Марафон как судьба Не ради олимпийского золота – во имя любви к жизни

Марафон как судьба Не ради олимпийского золота – во имя любви к жизни

Минусинца Алексея Кургеева иначе как «железным человеком» и назвать сложно. На своем любимом байке он может ехать без остановки двое суток и, вздремнув пару часов на голой земле, вновь отправиться в путь. Его велотренировки проходят в экстремальном режиме – с рюкзаком, набитым камнями, за спиной. На обед он может запросто сгонять из Минусинска на Саяно-Шушенскую ГЭС и при этом не жаловаться на усталость. Прошлым летом Алексей стал вторым в веломарафоне «Чуйский тракт». 1 200 км он преодолел за 73 часа, хотя, по всем прикидкам, дорога занимает не менее 90 часов.

И кто его «Туристом» назвал!

Алексей Кургеев– Я не велосипедист, я больше лыжник, – с улыбкой замечает Алексей Кургеев. – На лыжах могу целый день кататься. А на велосипед сел, чтобы лето проходило интересно. Но опять получилось испытание себя в экстремальной ситуации.

Алексей – заядлый марафонец: любит длинные дистанции, расстояния в 200 км не признает – неинтересно. Он и на лыжах в долгие путешествия всегда ходит, и бегает как марафонец 42 км, а теперь вот и на байке летает.

Спортивная карьера Алексея Кургеева начиналась с обычных туристических походов. Как-то в 1993 году минусинец решил съездить в Москву. Не на поезде, на велосипеде. Собрал рюкзак продуктов (в магазинах тогда ничего купить было невозможно, все с собой везти приходилось), сел на старенький «Урал» и покатил.

– У меня мечта была – посмотреть страну, – говорит Алексей Владимирович. – И она сбылась. Как раз разруха в стране началась, под Москвой танки стояли, в магазинах пусто. Интересно!

От Минусинска до Москвы 32 дня ходу на велосипеде. Бытом Алексей не заморачивался – ночевал около дороги или на дачах. «Подъеду к дачам, спрошу у хозяев – можно переночевать? Всегда позволяли. Да и у дорожников с этим проблем нет, пускали». Но ночевки не самое трудное, что встретило его на пути в столицу.

– Самое сложное – после 10 часов утра ехать, когда солнце встает и наступает 30-градусная жара, – говорит Алексей. – При этом за спиной 20-килограммовый рюкзак, а под тобой старенький «Турист».

К чести отечественного велосипеда, дорогу до Москвы он выдержал. Единственное – сиденье развалилось уже на второй день пути.

– И кто его «Туристом» назвал! – восклицает путешественник. – Мне интересно было бы посмотреть на этого человека.

Пришлось сиденье из запасной камеры мастерить.

Из той поездки Алексей привез массу впечатлений.

– Какая страна у нас большая и какие люди разные! – удивлялся минусинец. – Я тогда столько любопытного узнал, как будто пять лет в институте проучился. Страна делилась на две половины: до Урала и после Урала. Чувашию, Башкирию, Татарию я за один день проскакивал, а по Сибири ехал несколько дней, а она все не кончалась.

Уже на подъезде к Москве сибирский путешественник случайно на военную точку забрел. Туда-то заехал, а обратно не выпускают. Он в воинском поселке в магазин сунулся, его спрашивают: «Какой твой номер?», – а тот и ответить не может. Патруль вызвали, давай допрашивать, кто и как сюда попал. Но тогда в воинских частях такая неразбериха была, что удалось Алексею вывернуться и удрать с точки.

– По деревням ехал – замечательно, – вспоминает турист. – Меня поразило то, что у нас в Красноярском крае и еще на Урале самая удивительная природа, самые красивые дороги. Едешь и испытываешь настоящий восторг, какую-то гордость за Россию…

Целлофановый пакет и три кусочка хлеба

– Это так, баловство одно, – улыбается Алексей Кургеев. – А спортом я семь лет назад занялся. В Минусинске есть фанат велоспорта Алексей Никулин. Он организовал соревнования для ребятишек и взрослых позвал: «Давайте прокатимся». Мои велосипеды из прошлых путешествий все в плохом состоянии, в гараже, как в музее, висят – на память. Я у друга «Урал» взял. Другие участники соревнований на скоростных байках – щелк, щелк и на подъеме, а мне приходилось долго педали крутить. Но так мне понравилось, что начал я раскатываться. В велоспорте люди разного возраста, знакомства, общение – жизнь!

Попробовал Алексей короткие гонки и шорт-треки, но остановился на марафонских дистанциях. Сейчас, говорит, даже на 300 км уже не захватывают, ему тысячу подавай. Первую гонку Кургеев выиграл в 2011 году. Тогда братчане проводили марафон «Северный Байкал» – 700 км вдоль БАМа. Там минусинец установил абсолютный рекорд – преодолел трассу за 47 часов.

– На эту гонку люди со всей России приехали – фанаты велоспорта из Москвы, Хабаровска, с Урала. Очень сильный состав подобрался, – рассказывает Алексей. – Я к ней долго готовился – каждый день на тренировках 15-килограммовый рюкзак с камнями на себе возил. За все время подготовки машину гравия перевез. Но самое сложное в гонке – не спать.

В том Северобайкальском марафоне Алексей Кургеев установил и свой личный рекорд – двое суток крутил педали без сна и отдыха. Говорит, есть у него свой секрет, как не уснуть, но раскрывать он его не станет – не собирается пока закрывать карьеру марафонца.

– Я спокойно могу спать на голой земле, мне не нужен теплый душ или обильная еда. Для меня главное – проехать, – поясняет Кургеев. А на мой вопрос относительно спального мешка за спиной отрезает: – Никакого мешка! Может быть, со стороны это непонятно, но сплю я на целлофановом пакете. Когда организм в течение двух суток разогревается, потом ничего не нужно, чтобы 1,5–2 часа поспать на земле. Голову на колесо кладешь, накрываешься пакетом и спишь. И никогда не замерзаешь.

В веломарафоне другое отношение к боли, к тренировкам. Когда Кургеева спрашивают, сколько раз в неделю он садится в седло байка, отвечает – 15. Ведь тренировки приходится проводить даже не по два, а по три раза в день. Но зато в гонке для Алексея существуют только две точки остановки – старта и финиша. Все остальное делай на ходу.

– Ты должен и в дождь, и в ветер ехать, должен уметь спать на земле, должен терпеть, когда есть охота, – напутствует спортсмен. – Я, когда к «Чуйскому тракту» готовился, проезжал по 300 км, имея в кармане три кусочка хлеба и чай. На недостатке пищи тоже тренировка идет.

Клетчатая рубашка лидера

Алексею Кургееву 51 год. Спортсмен считает, это оптимальный возраст для марафонца.

– Именно к 50 годам человек начинает понимать, как без вреда для своего здоровья преодолевать большие дистанции, – уверяет Алексей Владимирович. – В этом возрасте человек уже знает, что его ждет дальше. Например, проезжая двое суток без перерыва, я понимаю, какие галлюцинации у меня появятся (цифры на велосипедном компьютере прыгать начинают, или скорость невозможная выскакивает, люди на обочине появляются, плакаты, звери), или когда можешь упасть с открытыми глазами.

Но марафонец в возрасте не обращает внимания на досадные мелочи. Например, на то, какая на тебе форма.

Среди марафонцев о минусинце Алексее Кургееве легенды ходят. На трассу он выходит не в традиционной форме велосипедиста, а в обыкновенной клетчатой рубашке, простеньких трико и стареньких кроссовках. Из-за такого одеяния на старте его серьезно не воспринимают. Может быть, это такой хитрый психологический прием?

– В Братске и Новосибирске на 600-километровые гонки меня зарегистрировали только из жалости: приехал какой-то дедок из Красноярского края в старых тапочках, пусть уж прокатится, – улыбается Алексей. – А на старте даже отогнать хотели: «Отойдите, тут серьезные соревнования». Зато когда я выиграл, они все упали.

Алексей Кургеев считает, что форма ничего не определяет в соревнованиях. Однажды он попробовал марафонить в модной спортивной майке, но, говорит, такой дискомфорт испытал, что больше ее не надевает. С тех пор выступает как привык – в рубашке. Из спортивных атрибутов только каска.

– У меня иногда спрашивают: «Ты в одной рубашке ездишь?» Нет, у меня их штук 10. Просто все они похожи друг на друга – в клетку.

Но Алексей их отличает друг от друга, ведь среди рубашек есть счастливые – те, в которых он выигрывал гонки. Их надевает на особо ответственные соревнования.

– Это целый ритуал, – признается Алексей Владимирович. – На серьезные гонки надеваю рубашки проверенные, например, ту, в которой в Братске выступал. Это придает мне устойчивое психологическое равновесие.

Еще один секрет марафонца – едет он под музыку, которая звучит в его душе. Он не запоминает специально слова песен, они подбираются сами собой – в ритм движениям велосипедиста. Например, «Северный Байкал» Кургеев проехал под «Яблоки на снегу», а «Чуйский тракт» – под «Золотые купола». В его душе так и звучало: «И людям чудится, что все, о чем они мечтают, скоро сбудется». И так распелся, что на стареньком байке, купленном по дешевке с рук, проехал сложнейшую трассу, как на суперскоростном шоссейнике.

– Своим велосипедом я хочу показать ребятам, которые мечтают заниматься спортом, но не имеют хорошей техники или формы: не стоит ждать, когда у тебя что-то появится. Можно стать победителем, только если у тебя есть желание.

Фото из архива Союза велосипедистов Минусинска и Абакана

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное