Месяцы, опаленные войной: Апрель 1943-го

Месяцы, опаленные войной: Апрель 1943-го
Фото: Руслан Рыбаков

В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.


Апрель 1943-го

В апреле 1943-го на фронтах установилось относительное затишье. На флангах советские войска безуспешно пытались разбить противника: на юге – в ходе Краснодарской операции, на севере – в ходе операции «Полярная звезда».

Но ни там, ни там окружить и разгромить нацистов не удалось. Однако и враг не сумел как-то улучшить свое положение на фронтах.

Все понимали, что время решающей битвы еще не наступило, оно придет позже, летом. А пока обе стороны укрепляли, как могли, свои позиции. Советские саперные части создали несколько линий обороны и немало противотанковых сюрпризов. Все это помогло потом сдержать нацистскую «Цитадель». Помогла нашим воинам хорошо подготовиться к решающему Курскому сражению битва в небе, которая развернулась весной над Кубанью и Новороссийском. Каждая из сторон была уверена, что от успеха летчиков зависят дальнейшие победы уже на земле. Успех сопутствовал нам – ожесточенные воздушные схватки над кубанскими полями по сути были репетицией курских. Поскольку враг не сумел захватить господство в воздухе, хотя очень и очень рассчитывал на очередной блицкриг, прорыв к Курску с каждым днем был для него все менее реальным.

Если летом 1941-го и в 1942 году причиной относительных удач нацистов в немалой степени было огромное численное и качественное превосходство их авиации, то в 1943 году от него не осталось и следа. А господство РККА в воздухе началось в апреле.

Первым делом – самолеты

К середине апреля 1943 года германское командование сосредоточило на аэродромах Крымского и Таманского полуостровов около тысячи самолетов, рассчитывая с помощью авиации сорвать наступление РККА на южном крыле фронта.

Первое сражение началось 17 апреля, когда германская авиация нанесла массированный удар по плацдарму советских войск юго-западнее Новороссийска (Малая земля), в котором приняли участие 450 бомбардировщиков и около 200 истребителей. Несмотря на противодействие советской авиации (для поддержки десантников привлекли около 500 самолетов), противник совершил в этот день свыше тысячи самолето-вылетов, потеряв только семь машин.

18 апреля на Северо-Кавказский фронт прибыли представители Ставки Верховного Главнокомандования – маршал Жуков и командующий ВВС РККА Новиков, а в состав ВВС фронта из резерва Ставки были переданы сразу несколько крупных воздушных подразделений. Группировка советских ВВС возросла до 1 048 самолетов (508 бомбардировщиков, 170 штурмовиков, 370 истребителей) и состояла в основном из самолетов новых типов: советских Пе-2, Ил-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, а также американских Р-39 «Аэрокобра» и английских «Спитфайр», которые составляли 11 % от общего числа истребителей.

19–24 апреля над плацдармом велись ожесточенные воздушные бои, в ходе которых немцы потеряли свыше 150 самолетов, а советские бомбардировщики нанесли удары по аэродромам противника в Крыму и на Украине. Последующие сражения происходили в районах станиц Крымская, Киевская и Молдаванская. В отдельные дни на участке 20–30 км происходило до 40 воздушных боев с участием 50–80 самолетов с обеих сторон. Одновременно советские ВВС наносили удары по аэродромам противника. В ходе воздушных сражений на Кавказе советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов, уничтожила около 1,1 тысячи самолетов противника (в том числе 800 в воздушных боях), что явилось важным шагом на пути завоевания стратегического господства в воздухе, достигнутого в Курской битве 1943 года.

«Воздушные сражения на Кубани в 1943 г.», Большая Российская энциклопедия, 2004–2017.

От Малой земли до Кореи

В горячие апрельские дни 1943 года, о которых говорится в энциклопедии, в небе над легендарной Малой землей сражался и наш земляк, летчик Василий Георгиевич Мурашов. «Пилот, трижды обманувший смерть» – писали о нем советские журналисты.

Василий Мурашов родился 1 августа 1920 года в деревне Павловка Назаровского района Красноярского края, оттуда ушел в армию служить срочную. Здесь и начался его роман с небом – будущего героя направили в Батайскую военную авиационную школу пилотов. После ее окончания он был оставлен там летчиком-инструктором.

Со 2 апреля 1943 года младший лейтенант Мурашов в действующей армии. Сражался на Северо-Кавказском фронте в Отдельной Приморской армии (освобождавшей Крым). Летал на ЛаГГ-3, Як-7 и Ла-5. В апреле 1943 года был сбит в воздушном бою в районе Новороссийска. Родным пришло извещение, что «Мурашов В. Г. погиб и похоронен в братской могиле в селе Мысхако».

На самом деле летчик выжил и чудом смог добраться до своей части уже после того, как документы о его гибели были подписаны.

16 мая 1943 года он был ранен в воздушном бою. Но жизненные силы вновь победили. Подлечившись, пилот вернулся в строй. И к декабрю 1943 года выполнил 68 боевых вылетов, провел более 20 воздушных боев, в которых сбил лично два Ме-109. В декабре 1943 года Мурашов был назначен командиром звена и до октября 1944 года занимался перегонкой самолетов на фронтовые аэродромы (лично перегнал 20 истребителей Ла-5).

В 1945 году война для Василия Мурашова не закончилась. Он остался в действующей армии и принял участие в Корейской войне 1950–1953 годов, которая стала широкой ареной воздушных битв начала реактивной эры. Примечательно, что наш герой, всю войну летавший на поршневых самолетах, за несколько лет освоил и реактивный Миг-15. Северную Корею тогда поддерживали Китай и СССР, а Южную – США и союзные страны. В небе Кореи «сталинские соколы» впервые сошлись в бою с «американскими ястребами».

«В 9 ч. 40 мин. в район Сингисю была направлена группа «мигов» в составе 8 экипажей под командованием капитана Мурашова В. Г. Вскоре они обнаружили группу из шести американских истребителей, и ведущее звено атаковало их. Но в это время звено Мурашова само было атаковано парой Ф-86, и пришлось уходить от их атаки», – рассказывает Игорь Сейдов в книге «Красные дьяволы в небе Кореи».

Далее в хронике воздушных сражений фамилия Мурашова упоминается в этой книге неоднократно:

«24 апреля 1951 года состоялся воздушный бой, в котором сошлись летчики 1-й и 3-й эскадрилий 176-го гвардейского истребительного авиационного полка с группой F-86 Sabre. Мурашов атаковал американские истребители и с 400 метров сбил ведущего пары. Сам же в это время сзади-снизу был атакован двумя F-86. Его самолет получил значительные повреждения и стал неуправляемым. Летчик катапультировался, но во время приземления получил травму позвоночника. Дальше он сражаться не мог и уехал в Союз на лечение».

Василий Мурашов был награжден двумя орденами Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». Он был уволен в запас 18 мая 1960 года в звании подполковника. С женой Лидией Александровной они воспитали двух сыновей. Жили в Туле. Умер славный пилот 18 февраля 2000 года.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности