Перед входом в кардиоцентр, растерянно озираясь по сторонам, стоит пожилая женщина:
– Девушка! Мне в больницу сердечную надо, это сюда, что ль? – спрашивает у меня.
– Сюда, сюда, пойдемте, – зову ее в будку охранника.
– Ой, ну на больницу-то и не похоже, – удивляется бабуля. – Как-то все не по-нашему, не по-российски…
– У нас тут вообще как в сериале, – улыбается охранник.
Кино и реальность
Красноярский федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии действительно работает по мировым стандартам, такие клиники до недавнего времени жители Сибири могли видеть разве что по телевизору.
– С точки зрения мастерства хирургов и навыков персонала я ни одному больному сегодня не посоветую ехать лечиться за границу. Наш центр ничем не уступает любой европейской клинике ни по оснащению, ни по набору расходных материалов и медикаментов, ни по комфорту, – уверенно говорит главный врач федерального центра Валерий Сакович.
Плюс ко всему в федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии среднестатистическому россиянину попасть намного проще, чем в зарубежную больницу, – абсолютно бесплатно лечиться здесь имеет право любой гражданин страны, прописанный хоть в Хабаровске, хоть в Калининграде. Необходимо лишь направление от кардиолога – неважно, из государственной или частной клиники.
Каждый год операции здесь делают более чем пяти тысячам пациентам, через стационар проходит тысячи на полторы больше – кому-то отказывают в хирургическом вмешательстве по медицинским показаниям. Для сравнения: около пяти тысяч человек – это население Идринского или Казачинского районов края. Представьте – такое количество людей благодаря работе 600 сотрудников кардиоцентра получило шанс на жизнь! И сколько еще таких «спасенных поселков» будет за долгую работу центра…
Оценивая масштаб деятельности, понимаешь, что три миллиарда рублей, выделенные на его строительство краевым и федеральным бюджетами, это ничто по сравнению с огромным числом человеческих жизней.
Фабрика операций
По национальному проекту «Здоровье» в России построены 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах, семь из них с профилем «сердечно-сосудистая хирургия». Каждый кардиоцентр – типовой проект, но при этом неповторимое сочетание технологий, кадров и атмосферы…
Красноярский кардиоцентр – это поликлиника для взрослых и детей на 140 посещений в смену, три взрослых хирургических отделения на 150 коек, детское хирургическое отделение с возможностью совместного пребывания матери и ребенка на 18 детских коек и реанимация на 44 койки. В центре пять операционных, три из которых предназначены для работы в условиях искусственного кровообращения, и два зала с ангиографическим оборудованием для проведения миниинвазивных операций (не требующих больших разрезов).
Кардиоцентр должен был забрать поток плановых кардиохирургических пациентов у краевой клинической больницы, оставив ей лишь неотложных. Задумывался он как огромная фабрика по проведению высокотехнологичных операций, а потому здесь самое современное оборудование, технологии и материалы. К примеру, в ангиографической операционной есть система «CARTO-3» – электромагнитная анатомическая навигация, позволяющая создать 3D-модель сердца, локализовать и устранить причину нарушений ритма сердца.
Сегодня мы можем оказать нашим пациентам все виды кардиохирургической помощи, которые существуют в мире, – говорит Валерий Сакович. – Это и операции на сердце в условиях искусственного кровообращения, это устранение врожденных пороков сердца у новорожденных, это эндоваскулярное вмешательство на сосудистом русле (не только на коронарных артериях) и операции при нарушениях ритма сердца. Без хвастовства – все самые передовые хирургические методики, все ноу-хау, они есть в нашем центре. Есть и методики, уникальные для страны.
К примеру, внутрисердечное УЗИ, когда маленький датчик вводится в полость сердца и врач может видеть структуру органа изнутри. Под контролем такого УЗИ проводятся операции. У нас самый большой в стране опыт в этом направлении. И сегодня заведующий вторым кардиохирургическим отделением Эдуард Иваницкий ездит по России с обучающими программами.
К слову, не так давно Эдуарду Иваницкому вручили награду за усовершенствование и продвижение в России новых технологий в лечении аритмии. Российское врачебное сообщество признало его лучшим клиническим аритмологом страны…
«Они к нам как к родным!»
Кадры – главная гордость кардиоцентра. 132 врача, в том числе три доктора медицинских наук и 13 кандидатов, 172 сотрудника среднего медперсонала и 104 младшего медперсонала. Главный врач говорит: высокие зарплаты и отличные условия работы позволили пригласить в центр лучших из лучших в своей профессии. Штат укомплектован практически на 100 %, такой показатель – мечта для многих государственных больниц.
– Ко мне обращаются кардиохирурги из самых разных городов страны, хотят работать в нашем центре, – рассказывает Валерий Сакович. – Но на сегодняшний день я вынужден им отказывать, у нас просто нет вакансий.
