В историю России навечно вписаны 48 огненных месяцев 1941–1945 годов – столько длилась Великая Отечественная война. В юбилейный год мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Август 1941-го
На третьем месяце войны СССР вступил в тяжелейший период своей истории, когда под мощным давлением врага приходилось уступать территории и нести серьезные потери. В этой катастрофической ситуации бойцы и командиры Красной армии выполняли свой долг до последнего.
Были и подвиги, и тактические победы, в основном в воздухе. Летчик-истребитель младший лейтенант Виктор Талалихин в ночь на 7 августа одним из первых совершил ночной таран, сбив под Москвой бомбардировщик Heinkel-111. На следующий день ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
8 августа советская морская авиация совершила первый налет на Берлин. Это была месть врагу за бомбардировку Москвы 22 июля. Беспрецедентное событие для начала войны: Красная армия, отступавшая на фронтах, сумела показать зубы и посеять среди фашистов первые сомнения в их «блицкриге».
В этом и последующих вылетах советские дальние бомбардировщики шли по прямой над Балтикой и Германией в темное время суток на значительной высоте, чтобы не оказаться под зенитным огнем. Расчеты показывали: запаса горючего должно хватить до логова врага и на путь назад при загрузке 750 кг бомб.
В ночь на 8 августа 1941 года к немецкой столице устремились десять бомбардировщиков, из которых в сплошной облачности лишь половина добралась до целей – на картах экипажей были отмечены берлинский танкостроительный завод, завод авиамоторов Daimler-Benz, самолетостроительные предприятия Heinkel и Focke-Wulf, завод Siemens, две железнодорожные станции на северо-западе города и другие объекты.
Несмотря на то что бомбовый удар не нанес существенного военного урона нацистской Германии, он имел важный психологический эффект.
8 августа немецкое радио передало сообщение: «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации в количестве 150 самолетов пытались бомбить нашу столицу… Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».
Однако английское радио BBC опровергло эту информацию: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7–8 августа английская авиация над Берлином не летала».
А Совинформбюро 8 августа известило, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами: «В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь». В годы войны в советских газетах не принято было сеять панику.
Налеты на столицу нацистской Германии продолжались до 5 сентября. За это время было совершено 52 самолето-вылета, в ходе которых было сброшено более 36 тонн фугасных и зажигательных бомб, а также 34 бомбы с листовками.
Мы не собирались сдаваться на милость врагу. 30 августа началось контрнаступление сразу трех фронтов – Западного, Резервного и Брянского.

Фото: Руслан Рыбаков
Бомбы – на логово фашистов
За бомбардировки Берлина в 1941 году десяти летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них был и наш земляк – Сергей Александрович Асямов.

Сергей Александрович Асямов. Фото: memorial24.ru
Родился он 19 октября 1907 года в Красноярске в семье рабочего-железнодорожника. Срочную служил в авиации в Чите, откуда был направлен в летное училище. С 1937 года летал в полярной авиации, в том числе в Якутской авиагруппе ГВФ – командиром экипажа, командиром звена. Летал на П-5, Ант-7 (Р-6), на немецком гидросамолете «Дорнье» и американском «Дугласе-DF». В зимнюю навигацию 1937–1938 годов участвовал в спасательной операции по вывозу экипажей с дрейфующих судов каравана ледокола «Ленин». Звеном Асямова было вывезено в Тикси 80 человек, наиболее нуждающихся в медицинской помощи. Летал на ледовую разведку в восточном секторе Арктики. Это был опытнейший пилот «чкаловского типа», как отзывалось о нем командование. Смелый, волевой, рисковый. Настоящий «сталинский сокол».
В конце июля 1941-го капитан Асямов был направлен в Москву в формирующуюся 81-ю дивизию авиации дальнего действия, первым командиром которой был выдающийся полярный летчик Михаил Водопьянов. Вместе с ним Асямов летал бомбить Берлин. В составе этой знаменитой дивизии оказались многие сибирские авиаторы, в том числе Анатолий Алексеев.
Майор Сергей Асямов к январю 1942 года совершил 48 успешных боевых вылетов. Его экипаж сбросил на врага сто тонн бомб, причинив значительный урон в живой силе и технике, разбросал над территорией, занятой противником, свыше трех миллионов листовок.
В 1942 году Асямова как одного из лучших летчиков авиации дальнего действия направили в служебную командировку в Великобританию для подготовки секретного перелета министра иностранных дел СССР В. М. Молотова с дипломатической миссией в США. Там, в Англии, Сергей Асямов трагически погиб 30 апреля в авиационной катастрофе.

Фото: Руслан Рыбаков
Но грянула война…
Одним из тех, кто защищал Ленинград в августе 1941-го, был красноярец Борис Иванович Архипов. Когда началась война, он ушел на фронт добровольцем. Ему было 27 лет.

Борис Иванович Архипов. Фото из семейного архива А. Б. Архипова
Родился Борис Архипов в Красноярске 17 ноября 1913 года. В 1937-м окончил лесотехнический институт и военную кафедру. Вместе с дипломом инженера-лесотехника получил удостоверение лейтенанта-артиллериста. Как отличника учебы его направили в аспирантуру Ленинградской лесотехнической академии им. С. М. Кирова. В 1939 году женился, через год у него родился сын Александр, который сейчас живет в Новосибирске. Он прислал в НКК историю своего отца. Молодой инженер и ученый, потомственный интеллигент, любящий муж и отец, Борис Архипов был полон планов и надежд. Жить бы да жить. Но грянула война.

Фото: Руслан Рыбаков
Услышав 3 июля 1941 года знаменитую речь Сталина (ту самую: «Братья и сестры!..»), офицер запаса написал рапорт с просьбой отправить его на фронт добровольцем. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и направили служить в 266-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон помощником командира по артиллерии. В сущности, совершенно гражданского человека, который до этого стрелял из пушки, может, всего пару раз. Но таких в батальоне было 70 процентов – он формировался в основном из ленинградцев, не служивших в армии.
С 16 августа батальон вел наступательные и оборонительные бои в районе Кингисеппа.
С 8 сентября принимал участие в боях на окраинах Ленинграда. Нес большие потери. К 22 сентября от его прежнего состава (1 150 человек) осталось в строю меньше 30!
А 24 сентября старший лейтенант Борис Архипов погиб в районе Петергофа. Был похоронен в братской могиле в поселке Мартышкино, что между Старым Петергофом и Ораниенбаумом. В 1970-е годы там был создан мемориал. Благодаря стараниям сына, который провел большую поисковую работу, на мемориале увековечено имя нашего земляка – Бориса Ивановича Архипова. Он не дожил до своего 28-летия полутора месяцев: погиб, защищая Родину.



