«Собранных нами денег хватает только на 30 подарков, а ребятишек из детских домов – 40. Мы же не можем оставить остальных без сладких сюрпризов!» Подобные тексты в эти предновогодние дни буквально выскакивают со страниц в соцсетях и блогах. Но люди, сделавшие помощь детям, находящимся на попечении государства, своей профессией, тоже не молчат. Они предлагают задуматься: а так ли нужен сиротам ваш кулек с шоколадками – кстати, уже четвертый по счету? Или же они нуждаются в ином?
Медвежья услуга
Конечно, прежде всего тем, кто живет в детском доме, нужна семья. Но шансы некоторых воспитанников на то, что когда-нибудь у них появятся приемные родители, невелики. Кто-то уже превратился из умилительного пупса в нескладного подростка. У других есть братья и сестры – а взять сразу троих-четверых решится не каждый.
Так как же быть, если ни один, даже самый лучший детский дом, никогда полностью не удовлетворит потребностей маленького человека? Но и сладкий подарок или игрушка его тоже не осчастливят. Более того – могут даже навредить, потому что такие вот дед-морозы и коробки от спонсоров формируют неправильное представление о реальной жизни за пределами учреждения.
Так считает Иван Иклюшин, руководитель альянса «Россия без сирот», который усыновил ребенка из детского дома несколько лет назад.
– В их представлении, как только они попадут в семью, у них появятся свои Дед Мороз и Снегурочка в круглосуточном режиме. Они реально думают, что им тут же купят большой компьютер с огромными наушниками, где можно будет с утра до ночи «рубиться» в классные игры. И что они будут есть все время что-то сладкое в больших количествах, все время развлекаться. Их представление об окружающем мире – оно вот такое, ограниченное.
И приемным родителям, если такие дети попадают в семьи, стоит огромных трудов донести, что учеба, а также элементарное умение стирать, готовить, делать уборку – это не какие-то запредельные требования «жестоких взрослых», а необходимые условия для дальнейшей полноценной жизни. В которой уже не будет добрых спонсоров. И постоянных подарков.
Многие могут возразить: «Но ведь люди, которые порой отдают совсем не лишние для их семьи 300–400 рублей для подарка, искренне хотят помочь. Просто не знают как».
На что у сотрудников благотворительных фондов есть свои аргументы: если бы эти бюджеты тратились не на конфеты, айфоны и машинки, а на программы поддержки кровной семьи, поддержки приемных семей, образования и наставничества детей, их сопровождения после выхода, мир бы изменился после одного такого Нового года.
Внести свой вклад
– Сироты знают, что другим детям подарки дарят родители, а к ним в детский дом в канун праздников снова приедут чужие люди, – говорит Ольга Абросимова, директор краевого Центра развития семейных форм воспитания. – Взрослые, которые мелькнут и пропадут снова. Сделать по-настоящему важный новогодний подарок для ребенка-сироты можно, если подарить ему шанс быстрее найти семью или стать для него тем самым значимым взрослым – надежным и постоянным. Даже семья, которая готова приглашать ребенка в гости на выходные и праздники, помогать ему социализироваться вне стен детского дома, узнавать о традициях, получать навык взаимодействия в семье, бесценна для ребенка. Детям важен опыт положительных семейных отношений. Ведь когда-нибудь они будут создавать собственные семьи. Пригласить в гости ребенка из детского дома на период каникул, выходных дней можно благодаря гостевому режиму. Временная передача детей в семью не является формой устройства, она способствует их правильному воспитанию и гармоничному развитию.
Некоторые выступают против такой формы – мол, взяли ребенка и назад отдали. Но совсем малышей никто и не передает. Здесь есть ограничение по возрасту – не младше семи лет.
– Люди, узнав о таком формате взаимодействия, задаются вопросом: а не причинит ли поход в гости психологическую травму сироте? – поясняет Ольга Абросимова. – Нет, если грамотно к этому подойти как родителям, так и сотрудникам детдома. Случается, что гостевой режим перерастает в постоянную опеку и даже в усыновление.
Есть и другие варианты. К примеру, Надежда Ковалева, директор детского дома № 1 Красноярска, на вопрос, чем помочь ее воспитанникам, всегда рассказывает о программе наставничества.
Ее организовал красноярский благотворительный фонд «Счастливые дети».
– У нас уже почти у 30 ребятишек есть свой наставник. Еще 20 детей подали свои заявки – они тоже хотят, чтобы и к ним приходили. Я не знаю, почему кто-то до сих пор думает, что детям не хватает конфет. Поверьте, они бывают у них не только на праздники, но и в течение всего года. А вот значимый взрослый – не воспитатель, который интересуется тобой, исполняя служебные обязанности, – а человек из внешнего мира, которому ты не безразличен, – это совсем другое дело. Кто-то ходит с ними в кино, кто-то на Столбы, кто-то репетиторством по английскому занимается, кто-то домой в гости приглашает. Для ребят это очень важно. Многие из наших детей если и помнят свою семью, то положительного, светлого в таких воспоминаниях очень мало. Их наставники показывают на своих примерах – жить можно по-разному.
Те, кто желает стать таким наставником, обязательно проходят специальную подготовку – психологическую в том числе. Чтобы на самом деле оказать помощь, а не навредить еще больше….
Мы, конечно же, не призываем вас отворачиваться от тех, кто собирает пожертвования для детей из детских домов. Мы просто хотим сказать: вы наверняка можете сделать больше. Вы же не скупаете для своих детей полсупермаркета. Нет, вы учите их разумному потреблению. Считаете очень важным научить их трудиться и уметь уважать чужой труд. Но там, за табличкой «Детский дом», такие же дети. Они нуждаются в том же самом.
– Нельзя помогать так, как удобно тебе, как хочется тебе, – уверена Елена Альшанская, президент благотворительного фонда. – Не думая о последствиях для того, кому помогаешь. Не думая о реальных потребностях тех, кому помогаешь. Тогда это не подарок им. Это подарок себе.
Уважаемые читатели!
Мы ждем ваших предложений: какую информацию вы хотели бы видеть в этой рубрике. Возможно, вы столкнулись с какими-то сложностями в воспитании детей или в вопросах усыновления, нуждаетесь в помощи. Будем рады, если кто-то из приемных родителей решит рассказать свою историю на страницах нашей газеты. Звоните по телефону 8 (391) 219-17-71 автору рубрики.
Подробнее о программе наставничества можно узнать на сайте nastavnik24.ru