В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Июнь 1943-го
Как и два предыдущих месяца, июнь 1943-го ушел у обеих сторон на подготовку к схватке, которая должна была определить ход войны.
Смогут ли гитлеровцы, оправившись после Сталинграда, попробовать еще раз склонить чашу весов в свою сторону, или на этот раз упустят все шансы на победу окончательно? Это сегодня мы знаем, что победа будет на стороне СССР. Но тогда этого не знал никто.
Генерал Н. Ф. Ватутин, командующий Воронежским фронтом, и вовсе считал, что судьбу не стоит искушать и надо самим нанести упреждающий удар. Но в целом советское командование сохранило хладнокровие, и в июне 1943 года РККА готовила невиданные по огневой мощи и глубине оборонительные линии на северном и южном фасах Курской дуги. К строительству оборонительных сооружений широко привлекалось и гражданское население.
Враг в свою очередь спешно подтягивал все, что мог, чтобы попробовать эту оборону преодолеть. Подтягивал не без труда – по приказу центрального командования в немецком тылу активно действовали партизанские отряды. Они устраивали диверсии на объектах инфраструктуры гитлеровских войск, развернули настоящую «рельсовую войну», задерживая доставку топлива и боеприпасов, собирали сведения от гражданского населения для подготовки к наступлению.
Для того чтобы скрыть от немцев подготовку к операции, проводилась ложная передислокация, строились фальшивые танки и аэродромы, вбрасывалась дезинформация в радиоэфир, распространялись ложные слухи.
А в целом на фронте в июне 1943 года наступило то самое затишье, которое бывает только перед бурей.
В это время в столице…
22 июня 1943 года, ко второй годовщине войны, в московском Центральном парке культуры и отдыха им. Горького развернулась выставка образцов трофейного вооружения, захваченного Красной армией в ходе сражений с фашистами. Крупногабаритные экспонаты – тяжелая техника и инженерное оборудование – размещались под открытым небом в парке и вдоль набережной Москвы-реки, экспонаты меньших размеров – стрелковое вооружение, радиостанции, обмундирование, знамена, награды – в двух крытых павильонах. Выставка работала по 1 октября 1948 года. Ее посетили более 7,5 миллиона человек.
«Живу в постоянном ожидании боя»

Именно в июне 1943 года, накануне Курской битвы, написал одно из последних писем своим родным Валентин Николаевич Попов – танкист, сибиряк, участник этого переломного сражения Великой Отечественной, в ходе которого он погиб, защищая Родину.
Валентин Попов родился в Енисейске 28 ноября 1922 года. К 1940 году окончил девять классов школы, вступил в комсомол.
28 июня 1941 года он был призван на фронт Енисейским районным военкоматом. В армии молодого солдата направили на курсы механиков-водителей танковых войск при Первом Ульяновском танковом училище. В 1942 году он окончил его в звании техника-лейтенанта. Ситуация с обучением и вводом в бой молодого пополнения в Красной армии была тогда не самой благоприятной. В тяжелых боях первых двух лет войны кадровая армия СССР была практически уничтожена. Так что в 1943-м шел процесс выковывания новой армии, которая и станет армией победителей. Но и в это время срок обучения был недостаточным.
Осваивать танк KB пришлось уже в ходе войны. Что значит осваивать? Пришли три танка, которые пригнали в город Ульяновск на площадь Ленина. Нам дали сесть в тяжелый танк, проехать до памятника Ленину, включить заднюю передачу и вернуться обратно, еще раз проехать до памятника Ленину, но уже переключившись с первой передачи на вторую, и вернуться обратно. С этим знанием танка KB я и ушел в 20-ю танковую бригаду на Бородинское поле. Остальное фронт дополнил… – вспоминал свое переобучение на тяжелые танки ветеран войны А. В. Бондарь.
Валентин Попов был направлен для прохождения службы в 129-ю танковую бригаду. К моменту начала Курской битвы соединение числилось в составе 13-й армии. Командующим бригады был полковник Н. В. Петрушин. Накануне сражения в бригаде числилось 49 танков: 10 КВ, 21 Т-34, 8 Т-70 и 10 Т-60.
Известно, что немецкое командование на лето 1943 года подготовило новую наступательную операцию, получившую название «Цитадель».
Валентин Николаевич в 1942 году был назначен механиком-водителем тяжелого танка КВ и к началу Курской битвы имел боевой опыт.
В конце июня 1943 года он писал родным:
Здравствуйте, родные! Сегодня получил от вас открытку за 18.05.43 г., за что большое спасибо. Живу я пока по-старому. Живу примерно так же, как жил до январского наступления, то есть – в постоянном ожидании боя, что очень невыгодно для нас. Сидеть и ожидать – очень скверное занятие, лучше – воевать. Меня удивляет то, что вы редко получаете мои письма. Я пишу на каждое ваше письмо и даже чаще. Да это и не удивительно, расстояние большое, транспорт загружен…
Январское наступление, о котором пишет Валентин, связано с Воронежско-Касторненской наступательной операцией, это отражено в документах 129-й ТБР. Операция проводилась силами Брянского и Воронежского фронтов. Тогда Красная армия нанесла поражение 2-й немецкой армии и наголову разбила 2-ю венгерскую армию, которая просто перестала существовать как боевая единица.
Валентин Попов в этих сражениях получил бесценный боевой опыт.
А в часы затиший он тосковал по малой родине, вспоминая дом. В майском письме Валентин писал:
Погода сейчас стоит неважная. Вот уже два дня идет дождь. Сделалось грязно и холодно. Да и вообще здесь погода какая-то забавная. Зимой идет дождь, а поздней весной холодно. У нас там, в далеком Енисейске, холодно бывает только зимою. Так что к этой природе я привыкнуть не могу. Кругом поля, а лесу только клочки, тогда как у нас, на моей родине – наоборот.
Однако затишье было кратким, а впереди – битва на Курской дуге. Валентин Попов с первых же часов оказался в самой гуще сражения, на северном фасе дуги. В задачи подразделения, в котором он нес службу, входила не только оборона занимаемых рубежей, но и нанесение контрударов по наступающим войскам вермахта.
Танкист-сибиряк был убит или 5-го, или 8–9 июля в боях за станцию Поныри, танк его сгорел. (Последнее письмо Попова датировано более поздней датой, чем его гибель в документах о потерях.) Станция имела большое значение как железнодорожная коммуникация, связывавшая Орел и Курск. К тому же здесь пролегала вторая армейская оборонительная линия советских войск. Бои за поселок разгорелись с самого утра 8 июля, когда противник при поддержке артиллерии, а также 1-й авиадивизии люфтваффе попытался овладеть Понырями.
Но ему это не удалось, и наступление немецких войск к 11 июля совершенно выдохлось, предопределив общий кризис «Цитадели». На этом рубеже русские солдаты стояли насмерть. В том числе наш земляк Валентин Попов, жизнь которого оборвалась в 21 год.
При подготовке публикации использованы материалы книг «Великая Отечественная война: месяц за месяцем» А. В. Евдокимова; «Прошу зачислить меня добровольцем» (авт.-сост. В. Ю. Ромашков).
Портрет Попова: из книги «Прошу зачислить меня добровольцем»



