Мамин детский сад

Стоять в очереди на получение места совсем не обязательно

Мамин детский сад Стоять в очереди на получение места совсем не обязательно

О таком детском саде многие родители даже не мечтают. На завтрак здесь йогурт из натурального молока и свежие соки. Занятия по ИЗО и математике отличаются индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, что, в общем-то, и не удивительно: в группе всего четыре малыша.

Элитное учреждение, оплата которого по карману лишь единицам? Да нет, всего лишь группа семейного воспитания обычного детского сада Елены Мингалеевой – жительницы села Никольского Емельяновского района.

Старт эксперимента

В большом двухэтажном доме Елена живет с мужем и четырьмя детьми. Для малышей здесь выделена большая комната, где есть кровати, игрушки и даже школьная доска. Во дворе дома – небольшая площадка для игр. В группе четверо малышей: двое детей воспитателя и двоих – Дениса и Танюшу – приводят односельчане. Детского сада в Никольском нет, несмотря на то что в селе более ста ребятишек-дошкольников..

Группу семейного воспитания Елене Мингалеевой предложили организовать более двух лет назад – в феврале 2010 года. Тогда это был эксперимент.

Мне позвонили с моего прошлого места работы – Центра диагностики и консультирования – и сказали: у вас трое дошколят и два образования – давайте будем обкатывать проект на вас, – вспоминает Елена. – Идея мне понравилась сразу. В то время своего сына мне приходилось каждый день возить в детский сад за 30 километров, в Емельяново. Ребенок часто болел. Приняв предложение, я могла заниматься дома детьми, зная, что мне, как и обычному воспитателю группы, положены ежемесячная заработная плата, отпуск, льготы по оплате ЖКХ, которые предоставляются педагогу в сельской местности. Есть возможности и для профессионального роста, я, к примеру, прошла аттестацию.

Режим – это важно

Сам проект по созданию семейных групп воспитания предполагает, что воспитателем может стать почти любая мама, имеющая не менее троих детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Если маленький ребенок только один – можно пригласить в группу малышей соседей или знакомых.

– Конечно, при этом должны соблюдаться определенные условия, – говорит Елена. – Обращают внимание и на площадь помещений, и на бытовые условия: даже в деревенском доме должны быть теплый туалет и горячая вода. Ранее рассматривали мам только с педагогическим образованием, сейчас, насколько мне известно, это ограничение сняли.

Пока мы беседуем с Еленой, четверо детей увлеченно работают кисточками – плановое занятие по ИЗО никто не отменяет. И такое строгое регламентирование времени, наверное, может стать существенным камнем преткновения для многих многодетных мам, привыкших жить по собственному режиму.

С проверкой могут приехать в любой момент, причем без предупреждения, – говорит Елена. – И если взрослые еще могут договориться и «инсценировать» образцовое выполнение режима, то с 3–4-летними детьми такое не получится. Их могут спросить, проходила ли утром зарядка, какое занятие было вчера.

Так и получается, что распорядок дня воспитанника семейного детского сада ничем не отличается от распорядка дня обычного детсадовца. В восемь утра малышей приводят родители. Потом – зарядка и завтрак. Через 15–20 минут начинается первое занятие. Это может быть лепка, рисование, чтение. Потом небольшой перерыв – и следующее занятие. После – если позволяет погода – прогулка, затем обед. В три часа мамы уже забирают детей.

– Четыре ребенка – это на неполную ставку, – поясняет Елена. – Если детей больше, рабочий день длится до шести вечера. – Конечно, мне существенно облегчает задачу еще и то, что дети примерно одного возраста, но для старших девочек нужны уже более длительные занятия в рамках подготовки к школе, к примеру по математике. Я организую одно – но с разной продолжительностью по времени для детей.

Питание – за счет бюджета

У Елены педагогическое образование, имеется опыт работы психологом в школе. Поэтому слабые места в подготовке детей в саду она знает очень хорошо и в стандартную программу вносит определенные коррективы. Однако повторить вслед за пушкинским героем: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» воспитаннику любой семейной группы вряд ли придется – все занятия выполняются по плану, утвержденному в детском саду, куда прикрепляется группа. Писать отчеты и предоставлять детские рисунки – для иллюстрации – также обязательно. Впрочем, в микрогруппах предоставить ребенку оптимальные условия для обучения гораздо проще, чем в крупных, где надо заниматься одновременно с 25 детьми.

