Если Красноярск – центр края, то географический центр России находится на севере нашего региона, куда мы сейчас и отправляемся
Все, кто побывал на Севере хоть раз, стремятся попасть туда снова. Эти земли – как открытый космос: безбрежные просторы, неземные красоты. Говорят, именно здесь человек ощущает себя настоящим властителем природы – на долгие сотни километров не встретишь ни души. Север хранит свои тайны: здесь живут коренные народы, которые помнят утро этого мира. Именно с Севера начали освоение Приенисейской Сибири русские первопроходцы.
В Туруханском районе Енисей течет между песчаными берегами, с воды видно, как берег местами оползает, увлекая за собой высокие ели. Именно эти берега в начале XVII века увидели поморы, пришедшие северным путем на своих кочах – лодках с округлыми бортами, которые не могли раздавить льды. Сибирь осваивали самым тяжелым путем – с севера на юг. До сих пор берег хранит останки судов, которые так и не смогли пройти дальше: только в прошлом году члены Русского географического общества нашли на территории Таймыра остов клипер-бота «Северное сияние». В XIX веке это место стало последним домом для большей части экипажа, мечтавшего увидеть новые земли.
Видимо, с тех пор и сформировался уникальный характер сибиряков: мы не боимся экстремальных температур, больших расстояний, иногда нам не нужны дороги – достаточно направлений. То, что для других экстремальные ситуации, для нас норма, и минус 30 – это «потеплело», а 700 километров – «рядом».
На севере края опробованы, пожалуй, все способы передвижения из одного пункта в другой – от оленьих и собачьих упряжек до гидропланов. Именно желание освоить сказочно богатую северную территорию стало отправной точкой для развития полярной авиации во всей нашей стране. Краевой центр еще в 30-х стал основной базой полярной авиации Советского Союза. «Арктикодром» был развернут после спасательной операции челюскинцев. Тогда в 1934 году моряки с раздавленного льдами парохода были обречены на гибель. Даже просто найти их местоположение летчикам удалось не сразу – после 28 попыток 5 марта 1934 года экипаж Анатолия Ляпидевского на Ант-4 смог сесть в лагере челюскинцев. Эвакуация более чем ста человек продолжалась две недели, за это время было сделано 24 рейса в сложнейших метеорологических условиях. Все челюскинцы были спасены. Эта операция дала старт развитию полярной авиации, без которой невозможно было бы масштабное освоение Севера. До сих пор мы присматриваем за Северным морским путем – его обслуживает краевая санавиация.
Сейчас северный макрорайон региона производит 55 % промышленной продукции – золото, платина, нефть, газ. И обеспечивает почти 20 % поступлений в бюджет края при условии, что такую огромную территорию населяют лишь 8,5 % жителей края. Добраться до многих точек можно только самолетом: некоторые местные маршруты по протяженности – как региональные: больше 1,5 тыс. км. Или по Енисею, пока его не скуют льды в начале ноября. Природа продолжает испытывать нас на прочность, но истинным северянам не страшно.
Настоящие люди
В чем истинное богатство наших земель?
Енисей, Ангара, Тунгуска – эти названия кажутся нам привычными, и мало кто задумывается, что на самом деле они означают. Карта нашего края – летопись, в которую вписаны народы, населявшие эту землю до прихода русских. Долганы, нганасаны, ненцы, кеты, чулымцы, энцы, эвенки. Ученые называют эти этносы реликтовыми – в их языке и верованиях сохранилось то, что цивилизованным человеком утрачено.
Коренные малочисленные народы Севера – это одна пятая населения Красноярского края. Кто-то из них ассимилировался, многим по-прежнему удается вести привычный кочевой образ жизни, передвигаясь по безграничной тундре за оленьими стадами. Именно северные народы смогли «оживить» тайгу – обжить пространства, которые, казалось, вовсе непригодны для существования. Каждый из них – отдельная вселенная со своей мифологией, обрядами и языком. Например, у ненцев, которых в крае меньше четырех тысяч, семь времен года, да и вообще весь счет ведется семерками. Главная в чуме всегда женщина, огонь и солнце – тоже женского рода. Как говорят ненцы, все, что тепло, – это женщина, все, что холодно, – это мужчина. Именно они называли себя «настоящими людьми» – так переводится этноним «ненцы» на русский.