Большинство врачей – местные, выпускники медакадемии, получившие отличный опыт в кардиохирургии краевой больницы. Приезжих шестеро, их пригласили из авторитетнейшего в России Новосибирского НИИ патологии кровообращения им. ак. Е. Н. Мешалкина.
Персонал кардиоцентра постоянно повышает свою квалификацию. Из стажировок в ведущих российских больницах и клиниках Израиля, Германии, Италии, Испании, США врачи привозят в Сибирь и в Россию новые технологии и методы. К примеру, в 2011-м после серии выездных стажировок в Красноярском кардиоцентре (впервые в России) провели операцию по устранению фибрилляции предсердий торакоскопическим доступом. В переводе с медицинского на русский – это операция по устранению нарушений ритма предсердий, для которой требуется всего три небольших надреза, что, конечно же, делает ее более продуктивной и щадящей для пациента.
Иногда зарубежные медицинские светила сами приезжают в Красноярский кардиоцентр: в прошлом году американские врачи проводили здесь показательную операцию больному с аневризмой торакоабдоминального отдела аорты. На прошлой неделе хирурги кардиоцентра повторили эту уникальную операцию, которая по своей трудоемкости и сложности сопоставима с трансплантацией органов.
Серьезнейшие сочетанные операции сегодня – не редкое явление для врачей кардиоцентра, а ежедневная реальность. В третьем кардиохирургическом отделении лежат больные, которым в рамках одной операции решают сразу несколько сердечных проблем.
…Сергей Рыбкин бодро вышагивает по коридору, широкая улыбка, шутки-прибаутки – и не скажешь, что всего несколько дней назад этот пациент перенес тяжелейшую многокомпонентную операцию на открытом сердце. Ему заменили два сердечных клапана и сделали аортокоронарное шунтирование, операция длилась 4,5 часа.
– Это не больница, это просто сказка какая-то! – не скрывает своих эмоций Сергей Геннадьевич. – И дело даже не в бытовых условиях, хотя это меня тоже очень поразило, а в том, как относятся врачи и медсестры к своему делу. Они к нам как к родным! Лежал в реанимации, трубки кругом, сказать ничего не могу, только бровью поведу – девчонки тут как тут. Такое человеческое отношение персонала к больным лечит, наверное, лучше любого препарата. Спасибо всем огромное! И бесконечная благодарность хирургу, который меня оперировал, – заведующему КХО № 3 Дмитрию Ивановичу Буянкову. Надеюсь теперь жить долго и счастливо!
Чтобы жили дети
«Вы спасаете будущее нашего мира… Вы дарите нам счастье материнства… Вы возвращаете к жизни наших детей!» – пожалуй, нет и не может быть человека более благодарного врачам, чем родитель, ребенок которого побывал между жизнью и смертью. Детское кардиохирургическое отделение – особая гордость и особая боль центра. Это единственное место в Красноярском крае, где могут оперировать детей с врожденным пороком сердца, в том числе недоношенных и первого года жизни.
– В прошлом году мы прооперировали 300 ребятишек, 60 % из них – дети возрастом до года, – рассказывает Валерий Сакович. – До открытия центра и отделения детей с врожденным пороком сердца в крае не оперировали вообще. Их отправляли в Новосибирск, но ведь далеко не каждого младенца можно было перевозить. Картина была очень печальная. Сегодня мы даем таким детям возможность жить. Можем успешно прооперировать даже недоношенного младенца весом 700 граммов, был опыт операции в условиях искусственного кровообращения у ребенка весом в полтора килограмма. Детское отделение – одно из самых сложных направлений работы центра. У недоношенных детей высокий риск смертности, а если прибавить сюда порок сердца и патологии центральной нервной системы… Есть пороки сердца, при хирургическом лечении которых летальность достигает 50 %. Младенческая кардиохирургия – это прорывное направление для нас, но у него и наибольшая летальность – около 6 %. Тогда как в целом по центру летальность у нас около 0,6 %. Но не заниматься младенческой кардиохирургией, гоняясь за хорошими результатами, нельзя! К тому же мы наблюдаем положительную динамику: летальность у новорожденных первого года жизни в 2013 году снизилась по сравнению с 2012-м.
Заведует детским отделением Алексей Ильин. Говорит, главное достижение отделения и центра – то, что сегодня в Красноярске выполняются все кардиохирургические операции, которые только возможны. И сложнейшие операции, в которых задействовано по 20 человек медперсонала, и которые длятся по 6–7 часов стали для детского отделения не редкими случаями, а рутинной работой.
Недавно внедрили еще одно новшество: операции недоношенных ребятишек непосредственно на месте их нахождения. Зачастую ведь недоношенных детей просто невозможно транспортировать из одной больницы в другую. Нет такого врожденного порока сердца, за исправление которого не взялись бы сегодня красноярские врачи…
– Мы работаем наравне с мировыми практиками. И это достижение не лично мое, это результат труда большой команды – и не только нашего центра, но и врачей в женских консультациях, специалистов перинатального центра. В этой цепи много звеньев. Когда каждое выполняет свою функцию на 100 %, мы спасаем ребенка.
