«Медико-социальный кабинет». Ожидая очереди на прием к врачу, посетительницы женских консультаций, наверное, не раз изучали пытливым взглядом эту загадочную табличку. Многие слышали о таких кабинетах, но совершенно не представляли, чем занимаются специалисты этой службы и что они «лечат», коль скоро находятся в составе медицинского учреждения.
Сильный слабый пол
В современном мире женщина давно уже перестала быть слабым полом: к требующим тушения избам и скачущим коням добавилась необходимость зарабатывать на жизнь. А ведь при этом еще нужно поддерживать огонь в семейном очаге, рожать и растить детей… Проблем столько, что руки порой опускаются, а в голове – полная неразбериха. Тут и возникает вопрос – куда же идти со своими вопросами? Еще до недавнего времени у российских женщин выбор был небольшой: либо обращаться со своими проблемами к родственникам, либо плакаться в жилетку подружкам. Сегодня в стране формируется новая социальная инфраструктура с учреждениями, которые ориентированы на психологическую поддержку женщины. В отличие от частнопрактикующих психологов, деятельность их абсолютно бесплатна и доступна всем категориям женщин.
Кабинеты медико-социальной помощи женщинам начали создавать в Красноярском крае с 2008 года. Сегодня они работают во всех лечебных учреждениях края, занимающихся женским здоровьем. В отличие от других регионов, в Красноярском крае служба помощи женщинам имеет комплексный характер: помимо обязательного психолога решением проблем женщины и ее семьи занимается юрист и социальный работник.
Вам – к психологу
– На прием к специалистам медико-социального кабинета может прийти каждая жительница Красноярского края, имеющая полис медицинского страхования, – говорит консультант отдела организации акушерско-гинекологической и педиатрической помощи министерства здравоохранения Красноярского края Наталья Хоменко. – Спектр решаемых ими проблем очень широк: страхи при беременности и родах, проблемы в отношениях с мужем, не поддающийся воспитанию ребенок, физическое насилие в семье, потеря работы и средств к существованию… Психолог, юрист и соцработник помогут выйти из трудной ситуации: посоветуют, как приструнить буйного мужа, расскажут о мерах социальной помощи, проведут беседу и с родственниками женщины.
В обязательном порядке на консультацию в этот кабинет направляются женщины из групп риска: из неблагополучных семей, с тяжелыми патологиями здоровья, находящиеся в трудной жизненной ситуации, решившие прервать беременность.
По статистике краевого министерства здравоохранения, только малое количество женщин отказываются от консультации психолога, остальные несмело открывают дверь кабинета в робкой надежде на помощь…
– Психология и физиология взаимосвязаны. Около четырех месяцев назад ко мне на прием приходила женщина с проблемой привычного невынашивания беременности, – рассказывает Владлена Молокова, психолог консультативной поликлиники КККДБ «Перинатальный центр». – Десять раз женщина теряла ребенка. Мы с ней долго работали, решали психологические проблемы, настраивались на благополучную беременность. И вот на днях я случайно встретила ее в отделении патологии беременных – врачи говорят, что на этот раз у нее есть все шансы сохранить беременность. Думаю, что такой результат – это результат и моей работы в том числе.
Плодотворная тишина
Одно из важнейших направлений работы медико-социальных кабинетов – доабортное консультирование. В такой консультации нуждается третья часть женщин из числа тех, кто обратился к психологу.
С ноября прошлого года в России действует закон, по которому женщина, решившаяся на прерывание беременности, в обязательном порядке направляется на консультацию к психологу. Происходит это в так называемые дни тишины – время, в которое закон запрещает производить операцию. Если женщина обратилась к врачу с нежелательной беременностью на сроке между 4-й и 7-й или 11-й и 12-й неделями, то искусственное прерывание проводится не ранее чем через двое суток. Если срок беременности 8–10 недель, то на обдумывание судьбоносного вопроса женщине дается неделя. Зачем?.. Именно в эти дни психолог и социальный работник делают все возможное, чтобы изменить ситуацию. Прежде всего выясняют причины.
– Они могут быть самыми разными, – говорит Наталья Хоменко. – Но задача специалистов медико-социальных кабинетов – способствовать их устранению. При необходимости специалисты взаимодействуют и с полицией, и с министерством образования и соцполитики, и с миграционной службой, помогая оформлять документы, льготы, пособия, обеспечивая юридическую защиту женщины. Проводят реабилитационные программы для неблагополучных семей, организуют медико-социальный патронаж беременной, сопровождая до самых родов. Работа специалистов выходит далеко за рамки их кабинета.
По статистике министерства здравоохранения за прошлый год, около 11 процентов женщин, направленных в медико-социальные кабинеты Красноярского края из-за намерения искусственно прервать беременность, отказались от своего первоначального решения. А значит, в нашем крае появилось на свет около 800 ребятишек – (целая школа!), которые могли бы никогда и не появиться…
Доктор или шоумен?
Одна моя знакомая в ответ на вопрос: «Ходила ли ты во время беременности к психологу?» фыркнула и сказала: «Ну вот еще! Что я – ненормальная какая? Про свою личную жизнь чужому человеку рассказывать».
Для большинства российских женщин психолог до сих пор остается специалистом мифическим и даже мистическим. В массовом сознании это не доктор, ведущий прием в одном из кабинетов поликлиники, а шоумен из телевизора, умеющий на потеху публике вытащить из своих героинь душещипательные подробности личной жизни. Сериалы и многочисленные телепередачи а-ля «Доктор Курпатов» сделали свое дело: популяризируя профессию психолога, они превратили ее из врачебного дела в развлекательное мероприятие. Поэтому и отношение к психологам сформировалось в обществе настороженное.
«К ним ходят кому делать нечего… Психологи нужны только богатым бездельникам». Моя мама вспоминает: лет так 40 назад примерно так же в сельской глубинке говорили про стоматологов: больные зубы вырывали плоскогубцами, а профилактический прием два раза в год был для сельчан такой же фантастикой, как полет на Марс. Сегодня регулярными походами к зубному уже никого не удивишь.
Наверное, рано или поздно должно измениться и отношение к психологам: телезвездные небожители в нашем сознании спустятся на землю, наденут белые халаты и станут такими же врачевателями, как терапевты, окулисты и хирурги.