. Тогда это был эксперимент.
Мне позвонили с моего прошлого места работы – Центра диагностики и консультирования – и сказали: у вас трое дошколят и два образования – давайте будем обкатывать проект на вас, – вспоминает Елена. – Идея мне понравилась сразу. В то время своего сына мне приходилось каждый день возить в детский сад за 30 километров, в Емельяново. Ребенок часто болел. Приняв предложение, я могла заниматься дома детьми, зная, что мне, как и обычному воспитателю группы, положены ежемесячная заработная плата, отпуск, льготы по оплате ЖКХ, которые предоставляются педагогу в сельской местности. Есть возможности и для профессионального роста, я, к примеру, прошла аттестацию.
Режим – это важно
Сам проект по созданию семейных групп воспитания предполагает, что воспитателем может стать почти любая мама, имеющая не менее троих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Если маленький ребенок только один – можно пригласить в группу малышей соседей или знакомых.
– Конечно, при этом должны соблюдаться определенные условия, – говорит Елена. – Обращают внимание и на площадь помещений, и на бытовые условия: даже в деревенском доме должны быть теплый туалет и горячая вода. Ранее рассматривали мам только с педагогическим образованием, сейчас, насколько мне известно, это ограничение сняли.
Пока мы беседуем с Еленой, четверо детей увлеченно работают кисточками – плановое занятие по ИЗО никто не отменяет. И такое строгое регламентирование времени, наверное, может стать существенным камнем преткновения для многих многодетных мам, привыкших жить по собственному режиму.
С проверкой могут приехать в любой момент, причем без предупреждения, – говорит Елена. – И если взрослые еще могут договориться и «инсценировать» образцовое выполнение режима, то с 3–4-летними детьми такое не получится. Их могут спросить, проходила ли утром зарядка, какое занятие было вчера.
Так и получается, что распорядок дня воспитанника семейного детского сада ничем не отличается от распорядка дня обычного детсадовца. В восемь утра малышей приводят родители. Потом – зарядка и завтрак. Через 15–20 минут начинается первое занятие. Это может быть лепка, рисование, чтение. Потом небольшой перерыв – и следующее занятие. После – если позволяет погода – прогулка, затем обед. В три часа мамы уже забирают детей.
– Четыре ребенка – это на неполную ставку, – поясняет Елена. – Если детей больше, рабочий день длится до шести вечера. – Конечно, мне существенно облегчает задачу еще и то, что дети примерно одного возраста, но для старших девочек нужны уже более длительные занятия в рамках подготовки к школе, к примеру по математике. Я организую одно – но с разной продолжительностью по времени для детей.
Питание – за счет бюджета
У Елены педагогическое образование, имеется опыт работы психологом в школе. Поэтому слабые места в подготовке детей в саду она знает очень хорошо и в стандартную программу вносит определенные коррективы. Однако повторить вслед за пушкинским героем: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» воспитаннику любой семейной группы вряд ли придется – все занятия выполняются по плану, утвержденному в детском саду, куда прикрепляется группа. Писать отчеты и предоставлять детские рисунки – для иллюстрации – также обязательно. Впрочем, в микрогруппах предоставить ребенку оптимальные условия для обучения гораздо проще, чем в крупных, где надо заниматься одновременно с 25 детьми.
Отдельный вопрос – питание. На каждого малыша – и родного, и «приемного» – выделяются средства на завтраки и обеды.
– Примерно по две тысячи на одного ребенка получается, – поясняет Елена. – Правда, чеки я собирала только один раз – для проверки. Обычно пишу отчет в свободной форме. Меню тоже жестко не регламентировано, но понятно, что это должна быть качественная еда для детей без добавления острых приправ, кетчупа. Могу сказать совершенно точно, что у нас еда лучше, чем в обычном детском учреждении, так как мы держим хозяйство: у нас свое молоко, свежий творог, мясо. Я пеку собственный хлеб, заготавливаю соки, и даже йогурт у нас самый свежий – готовится тут же в йогуртнице. Понятно, что все продукты без эмульгаторов, красителей и крахмала.
Почему нет желающих?
Что и говорить, картина вырисовывается совершенно идиллическая: не надо отдавать деньги за частный детский сад (в небольших населенных пунктах их просто нет) – наоборот, государство заплатит мамам за воспитание собственных детей. И при этом микрогруппа является структурным подразделением детского сада, а значит, при необходимости дети могут, к примеру, приходить на консультацию к психологу или логопеду, пользоваться бассейном… Тогда почему же группы семейного воспитания в Красноярском крае можно посчитать по пальцам?
Как сообщили в краевом министерстве образования и науки, семейные группы работают только в некоторых районах края.
Как ни парадоксально, в населенном пункте, где ситуация с детскими садами самая сложная, возможности для организации садиков на дому нет.
– Родители не хотят этим заниматься, – уверяют в управлении образования Красноярска.
Ситуация странная, учитывая, что в городе сейчас стоит в очереди на обычный детский сад около 33 тысяч детей. Возможно, причина в том, что многие семьи просто не знают о таком варианте?
Безусловно, отдать ребенка в семейную группу решится не каждый, но ведь и работа сотрудников обычного учреждения часто вызывает вопросы. А опыт Москвы, Уфы, Владивостока и других крупных городов показывает – новация востребована у многих многодетных семей.
КОММЕНТАРИИ
Юлия ЩУКО, главный специалист отдела общего и дополнительного образования главного управления образования администрации Красноярска
– В Красноярске еще в 2010 году разработали постановление об организации семейных групп: было прописано, что они должны являться структурными подразделениями детского сада. С этой целью выделялась ставка воспитателя. Пилотной площадкой выбрали детский сад № 306 в Свердловском районе. Коллектив там разработал в экспериментальном режиме модель организации этой группы, сотрудники уже посетили курсы повышения квалификации. В администрации города проект согласование прошел. А вот прокуратура нашла нарушения, в том числе и «отсутствие законодательно регулируемого порядка получения семейного образования – на федеральном и краевом уровне».
Это – только один момент. Второй – у нас на то время всего четыре семьи предложили свои услуги по организации группы семейного воспитания. Но когда они узнали про все условия – отказались. Потому что нагрузка очень серьезная: нужно соответствующим образом организовать и занятия, и питание. А соблюдать все моменты режимные – и с уборкой, и с кормлением – одному человеку невозможно. Кто, к примеру, будет смотреть за детьми, пока мама-воспитатель готовит еду? А ведь если что-то случится – ответственность несет руководитель детского сада, где мама является сотрудником.
Татьяна ПРОКОПОРСКАЯ, директор Красноярского педагогического колледжа № 2
– Если у мамы появились вопросы по организации группы семейного воспитания, то консультацию можно получить на нашем сайте. Более того, как только мы наберем полноценную группу, проведем еще один обучающий семинар с привлечением специалистов, как мы это делали ранее. Запись на семинар уже началась – по телефону 243-95 -09.
Курирует этот проект наш специалист Людмила Анатольевна Иванникова. Но хочу добавить, что далеко не во всех районах края есть возможность помочь маме с организацией такой группы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться в местном управлении образования.
Фото: Олег Кузьмин