Отдельный вопрос – питание. На каждого малыша – и родного, и «приемного» – выделяются средства на завтраки и обеды.

– Примерно по две тысячи на одного ребенка получается, – поясняет Елена. – Правда, чеки я собирала только один раз – для проверки. Обычно пишу отчет в свободной форме. Меню тоже жестко не регламентировано, но понятно, что это должна быть качественная еда для детей без добавления острых приправ, кетчупа. Могу сказать совершенно точно, что у нас еда лучше, чем в обычном детском учреждении, так как мы держим хозяйство: у нас свое молоко, свежий творог, мясо. Я пеку собственный хлеб, заготавливаю соки, и даже йогурт у нас самый свежий – готовится тут же в йогуртнице. Понятно, что все продукты без эмульгаторов, красителей и крахмала.

Почему нет желающих?

Что и говорить, картина вырисовывается совершенно идиллическая: не надо отдавать деньги за частный детский сад (в небольших населенных пунктах их просто нет) – наоборот, государство заплатит мамам за воспитание собственных детей. И при этом микрогруппа является структурным подразделением детского сада, а значит, при необходимости дети могут, к примеру, приходить на консультацию к психологу или логопеду, пользоваться бассейном… Тогда почему же группы семейного воспитания в Красноярском крае можно посчитать по пальцам?

Как сообщили в краевом министерстве образования и науки, семейные группы работают только в некоторых районах края.

Как ни парадоксально, в населенном пункте, где ситуация с детскими садами самая сложная, возможности для организации садиков на дому нет.

– Родители не хотят этим заниматься, – уверяют в управлении образования Красноярска.

Ситуация странная, учитывая, что в городе сейчас стоит в очереди на обычный детский сад около 33 тысяч детей. Возможно, причина в том, что многие семьи просто не знают о таком варианте?

Безусловно, отдать ребенка в семейную группу решится не каждый, но ведь и работа сотрудников обычного учреждения часто вызывает вопросы. А опыт Москвы, Уфы, Владивостока и других крупных городов показывает – новация востребована у многих многодетных семей.


КОММЕНТАРИИ

Юлия ЩУКО, главный специалист отдела общего и дополнительного образования главного управления образования администрации Красноярска

– В Красноярске еще в 2010 году разработали постановление об организации семейных групп: было прописано, что они должны являться структурными подразделениями детского сада. С этой целью выделялась ставка воспитателя. Пилотной площадкой выбрали детский сад № 306 в Свердловском районе. Коллектив там разработал в экспериментальном режиме модель организации этой группы, сотрудники уже посетили курсы повышения квалификации. В администрации города проект согласование прошел. А вот прокуратура нашла нарушения, в том числе и «отсутствие законодательно регулируемого порядка получения семейного образования – на федеральном и краевом уровне».

Это – только один момент. Второй – у нас на то время всего четыре семьи предложили свои услуги по организации группы семейного воспитания. Но когда они узнали про все условия – отказались. Потому что нагрузка очень серьезная: нужно соответствующим образом организовать и занятия, и питание. А соблюдать все моменты режимные – и с уборкой, и с кормлением – одному человеку невозможно. Кто, к примеру, будет смотреть за детьми, пока мама-воспитатель готовит еду? А ведь если что-то случится – ответственность несет руководитель детского сада, где мама является сотрудником.


Татьяна ПРОКОПОРСКАЯ, директор Красноярского педагогического колледжа № 2

– Если у мамы появились вопросы по организации группы семейного воспитания, то консультацию можно получить на нашем сайте. Более того, как только мы наберем полноценную группу, проведем еще один обучающий семинар с привлечением специалистов, как мы это делали ранее. Запись на семинар уже началась – по телефону 243-95 -09.

Курирует этот проект наш специалист Людмила Анатольевна Иванникова. Но хочу добавить, что далеко не во всех районах края есть возможность помочь маме с организацией такой группы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться в местном управлении образования.

Фото: Олег Кузьмин

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности