Красноярский край вновь станет местом проведения окружного фестиваля-форума «Российская креативная неделя — Сибирь». 21 и 22 ноября в креативном кластере «Квадрат» обсудят идеи для продвижения и поддержки креативных предпринимателей.
В преддверии форума журналист издания «Наш Красноярский край» поговорил с директором фестиваля «Российская креативная неделя», президентом АНО «Креативная экономика» Мариной Монгуш-Абрамовой.
«Российская креативная неделя – Сибирь» уже не в первый раз проводится в Красноярске, поэтому возникает сразу вопрос. Категоричный, конечно, но все же. Чего еще не обсудили или не решили и почему вновь нужно проводить форум?
Сибирь — это второй по площади федеральный округ в стране, а Красноярский край — это крупнейший регион Сибири и второй по площади в России. Мне кажется, только этого факта достаточно для ответа на вопрос, почему мы каждый год проводим «Российскую креативную неделю – Сибирь».
Каркас экономики Сибири составляет промышленность, металлургия, лесозаготовка. И для развития креативной экономики еще многое предстоит сделать. Сегодня ее доля в ВРП Красноярского края достигла 3 %. Для огромной территории региона это существенный показатель, но далеко не предел. Эксперты оценивают потенциал развития креативной экономики в Сибири выше среднего по России.
Это вызов и для региона, и для федерального правительства, и для нашей команды — как реализовать и приумножить этот потенциал, как сохранить и привлечь молодые кадры в креативные индустрии. «Российская креативная неделя — Сибирь» — это площадка для поиска этих решений, это коммуникация профессионального сообщества и возможность диалога с властью. Именно поэтому форум приезжает в четвертый раз, и задач для обсуждения у нас еще достаточно.
У нас 16 направлений креативных индустрий. В какую сторону движется Сибирь? Или огромный округ охватывает уже все индустрии, и по каждому направлению можем найти представителей креативного бизнеса?
Ключевой отраслью креативной экономики Сибири является разработка программного обеспечения. Именно на эту индустрию приходится наибольшая доля выручки компаний, занимающихся креативной деятельностью. Также перспективные индустрии: мода, кинопроизводство, дизайн, издательское дело. Сибирские компании из этих сфер активно представлены на столичном рынке и продолжают развиваться.
Потенциалом перейти в эту же категорию обладает архитектура. Наличие значимой образовательной базы в сферах архитектуры и дизайна вообще является отличительной чертой Сибири. Подобным потенциалом также обладает сфера кино и новых медиа.
Что касается кинопроизводства, то уникальной особенностью Сибири и привлекательностью для съемок фильмов является природа и география. Для этих целей в Сибири уже создана кинокомиссия, развивается инфраструктура, а также есть система рибейтов и законодательная база. Также правительство регионов Сибири активно поддерживает традиционные ремесла, отличающиеся самобытностью и значимостью для локальной идентичности.
Если апеллировать к цифрам, то на территории Сибирского федерального округа более 20 тысяч организаций и более 27 тысяч предпринимателей имеют основной вид деятельности, связанный с креативными индустриями по ОКВЭДам. Это в основном ИП, малые и микропредприятия.
А если дойдем до Красноярска. Что у нас такого выделяется в креативных индустриях, о чем местные пока, может, и не думали, а гостям региона хорошо это видно? Если по ощущениям, то не только гастрономия…
Действительно, сектор гастрономии в Сибири — один из наиболее динамично развивающихся по стране. Здесь, в Красноярске, сложилась экосистема из ресторанов, гастропабов, гастрономических фестивалей. На базе Сибирского федерального университета в Красноярске открыт Институт гастрономии.
По оценкам экспертов, высоким потенциалом развития и выхода на федеральный масштаб обладает индустрия моды и дизайна. Но если отвечать на этот вопрос не с точки зрения отраслевого развития, а в масштабах идентичности Красноярского края, то он ассоциируется с природными и человеческими ресурсами, с интеллектуальным и творческим потенциалом. Бренд «сибирское», «красноярское» содержит исконные ценности, идентичность народов Сибири. Необходимо продвигать эту идею, создавать на ее основе креативные продукты полного цикла. Важно оказывать поддержку креативным компаниям, чтобы они могли масштабироваться и продвигать бренды «сибирское» и «красноярское», делать так, чтобы они были узнаваемы и востребованы за пределами региона.
В чем у нас возможен еще рост региона и в целом Сибири? Есть такие направления, где конкуренция пока низкая и уровень входа в целом не особо сложный?
Перед страной и всеми регионами стоит амбициозная задача – увеличить к 2030 году долю креативного сектора в экономике России до 6 %. Сегодня вклад креативной экономики в ВВП России составляет около 3,5 %. Поэтому возможности для входа в креативный бизнес широкие. Опять же если опираться на статистику, потенциалом для развития в Сибири обладают архитектура, мода и дизайн, кинопроизводство и новые медиа.
В Сибири создан Институт развития креативных индустрий, который оказывает поддержку бизнесу, работающему в этом секторе. Институт помогает компаниям и проектам выходить на новые рынки, оказывает продюсерские и консультационные услуги. То есть если есть желание масштабировать свой бизнес в любой из креативных индустрий, вне зависимости от конкуренции в выбранном секторе, институт окажет всестороннюю поддержку. И рада подчеркнуть, что создание этого института — это результат проведения «Российской креативной недели – Сибирь».
На окружном форуме будут обсуждаться именно такие направления роста? Или же нам сегодня нужны креативные предприниматели, компании и представители этого сектора в уже работающих направлениях? Как в плане экономики на это смотрят со стороны? Всё же перспективы часто бывают «слаще» текущей позиции.
