В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Февраль 1945-го
В первых числах февраля завершилась одна из самых грандиозных наступательных операций Красной армии в ходе Великой Отечественной войны – Висло-Одерская, которая шла с 12 января по 3 февраля. В результате от немецких войск была освобождена территория Польши к западу от Вислы и захвачен плацдарм на левом берегу Одера, использованный впоследствии при наступлении на Берлин. Операция была стремительной: на протяжении 20 суток советские войска продвигались на 20–30 км в день. За это время они преодолели семь укрепленных рубежей противника и две крупные водные преграды.
Еще одним успехом февраля стало взятие Будапешта. Цена этой победы была очень высока – город освобождали несколько месяцев с тяжелыми, кровопролитными боями. Венгрия оказалась самым упорным союзником Гитлера, провозиться с которым пришлось довольно долго, потери нашей армии были огромны. И тот, кто выжил при штурме венгерской столицы, мог считаться счастливчиком. Не случайно в знаменитой песне, которую пел Бернес, упоминается именно «медаль за город Будапешт».
Тем временем главы союзных государств СССР, США и Великобритании спешили разделить плоды приближающейся уже почти не по дням, а по часам Победы. В феврале 1945 года состоялась знаменитая Ялтинская конференция, на которой были определены принципы послевоенного устройства Европы и мира, выработаны механизмы контроля побежденной Германии.
А в труднопроходимых лесах и болотах на западе Латвии наша армия пыталась добить хорошо окопавшуюся Курляндскую группировку врага. Участвовал в этой операции и наш славный земляк, Герой Советского Союза Виктор Богуцкий.
Он стал легендой в 22 года

Виктор Степанович БОГУЦКИЙ, фото: красноярский музей «Мемориал Победы»
Гвардии старший лейтенант Виктор Степанович БОГУЦКИЙ, летая на пикирующем бомбардировщике Пе-2, не сбросил на врага ни одной бомбы, но его боевая работа приносила грандиозные победы всему Прибалтийскому фронту в годы Великой Отечественной войны. Летчик со своим экипажем занимался исключительно авиаразведкой и аэрофотосъемкой, что было иной раз куда опасней и страшней, чем бомбометание.
Родился будущий Герой Советского Союза 18 февраля 1923 года в деревне Высокогородецк Абанской волости Канского уезда в семье крестьян-переселенцев. Когда Виктору исполнилось 10 лет, умер его отец, в 15 – мать. Сначала мальчик учился в школе деревни Высокогородецк, после ходил из деревни в школу Абана.
Он мечтал о полетах с детства – с того самого момента, когда на поле за своей деревней увидел маленький пожарный самолет. И сразу понял, кем хочет стать в этой жизни.
В октябре 1940 года, уйдя из 9-го класса, Виктор поступил в Канский аэроклуб по путевке комсомола. В 18 лет ушел в армию и был отправлен в Омскую военную школу пилотов. Там его и застала война.

Фото: Абанское библиотечное объединение
В декабре 1942-го сержант Богуцкий оказался в Казани, в запасном авиационном полку, где готовили летные кадры для боевых частей. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1943 года.
Первый же боевой вылет мог стать для Виктора и последним. Тогда Красная армия готовилась к Курской битве, и Богуцкий прибыл 10 июня 1943 года на Брянский фронт. Уже на следующий день он полетел на разведку немецких позиций. Его самолет трижды попадал под огонь немецких зениток, два раза его атаковали истребители противника. Тем не менее Богуцкий выполнил поставленную боевую задачу: ему удалось вскрыть передвижение немецкого транспорта, и на станции он сфотографировал 26 вражеских эшелонов.
Почему разведывательные полеты были сложней и опасней, чем полеты, скажем, на истребителе? Во-первых, самолеты разведки летали без истребительного прикрытия. Во-вторых, фотоаппараты и пленки в то время были еще несовершенны. Поэтому летчик, чтобы получить приемлемый снимок, должен был вести свою машину низко и на малой скорости. Лакомая цель для врага. Поэтому по тебе стреляет все, что может стрелять, и нужно иметь стальные нервы, чтобы не свернуть с намеченного курса. Еще на тебе лежит ответственность за жизни экипажа, на Пе-2 он состоял из трех человек: командир-летчик, штурман и радист-стрелок.
За первые 10 вылетов Виктор Богуцкий был награжден медалью «За отвагу», а уже скоро – и орденом Красного Знамени. Как говорится в наградном листе, «с 4-го марта по 2-е апреля 1944-го года, выполняя приказы штаба 51-й армии, Богуцким было вскрыто: 240 артиллерийских батарей, 671 пулеметная точка, 173 блиндажа и дзота и 85 зенитных арт. батарей. Все вылеты экипаж гвардии лейтенанта Богуцкого делал без истребительного прикрытия, и 23 раза Пе-2 был атакован зенитной артиллерией и истребителями противника».
31 августа 1944 года при подлете к зоне разведки у самолета Виктора Богуцкого отказал двигатель. Пилот имел право развернуться и уйти на свой аэродром, но он решил выполнить поставленную перед ним задачу. Более 200 километров, рискуя быть сбитым, экипаж пролетел на одном двигателе и все равно смог сфотографировать военные объекты противника. Судя по наградным листам, таких полетов у Виктора было несколько: «целых пять раз приводил он самолет Пе-2 на одном моторе на свой аэродром с полностью выполненным заданием».
О Викторе Богуцком писали все фронтовые газеты, парень из Абана при жизни стал легендой фронта, ему поручались самые сложные боевые задания. В 1944 году разведданные, добытые экипажем под командованием нашего земляка, были использованы при подготовке летнего и осеннего наступления войск 2-го Прибалтийского фронта. В октябре того же года он уже возглавлял звено в 99-м отдельном гвардейском разведывательном полку, и полковник Щенников заполнил наградные листы к представлению Богуцкого к званию Героя Советского Союза. Но, к сожалению, медали «Золотая Звезда» герой так и не увидел, он был награжден ею уже посмертно.
В годовщину Красной армии, 23 февраля 1945-го, Виктор вылетел на очередное боевое задание. Тогда советские войска крушили Курляндскую группировку противника, и им нужны были «глаза» в небе. Пе-2 Богуцкого был атакован двумя «фоккерами», и стрелок-радист Власов открыл огонь, но ему не удалось отогнать коршунов. Немцы взяли самолет Богуцкого в клещи и попытались его посадить на своем аэродроме, а когда советский экипаж отказался сдаваться, то расстреляли его из всех орудий. Пе-2 сделал резкий крен, загорелся, вошел в пике и ударился о землю.
Только в 1972 году поисковой группой было найдено место гибели экипажа Виктора Богуцкого. На глубине полутора метров обнаружен пропеллер, авиационная пушка от самолета Пе-2 и останки трех членов экипажа. Сопоставлением номеров, обозначенных на пропеллере и пушке, с данными военных архивов установлено, что они принадлежали самолету Богуцкого. Он был сбит в 10 км от города Пинкули Латвийской ССР. Останки членов экипажа были доставлены и захоронены с воинскими почестями в братской могиле в поселке Вайнеде (60 км от г. Лиепая).
А в поселке Абан установлен бюст Героя. Его именем названа Абанская средняя школа № 4, в которой учился будущий летчик. Имя Богуцкого носит одна из улиц Абана.



