Матине в валансьен Что еще нужно для женского счастья?

Матине в валансьен Что еще нужно для женского счастья?

Важнейшим из всех искусств для каждой барышни остается косметология, а еще – моделирование и пошив модного платья. Просто девушки хотят выглядеть хорошо – и нет разницы, в каком веке они живут – XIX, XX или XXI. Вот только каждому времени свойственны свои хитрости, о которых внучки уже могут и не догадываться. Мы заглянули в запасники Красноярского краевого краеведческого музея, чтобы узнать, насколько далеко шагнула мода.

Ротонда, тальма и турнюр

Музей-женская-одежда-2017-07-Олег-Кузьмин_.jpgЖенская гардеробная прошлых веков – пространство, полное загадок. Она скрывает столько всевозможных приспособлений, о предназначении которых трудно догадаться с первого взгляда. Достаточно описать костюм одной девушки – и получишь полное представление об эпохе, которую она осчастливила своим присутствием.

– А вот этот предмет одежды, знаете, что это такое? – хранитель фонда ткани и кожи Елена Васильевна Ярыгина аккуратно держит за два хвостика небольшую подушечку. Если бы на ней не было инвентаризационного номера, никто бы и не догадался, что это музейный экспонат. – Это турнюр, специальная подкладка, которая помогала дамам создать S-образный силуэт.

Так наши прабабушки делали фигуру пышной. Однако подушечка, которую бережно держит хранитель, скорее всего, предназначалась для совсем молоденькой девушки-подростка. Взрослые дамы подкладывали на пятую точку более внушительный турнюр. Мода на этот элемент женской одежды была в крае скоротечной: не успел он войти в моду в 1870-м, как о нем уже забыли в 1880-м. Но для историков этого небольшого периода достаточно – наряды, которые предполагали ношение турнюра, сохранились. Железные шкафы и шкафчики музейных фондов скрывают их множество. Вот свадебный костюм жены церковного старосты из Енисейска. Конечно, в те времена его бы тоже назвали платьем, а для нас это лиф и юбка. Лиф удлинен сзади, а это значит, что под него как раз и надевался турнюр. Но для Елены Васильевны это не единственный знак, который позволяет точно определить время, когда платье было пошито: достаточно расположения плечевых швов, чтобы музейный сотрудник с уверенностью сказала – наряд точно дореволюционный.

Музей-женская-одежда-2017-29-Олег-Кузьмин.jpgК этому периоду относится и много других нарядов, названия которых современным модницам вообще ничего не скажут.

– А вот это – ротонда, – Елена Васильевна достает с вешалки яркую накидку. – В позапрошлом веке женщины очень любили самые разные накидки: мантильи, пелерины, тальмы, салопы. Все они отличались формой и длиной.

Ротонда – длинная круглая накидка без рукавов и застежек. Неизвестная нам красноярка ходила в ней весной и осенью – она утепленная, украшена шнурами и аппликацией. Кому она принадлежала, в музее не знают: большая часть городской одежды XIX века попала в музей в 1916 году с выставки «Старый Красноярск». Горожанки несли все, что нашлось в сундуках, а потом часть нарядов подарили музею. О самих дарителях, как и о хозяевах этой красоты, почти ничего не известно: городские красавицы относились к платьям легкомысленно, не считали такой ценностью, как деревенские женщины, – уж те-то помнили, кому и что принадлежало.

На революцию в кружевах

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает нижнее белье. Здесь тоже есть на что посмотреть. Если корсет нам до сих пор хорошо известен и, справедливости ради, не слишком изменился за последние 100 лет, то, например, матине – предмет малознакомый. Это легкая просторная блуза, которую барышня могла надеть сразу после пробуждения. Тончайшее кружево, элегантный крой – красота, да и только.

– Обратите внимание на кружево, – хранитель бережно расправляет низ блузки, под ее пальцами скользит нежнейшая паутинка из хлопчатобумажной нити. – Это валансьен. История у этих кружев очень интересна.

Музей-женская-одежда-2017-27-Олег-Кузьмин_2.jpgО том, что это именно валансьен, Елена Васильевна узнала из каталогов магазина Мюр и Мерелиз, нынешнего ЦУМа. Когда-то два предприимчивых шотландца начали торговать в Москве дамскими шляпами и галантереей, со временем в магазине можно было купить решительно все для женского счастья. Ну а чтобы пользоваться этим могли не только москвички, предприниматели издавали каталоги, по которым можно было заказать абсолютно любую вещь – от обрезов ткани до готовых корсетов. Такой прародитель современных каталогов одежды и косметики. Сейчас по таким каталогам хранители музея могут определить тип кружева или точное название элементов одежды. Именно по ним Елена Васильевна «опознала» это кружево.

– Честно говоря, я была уверена, что валансьен выпускались только до революции, – рассказывает она. – Потом-то разруха, война. Какой там уж валансьен – мы видим на фотографиях, как скромно одевались наши женщины. И вот однажды мне в руки попадает журнал «Мода сезона», который выпускался уже в 30-х годах. И там такие ночные сорочечки и – без всяких сомнений – то же кружево!

Музей-женская-одежда-2017-15-Олег-Кузьмин.jpgСначала, как вспоминает сотрудник музея, она считала, что это дореволюционные запасы. Однако оказалось, все намного проще и интересней. Фабрика, которая выпускала кружева, работала до самой войны. Товар был настолько востребован женщинами, что никакие потрясения, даже революционные, не смогли победить тягу к прекрасному.

Красота требует жертв

Не все приспособления для наведения красоты сохранились до нашего времени. Самыми живучими оказались щипцы для укладки волос. Железные, немного похожие на пыточные приборы, они были обязательным аксессуаром женских столиков середины и конца XIX века. Накалялись на углях, а делать ими можно было как локоны, так и волны. Конечно, пользовались ими только богатые горожанки, у остальных не было времени на укладку. Одни щипцы были переданы в дар музею внучкой губернатора Александра Петровича Степанова – Верой Борисовной Степановой, которая в 30-х годах работала в краеведческом музее.

Из того же времени сохранились в большом количестве коробочки с сухими духами, очень популярными в середине прошлого века. Маленькие круглые коробочки можно было легко спрятать в сумочку или муфту.

Если щипцы и сухие духи используются и сейчас, то вот прибор для штопки чулок представить сложно. А в середине прошлого века это была очень востребованная вещь – в музее хранится несколько экземпляров: чулки были очень дорогими, их берегли, штопали и снова носили.

Музейные сотрудники бережно хранят все эти женские штучки, которые позволяли нашим бабушкам и прабабушкам быть красивыми. И кто знает, что из современного быта покажется нашим потомкам странным или необычным…

Фото: Олег КУЗЬМИН

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за