Кеты по-настоящему малочисленны: их меньше тысячи, причем в поселках Келог, Суломай и Мадуйка кетское население – преобладающее. Их язык – последний из енисейской языковой группы, его родичи – пумпокольский, аринский, ассанский – исчезли еще в XVIII веке вместе с носителями. О высоком уровне развития этого этноса говорит тот факт, что до прихода русских они знали металлургию. Кетский исчезает начиная с 1970-х: сейчас на нем хоть как-то говорят человек 120, а свободно владеют не больше 30.
Нганасаны – самый северный народ Евразии: населяют восток Таймыра и Дудинку. Они непревзойденные пешие охотники на дикого северного оленя и искусные сказители. У нганасан есть интересный обряд кайнгэймэкуми – это состязания двух молодых людей, которые сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто не понял своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.
Эвенки подарили нам название не только целого муниципального района, но и многих географических объектов. Главная река нашего края – Енисей – переводится с эвенкийского как «большая вода», Тунгуска тоже связана с эвенками: тунгусами, то есть дальними жителями, их называли ханты. А само название «эвенки» и «эвены» можно перевести на русский как «здешние, местные». Вот и Эвенкия, получается, самый «местный» из муниципальных районов.
Северные языки – настоящее сокровище для исследователя, все они до прошлого века были бесписьменными. Они отражают особый взгляд на мир, который возможен в гармонии с природой. В каком языке, кроме нганасанского, есть больше 20 (!) разных слов для обозначения оленя – в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов), использования. Ненецкий может описать любые различия в состоянии снега. Мягкий, свежий, царапающий лыжи, лежащий на ветвях деревьев – для каждого есть свое название, отдельное слово.
Душа народа – в его языке. Как только язык исчезает, рушится мир, который он заключал в себе. Поэтому так важно сохранить северные языки.
Интересные факты о Севере
На севере края 23 сезонные дороги – «зимника», в общей сложности это больше 2 400 км.
Работают они с ноября по апрель, для многих районов это единственный вариант наземного перемещения – в другое время в ту же Эвенкию можно добраться только по воздуху или по воде.
Самый крупный заповедник в Евразии – Большой арктический – находится на Таймыре, его территория более 4 млн га.
В Норильске часто случается «черная пурга» – это ветер более 30 м/с.
Температура на Севере бывает настолько низкой, что самолеты примерзают к взлетной полосе.
В 2014 году вахтовикам в Игарке пришлось толкать Ту-134, чтобы вернуться с вахты домой. За бортом в тот момент было -52.
На севере края сосредоточены 99,9 % российских запасов металлов платиновой группы.
Мотыгинский драматический – единственный профессиональный поселковый театр в России. Каждый год здесь ставится минимум семь новых спектаклей.
Норильская железная дорога – самая северная в России. От ближайшей станции сети РЖД ее отделяет около 700 километров.
Полярная ночь – от 45 до 68 дней – накрывает одну пятую территории края. Так «ночуют» в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, в части Эвенкийского муниципального района и Туруханского района.
В 1705 году в Хатанге был построен самый северный в России и мире храм – Свято-Богоявленский.
Самая распространенная религия среди коренных малочисленных народов севера – православие.
Тасеевский идол – единственный сохранившийся на территории края мужской культ четвертого века до нашей эры. Найти его очень сложно – рядом с урочищем сбоят компас и навигатор, а в скалу на берегу Тасеевой всегда бьют молнии – в одно и то же место.
Но если идола нашли, и он каменный, то Золотую бабу ищут до сих пор – полутораметровая женская фигура, вылитая из чистого золота, якобы спрятана где-то на Таймыре.
Золотая лихорадка пришла на север края еще в первой половине XIX века. И сейчас край лидирует по добыче золота – больше 50 тонн в год.
На Севере цены абсолютно на все товары в 4–5 раз выше, чем в центральных районах края. Так, например, в Ванаваре килограмм яблок стоит около 280 рублей, кефир – 150, а килограмм арбуза – 110.
Мало кто знает, но среди казаков-первооткрывателей было много местных – тунгусов, юкагиров, чукчей. Все они имели русские имена, данные им при крещении. Узнать их происхождение в документах того времени можно только по упоминанию языков, которыми владел такой казак. Без переводчика отряды первопроходцев были обречены на гибель.
На плато Путорана находится самый высокий водопад Евразии – Тальниковый. Его высота – 482 метра.
На Путорана в 2014 году был снят фильм о геологах «Территория». Для транспортировки съемочной группы и техники использовался самый крупный вертолет в мире – Ми-26.
Озеро Виви является символом объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. В честь встречи трех губернаторов здесь 23 сентября 2003 года закопаны три бутылки армянского коньяка с портретами глав регионов как знак сибирской дружбы Красноярска, Дудинки и Туры.