Ираида Александровна Бесчастная обратилась в НКК от имени жителей микрорайона с двухэтажными домами в Раздолинске Мотыгинского района. Женщина пожаловалась: отопительный сезон в поселке закончился 18 мая, а платежки за тепло принесли такие же, как и в апреле. То есть жителям предложили оплатить не оказанную услугу. А это деньги немалые – четыре тысячи рублей.
Взял палку колбасы, а отдай за две
В поселке городского типа Раздолинск отопительный сезон начинается 18 сентября, а заканчивается 18 мая.
– Загасили котельную в середине месяца, а платить требуют за полный, – возмущается Ираида Бесчастная. – За отопление я плачу 8 100 рублей. А тут получается, что четыре тысячи со своей пенсии я отдам просто так! Это как в магазине купить палку колбасы, а заплатить за две.
Ираида Александровна живет на улице Лермонтова в микрорайоне, где располагаются двухэтажные 12-квартирные дома. Таких в Раздолинске семь, а еще пять пятиэтажек. Женщина уверяет: жители всех многоквартирок получили аналогичные платежки за весь месяц май.
– Мы звонили мэру, говорят – договор с ООО «Альянс», которое поставляет нам тепло, он заключил на девять месяцев отопительного сезона. А мы посчитали – только восемь месяцев в году тепло получаем, – возмущается женщина. – Платим, а в квартирах холодно: осенью топят только для поддержки. У нас большинство населения бойлерами и обогревателями пользуются. Получается двойной расход: за централизованное тепло и за электроэнергию, которой топимся.
Тепло в районе дорогое, и население платит за ресурс не полностью. Частично расходы ресурсоснабжающей организации компенсируются из краевого бюджета. Но вопрос не в этом. Жители не желают платить за то, чего, по сути, не получили. А в ООО «Альянс» им отвечают: пересчитывать ничего не будут.
В Мотыгинском районе за ресурс жители платят девять месяцев в году – с сентября по май включительно. Летом тепло не поставляется, следовательно, и плата за него не взимается. Платежи за тепло рассчитываются по одной девятой, а не по одной двенадцатой, как раньше.
– Есть правила оказания коммунальных услуг, утвержденные на федеральном уровне, а также постановление правительства Красноярского края, которым определен период взимания платы. Исходя из этого утверждены и нормативы потребления тепловой энергии, – поясняет руководитель ООО «Альянс» Сергей Черных. – Правительство определило норматив: девять месяцев отопительного сезона. Так плату и взимаем.
Сергей Анатольевич признался: впервые в этом году стали работать по одной девятой. Потому и пошли жалобы населения. Правда, как раньше платежи с жителей взимали, объяснить не смог. Но уточнил:
– Ни один гражданин за разъяснением письменно к нам не обращался.
Счетчиков нет, действуют нормативы
В министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края пояснили: в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
А норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях (Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома в месяц) определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также отопительного сезона.
При этом продолжительность отопительного периода – это количество календарных месяцев (в том числе неполных), в которые подается тепло в дома.
В Раздолинске в жилых домах по улице Лермонтова общедомовые счетчики тепла (напомним, установка общедомовых счетчиков – инициатива жителей) не установлены. Как следствие – высчитать, сколько тепла подавалось в определенные дни, невозможно. Люди платят по нормативам, то есть за весь месяц целиком, несмотря на то, что отопительный сезон закончился 18 мая.
P. S. НКК обратился в службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края с просьбой проверить правильность начисления платежей за тепловую энергию в Раздолинске Мотыгинского района. Сейчас здесь идет проверка. О ее результатах мы сообщим на страницах газеты.
Летом за отопление плата не взимается
Отопительный сезон 2020/2021 годов станет революционным для пяти муниципалитетов Красноярского края. В сентябре 2019 года на заседании регионального правительства было принято постановление о переходе на плату за отопление по факту – в течение девяти месяцев отопительного сезона – в Красноярске, Ачинске, Шарыпово, Сосновоборске и Зеленогорске.
В настоящее время жители этих городов оплачивают услугу равномерно в течение всего календарного года (по одной двенадцатой). А с осени этого года начнут платить за фактически потребленный ресурс. Благодаря этому, надеются в правительстве края, удастся избежать корректировки платы за отопление, которая проводится в следующем году за отчетным и вызывает у горожан немало вопросов и нареканий. Ведь корректировка может быть как в меньшую, так и в большую сторону.
Теперь горожане будут платить девять месяцев в году (в июне, июле, августе плата не начисляется) исходя из показаний общедомовых приборов учета. В жилье, не оборудованном счетчиками, расчет станут производить исходя из нормативов.
– Это положительная практика, – считает заместитель министра промышленности, энергетики и ЖКХ края Евгений Гаврилов. – Когда управляющие компании будут предоставлять платежки, жители наглядно увидят, какой объем тепловой энергии потребил их многоквартирный дом в каждый из зимних месяцев. Начисление будет производиться исходя из общей площади жилых и нежилых помещений дома.
Скажем, дом площадью 10 тысяч квадратных метров потребил тысячу гигакалорий. Будет рассчитано, сколько тепла приходится на каждый квадрат. И платеж потребителя станет зависеть от площади его жилья.
Конечно, платежи за отопление зимой будут выше, чем в предыдущие годы. Но летом-то платить не придется!
Такой способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (девять месяцев) уже действует в трех городах края – Бородино, Канске, Минусинске, а также в 16 районах края – Бирилюсском, Большемуртинском, Дзержинском, Иланском (отдельные сельские поселения), Ирбейском, Казачинском, Канском, Манском, Мотыгинском, Новоселовском, Пировском, Тасеевском, Тюхтетском, Шарыповском, Шушенском и Таймырском Долгано-Ненецком.
Куда обратиться
Если у вас возникли вопросы относительно качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также правильности начисления платежей, то вы можете:
– позвонить на горячую линию консультационно-правового центра по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению 8 800 333-70-07. Время работы с 9:00 до 20:00 в будние дни;
– оставить телефонное сообщение по номеру приемной министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края 8 (391) 222-51-00.
Обращения граждан принимает и служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края по телефонам: 8 (391) 212-32-01, 8 (391) 212-46-31 (доб. 1431, 1428). Рабочие дни с понедельника по пятницу с 9:00 до 18:00 (обед 13:00 до 14:00).
На сайте www.krasnadzor.ru можно найти информацию о местах проведения управляющими организациями Красноярского края личного приема граждан по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.