В историю России навечно вписаны 48 огненных месяцев 1941–1945 годов – столько длилась Великая Отечественная война. В юбилейный год мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Июль 1941 года
«Генералы еще победоносно наступавшей на Москву, Ленинград и Киев германской армии через пятнадцать лет назовут этот июль сорок первого года месяцем обманутых ожиданий, успехов, не ставших победой».
Константин Симонов. «Живые и мертвые»
Города не сдавались без боя
В июле 1941 года германские вооруженные силы продолжали стратегическое наступление на всех направлениях, нанося главный удар силами группы армий «Центр» в полосе Западного фронта.
10 июля началось кровопролитное Смоленское сражение, продлившееся до сентября 1941 года. После шести дней наступления, 16 июля, 29-я моторизованная дивизия из группы Гудериана ворвалась в Смоленск, но город дрался отчаянно, на его улицах завязались упорные бои. Южнее Смоленска 21-я армия 13 июля нанесла фашистам контрудар, целью которого было овладеть городами Быхов и Бобруйск и выйти в тыл наступающему противнику. Город Великие Луки, который немцы заняли 19 июля, им пришлось оставить через два дня.
На Южном фронте в июле сорок первого развернулась оборона Молдавии.
На Юго-Западном фронте после крупнейшего встречного танкового сражения в июне под Луцком – Ровно – Бродами с 7 июля началась битва за Киев.
В полосе группы армий «Север» немцы силами 41-го и 56-го моторизованных корпусов развивали наступление на Ленинград. Заняв 9 июля Псков, на следующий день 41-й корпус наткнулся на упорное сопротивление советских войск под городом Луга.
14 июля 11-я советская армия нанесла неожиданно сильный контрудар, в результате которого основные силы 8-й немецкой танковой дивизии и часть 3-й моторизованной дивизии, входящие в состав 56-го корпуса, оказались в окружении. Уткнувшись в Лужский оборонительный рубеж, 19 июля командование группы «Север» на три недели приостановило наступление до подхода главных сил. У защитников Ленинграда возникла небольшая передышка.

Фото: Андрей Максимов
После ожесточенных боев немецкое наступление на Мурманск было остановлено на рубеже реки Западная Лица. Германским войскам и их союзникам финнам не удалось также выйти к Мурманской железной дороге. До сентября 1941 года здесь наступила оперативная пауза.
Надежды фашистов на блицкриг начали таять.
На подступах к Ленинграду
В июле 1941 года кровопролитные бои шли не только на земле, но и в воздухе. Особенно на дальних подступах к Ленинграду, в том числе в Псковской области, где в это время сражался наш земляк Николай Яковлевич Тотмин, уроженец поселка Усть-Яруль (ныне Ирбейский район).
Из военной хроники:
«4 июля наземным войскам был отдан приказ немедленно занять рубеж обороны, проходящий по линии Нарва – Луга – Старая Русса – Боровичи. В этот день начались бои за город Остров. Несколько раз он переходил из рук в руки».
Из сводки Совинформбюро от 5 июля:
«Днем 5 июля развернулись ожесточенные бои наших войск против крупных мотомехчастей противника на Островском, Борисовском, Бобруйском и Новоград-Волынском направлениях. С утра 5 июля на Островском направлении наши войска перешли в наступление и отбросили противника на юг от гор. Остров, уничтожив 140 его танков и значительную часть моторизованной пехоты.
Авиация противника продолжает нести значительные потери в воздушных боях с нашими истребителями. По неполным данным, в воздушных боях за 4 июля наша авиация уничтожила 43 самолета противника, потеряв 27 своих».
Мы не случайно акцентируем внимание именно на этих датах июля и на городке Остров, что в Псковской области. Чтобы вы могли представить, какая мясорубка на земле и в воздухе происходила там в те дни. Остров оказался чуть южней Луговского рубежа обороны, и в его окрестностях развернулись сражения не на жизнь, а на смерть. Именно здесь, под Островом, близ деревни Рожкополье, совершил свой подвиг комсомолец Николай Тотмин.
«Советские люди презирают смерть»
В наградном листе на звание Героя Советского Союза о подвиге нашего земляка сказано кратко и сухо: «Летчик 158-го истребительного авиационного полка старшина Тотмин отличился 4 июля 1941 года в воздушном бою во время налета неприятельской группы самолетов (шесть Ю-88 и шесть МЕ-109) на аэродром Рожкополье. Дежурное звено, в котором находился и старшина Тотмин, приняло бой с превосходящими силами врага. На исходе боя, когда у Тотмина не осталось патронов, он был атакован сверху «Мессершмиттом». Тотмин принял бой, пойдя на лобовой таран противника. (Летал герой на маленьком истребителе И-16. – НКК.) В результате столкновения, от которого гитлеровец пытался уклониться, немецкий летчик и его самолет погибли. У самолета Тотмина тоже было отломано одно крыло. Но летчик успел выброситься с парашютом».

В Красноярске на фасаде одного из домов по улице 9 Мая создали мурал с портретом советского военного летчика Николая Тотмина. Фото: Руслан Рыбыков
22 июля указом Президиума Верховного Совета СССР летчику было присвоено звание Героя Советского Союза.
А 26 июля о его подвиге рассказала газета «Известия». Уже более эмоционально, в красках, цитируя самого героя. «Враг пошел на новый маневр – стал на боевой разворот с набором высоты. Тотмин бросил свою машину вслед за «Мессершмиттом». Когда расстояние опять стало сокращаться, фашистский летчик начал атаку. Тотмин быстро развернулся и пошел врагу в лоб. «Первым не сверну, – подумал старшина, – врежусь и докажу, что советские люди презирают смерть». Когда просвет между истребителями сократился до нескольких метров, немец резко накренил машину влево. «Не выдержал, вояка!» – процедил Тотмин сквозь зубы и в тот же миг принял смелое решение: накренил самолет в обратную сторону, и плоскость его, как ножом, срезала плоскость машины врага. Ястребок вздрогнул. Герой-летчик оглянулся и увидел, что фашист, кувыркаясь и штопоря, падает на землю…»
За год участия в войне летчик-истребитель совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, в которых лично уничтожил семь немецких самолетов. Старший лейтенант Тотмин погиб 23 октября 1942 года в воздушном бою в 18 км севернее города Тосно Ленинградской области. Его самолет «Киттихаук» американского производства упал в болото на оккупированной территории. До своих 23 лет Николай не дожил двух месяцев.
Весной 1990 года части самолета и останки Тотмина были обнаружены поисковым отрядом в районе поселка Гладкое. Останки летчика были захоронены на его родине, в поселке Усть-Яруль Ирбейского района. Там бережно хранят память о герое – о нем расскажет вам любой житель поселка, где имя Тотмина носит одна из улиц. На его могилу приходит молодежь, мемориальная доска висит на школе, в которой учился летчик. Еще одна мемориальная доска установлена в городе Тосно на доме по улице Тотмина, 1. К сожалению, в Красноярске на улице, носящей имя героя, такой доски нет, и этот недочет давно пора исправить.