Ключевой целью предстоящей креативной недели в Сибири мы ставим комплексный анализ текущего состояния креативных индустрий в Красноярском крае. А именно — разработать совместно с региональными представителями сектора и органами власти стратегию развития креативных индустрий в Красноярском крае. Безусловно, мы будем обсуждать драйверов Сибири — например, гастрономию. Но также среди ключевых треков — локальная идентичность, региональные меры поддержки, развитие индустрии дизайна.
Особое место — индустрия моды. Здесь мы поговорим о том, как регион может выйти на мировой рынок, как создать локальные бренды высокого уровня, а также про внутрироссийский рынок ритейла. Также панельные дискуссии будут посвящены темам туризма, анимации и видеоиграм, подготовке кадров для креативной экономики. Темой основного пленарного заседания станут «Ценностные ориентиры в стратегиях развития креативных индустрий регионов».
Если посмотреть на Сибирь — у нас несколько больших городов, а всё остальное — малые территории. Как креативные индустрии сейчас заходят или будут заходить туда? Или же разговор сейчас только про крупные центры? Всё же в районах, малых поселениях есть именно исторические креативные индустрии.
Одна из целей креативной недели в Сибири — обозначить направления для реализации имеющегося потенциала не только крупных городов, но и небольших поселений. Сохранение жизни в малых городах и населенных пунктах — это в целом амбициозная задача и вызов для государства.
Минэкономразвития сейчас разрабатывает Стратегию пространственного развития на период до 2030 года. Впервые в стратегическом документе появится понятие опорных населенных пунктов — это как раз города и поселения, которые должны обеспечивать связанность населенных локаций, способствовать гармоничному развитию всей территории региона. По таким населенным пунктам будут разрабатываться отдельные программы развития. Для огромного Красноярского края очень важно, чтобы жизнь и экономика развивались не только в крупных городах.
И важную роль для достижения целей пространственного развития играют креативные индустрии. Ведь городская среда, а это и кафе, и организация досуга, и ландшафтный дизайн, и локальная идентичность, очень значима для людей. Это важный фактор при принятии решения — уезжать ли в более развитый город или остаться у себя дома и растить в этой среде своих детей.
А как с кадрами обстоят дела? Если про малые территории понятно — там проблемы есть даже в основных сферах из-за оттока местных жителей. Но в городах же тоже не всегда сейчас можно найти людей?
Кадровый дефицит — это вызов в целом для российской экономики. И в креативном секторе вопрос стоит не менее остро. Есть данные по 2023 году, судя по которым о проблемах с кадрами заявили треть из 540 представителей креативного бизнеса, опрошенных онлайн-школами XYZ School и Bang Bang Education (входят в холдинг Ultimate Education), где обучают творческим профессиям. Схожие результаты показал опрос сервиса «Актион Кадры и HR» среди 280 HR-специалистов — 20 % участников рассказали о дефиците кадров. Проблема требует комплексного подхода и совместных усилий местных властей, бизнеса, федерального центра. И власти, и бизнес сейчас активно ищут ответ на этот серьезнейший вызов.
Уже замечали, что появляются образовательные программы по креативным индустриям. Это шаг в сторону обучения и переобучения тех, кто решил зайти в сферу? Или же это рост уже тех, кто в сфере?
Программы появляются разные. Есть огромное количество различных образовательных курсов, куда могут пойти взрослые люди, желающие переобучиться или получить дополнительные знания в своей профессии, повысить квалификацию. Крупные образовательные платформы позволяют проходить курсы онлайн из любого уголка страны.
В Сибири также появляются образовательные программы, нацеленные на разные группы населения. Это в том числе и уже работающие в креативной экономике люди. Уже упомянутый Институт развития креативных индустрий регулярно проводит семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы, также там есть Акселератор креативных индустрий. При Институте работает Школа проектной деятельности. На 2025 год намечено открытие центра креативных индустрий, куда войдет Красноярский хореографический колледж.
В целом развивать кадровый потенциал очень важно. Для этого уже сейчас в регионах надо создавать сеть школ и колледжей креативных индустрий.
Нет риска, что те, кто вообще есть, могут покинуть экономику индустриальную, чтобы перейти в креативную? Или же в этом и есть здоровая конкуренция за кадры?
Думаю, глобального риска перетока кадров в креативную экономику нет. Все же пока что этот сектор составляет 3,5 % ВВП. Тенденция на рост интереса людей к работе в креативном секторе имеется, потому что это более творческая работа, многие виды деятельности позволяют иметь гибкий или свободный график. Человек самостоятельно для себя принимает решение, чем он в жизни хочет заниматься. Есть много людей, совмещающих работу на предприятии и собственное дело в творческом секторе. Для этого есть правовые возможности, например, режим самозанятости.
Что ожидаете от форума в Красноярске? Что в первую очередь нужно делать участникам? Как использовать форум, чтобы была польза?
По итогам нашего форума мы должны выработать предложения по внедрению ценностных показателей в стратегиях развития креативных индустрий в документы регионов. Я лично жду насыщенных дискуссий, богатых на конкретные идеи предложения для развития креативной экономики Сибири. Жду новых знаний и знакомств с представителями креативного бизнеса Красноярского края, новых впечатлений.
В этом году мы ставим для себя более амбициозные цели по деловой программе. Кроме тематических панельных сессий, а их больше тридцати, в этом году запланирован большой подраздел стратегических сессий.
В целом результаты каждого форума осязаемые. Например, в 2022 году впервые в рамках «Российской креативной недели» прошел первый сибирский IT-саммит, и по его итогам правительство края выделило порядка 780 млн рублей на поддержку IT-компаний и развитие этой отрасли. Уже второй год мы проводим деловую программу в кластере «Квадрат», соглашение о создании которого было подписано именно на «Российской креативной неделе» в 2021 году.