Алексей Сергеевич говорит, что детская кардиохирургия сегодня развивается очень интенсивно:
Мы не отстаем. В прошлом году внедрили программу по экстракорпоральной поддержке жизни детей. Ребятишкам, у которых уже исчерпаны все возможности лечения, подключаем механический насос, который в критических ситуациях берет на себя функцию сердца и легких. Вести таких детей очень тяжело, приводить их к стабильному состоянию, при котором уже можно отключить механическое сердце, еще тяжелее. В России такая методика применяется только в Москве, Новосибирске, Томске и у нас.
Что впереди? Очень многое. Постоянно появляются новые материалы, будем их осваивать. Очень ждем, что скоро появится портативное механическое сердце, и станут, наконец, возможны пересадки сердца и легких у детей, которые в нашей стране не проводятся больше из-за организационных проблем. Детская кардиохирургия очень быстро развивается, и через десять лет это будет совершенно другая хирургия.
Когда не получается быть Богом
В любом медицинском учреждении есть те, кто выздоровел, а есть те, кто так и не смог покинуть больничные стены. Показатель смертности по Красноярскому кардиоцентру – один из самых низких среди подобных учреждений.
– В прошлом году из тысячи взрослых, прооперированных в условиях искусственного кровообращения, умерло семеро, – с горечью за тех семерых рассказывает Валерий Сакович. – Но никто в эту цифру не верит. Мне говорят: вы, наверное, легких больных подбираете? А вы попробуйте найдите тысячу легких кардиохирургических больных!
Однако врачи, даже в кардиоцентре, не боги. Иногда они тоже бессильны.
– К сожалению, есть пациенты, которым приходится отказывать в операции, – говорит Валерий Анатольевич. – Я своим пациентам говорю: могу поставить вам золотой клапан и платиновый шунт, но если ваша сердечная мышца сокращается в три раза слабее, чем нужно, то ничего тут уже не поделаешь. Когда готовишь человека к операции, смотришь ведь не только на конкретную проблему, но и оцениваешь его здоровье комплексно. Иногда документы таких пациентов мы отправляем для заочной консультации в Новосибирск, но, как правило, их выводы совпадают с нашими. Более того, в подавляющем большинстве случаев за наших «отказников» не берутся и в зарубежных клиниках. Однако мы до последнего стараемся помочь пациенту, используем свои международные контакты, и, если получается, это огромное облегчение. Могу сказать, что по сравнению с 2012 годом количество пациентов, которым мы отказали в операции, уменьшилось в несколько раз. Мы стали больше брать сложных пациентов. К примеру, недавно перевезли из БСМП женщину, которая больше месяца находилась на аппарате искусственной вентиляции легких. Диагноз – инфекционный эндокардит, полностью разрушенный инфекцией аортальный клапан. Ни одно учреждение края не взялось за операцию при таком количестве сопутствующих болезней, как у нее. Мы сделали, наши профессионалы не побоялись взять на себя такую ответственность.
Но чтобы пациентов, которые потеряли последнюю надежду, не было вовсе, нужно, чтобы они вовремя попадали в кардиоцентр.
– В Европе и США кардиохирургических операций проводится в 10 раз больше, чем у нас, – рассказывает главврач центра. – Почему? Потому что пациентов там оперируют во 2–3-й стадии заболевания, а наши попадают на операционный стол в 3-й и чаще всего 4-й стадии, когда сердце уже работает на пределе своих возможностей. Участковые врачи направляют пациентов на операцию зачастую, только когда сердце уже перестало реагировать на медикаменты. А смысл? Мы «ремонтируем» сердце, но после операции обязательно подключается медикаментозная терапия, а если таблетки уже не работают, то как лечить? Мы ездим с лекциями по краю, Туве и Хакасии, объясняем кардиологам, как и когда нужно направлять больного к нам, пытаемся решить эту проблему. Сегодня мы вопреки установленному порядку принимаем даже необследованных пациентов, главное, чтобы у него было направление от кардиолога. Это с одной стороны. С другой – нужно, чтобы наши люди хотели быть здоровыми и стремились к этому. Если эти колесики зацепятся друг за друга и начнут крутиться, будет хороший эффект. Очень надеемся на это.
Как попасть в кардиоцентр?
— В Красноярском кардиоцентре принимают только по направлению от кардиолога. Неважно – из государственной больницы или из частной клиники, главное, врач должен предположить, что пациенту необходимо оперативное вмешательство.
— Платных услуг кардиоцентр не оказывает, в отдаленном будущем предполагается такая возможность, но только для людей, не имеющих российского гражданства.
— В скором времени кардиоцентр начнет принимать пациентов со скорой помощи. Раз в неделю сюда будут привозить больных с подозрением на инфаркт из Советского и Емельяновского районов.