В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Апрель 1943-го
В апреле 1943-го на фронтах установилось относительное затишье. На флангах советские войска безуспешно пытались разбить противника: на юге – в ходе Краснодарской операции, на севере – в ходе операции «Полярная звезда».
Но ни там, ни там окружить и разгромить нацистов не удалось. Однако и враг не сумел как-то улучшить свое положение на фронтах.
Все понимали, что время решающей битвы еще не наступило, оно придет позже, летом. А пока обе стороны укрепляли, как могли, свои позиции. Советские саперные части создали несколько линий обороны и немало противотанковых сюрпризов. Все это помогло потом сдержать нацистскую «Цитадель». Помогла нашим воинам хорошо подготовиться к решающему Курскому сражению битва в небе, которая развернулась весной над Кубанью и Новороссийском. Каждая из сторон была уверена, что от успеха летчиков зависят дальнейшие победы уже на земле. Успех сопутствовал нам – ожесточенные воздушные схватки над кубанскими полями по сути были репетицией курских. Поскольку враг не сумел захватить господство в воздухе, хотя очень и очень рассчитывал на очередной блицкриг, прорыв к Курску с каждым днем был для него все менее реальным.
Если летом 1941-го и в 1942 году причиной относительных удач нацистов в немалой степени было огромное численное и качественное превосходство их авиации, то в 1943 году от него не осталось и следа. А господство РККА в воздухе началось в апреле.
Первым делом – самолеты
К середине апреля 1943 года германское командование сосредоточило на аэродромах Крымского и Таманского полуостровов около тысячи самолетов, рассчитывая с помощью авиации сорвать наступление РККА на южном крыле фронта.
Первое сражение началось 17 апреля, когда германская авиация нанесла массированный удар по плацдарму советских войск юго-западнее Новороссийска (Малая земля), в котором приняли участие 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. Несмотря на противодействие советской авиации (для поддержки десантников привлекли около 500 самолетов), противник совершил в этот день свыше тысячи самолето-вылетов, потеряв только семь машин.
18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования – маршал Жуков и командующий ВВС РККА Новиков, а в состав ВВС фронта из резерва Ставки были переданы сразу несколько крупных воздушных подразделений. Группировка советских ВВС возросла до 1 048 самолетов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей) и состояла в основном из самолетов новых типов: советских Пе-2, Ил-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, а также американских Р-39 «Аэрокобра» и английских «Спитфайр», которые составляли 11 % от общего числа истребителей.
19–24 апреля над плацдармом велись ожесточенные воздушные бои, в ходе которых немцы потеряли свыше 150 самолетов, а советские бомбардировщики нанесли удары по аэродромам противника в Крыму и на Украине. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская, Киевская и Молдаванская. В отдельные дни на участке 20–30 км происходило до 40 воздушных боев с участием 50–80 самолетов с обеих сторон. Одновременно советские ВВС наносили удары по аэродромам противника. В ходе воздушных сражений на Кавказе советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов, уничтожила около 1,1 тысячи самолетов противника (в том числе 800 в воздушных боях), что явилось важным шагом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, достигнутого в Курской битве 1943 года.
«Воздушные сражения на Кубани в 1943 г.», Большая Российская энциклопедия, 2004–2017.
От Малой земли до Кореи
В горячие апрельские дни 1943 года, о которых говорится в энциклопедии, в небе над легендарной Малой землей сражался и наш земляк, летчик Василий Георгиевич Мурашов. «Пилот, трижды обманувший смерть» – писали о нем советские журналисты.

Василий Мурашов родился 1 августа 1920 года в деревне Павловка Назаровского района Красноярского края, оттуда ушел в армию служить срочную. Здесь и начался его роман с небом – будущего героя направили в Батайскую военную авиационную школу пилотов. После ее окончания он был оставлен там летчиком-инструктором.
Со 2 апреля 1943 года младший лейтенант Мурашов в действующей армии. Сражался на Северо-Кавказском фронте в Отдельной Приморской армии (освобождавшей Крым). Летал на ЛаГГ-3, Як-7 и Ла-5. В апреле 1943 года был сбит в воздушном бою в районе Новороссийска. Родным пришло извещение, что «Мурашов В. Г. погиб и похоронен в братской могиле в селе Мысхако».
На самом деле летчик выжил и чудом смог добраться до своей части уже после того, как документы о его гибели были подписаны.
16 мая 1943 года он был ранен в воздушном бою. Но жизненные силы вновь победили. Подлечившись, пилот вернулся в строй. И к декабрю 1943 года выполнил 68 боевых вылетов, провел более 20 воздушных боев, в которых сбил лично два Ме-109. В декабре 1943 года Мурашов был назначен командиром звена и до октября 1944 года занимался перегонкой самолетов на фронтовые аэродромы (лично перегнал 20 истребителей Ла-5).
В 1945 году война для Василия Мурашова не закончилась. Он остался в действующей армии и принял участие в Корейской войне 1950–1953 годов, которая стала широкой ареной воздушных битв начала реактивной эры. Примечательно, что наш герой, всю войну летавший на поршневых самолетах, за несколько лет освоил и реактивный Миг-15. Северную Корею тогда поддерживали Китай и СССР, а Южную – США и союзные страны. В небе Кореи «сталинские соколы» впервые сошлись в бою с «американскими ястребами».
«В 9 ч. 40 мин. в район Сингисю была направлена группа «мигов» в составе 8 экипажей под командованием капитана Мурашова В. Г. Вскоре они обнаружили группу из шести американских истребителей, и ведущее звено атаковало их. Но в это время звено Мурашова само было атаковано парой Ф-86, и пришлось уходить от их атаки», – рассказывает Игорь Сейдов в книге «Красные дьяволы в небе Кореи».
Далее в хронике воздушных сражений фамилия Мурашова упоминается в этой книге неоднократно:
«24 апреля 1951 года состоялся воздушный бой, в котором сошлись летчики 1-й и 3-й эскадрилий 176-го гвардейского истребительного авиационного полка с группой F-86 Sabre. Мурашов атаковал американские истребители и с 400 метров сбил ведущего пары. Сам же в это время сзади-снизу был атакован двумя F-86. Его самолет получил значительные повреждения и стал неуправляемым. Летчик катапультировался, но во время приземления получил травму позвоночника. Дальше он сражаться не мог и уехал в Союз на лечение».
Василий Мурашов был награжден двумя орденами Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». Он был уволен в запас 18 мая 1960 года в звании подполковника. С женой Лидией Александровной они воспитали двух сыновей. Жили в Туле. Умер славный пилот 18 февраля 2000 года.



