В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер мы рассказываем о событиях каждого из этих месяцев, которые происходили на фронтах Великой Отечественной. О мужестве и героизме земляков-красноярцев, принимавших в них участие.
Май 1943-го
Третий май Великой Отечественной, как и предыдущий апрель, был месяцем подготовки к решающей битве. Причем готовились к ней обе воюющие стороны. Красная армия была уже совсем не такой, как в начале войны, а намного более окрепшей и боеспособной.
И осознание ее растущей мощи оказывало на гитлеровцев, можно сказать, два взаимоисключающих действия. С одной стороны, гитлеровские генералы, прежде всего Манштейн, торопились сами и торопили Гитлера нанести удар по РККА как можно скорее. С другой – сам бесноватый фюрер, обжегшись на штурме Москвы в 1941 г. и Сталинграда в 1942 г., откровенно трусил лезть в драку за Курск, не перевооружив свои танковые части новейшими «тиграми» и «пантерами». Именно в 1943 г. нацисты сделали очередную майскую заминку, приняв решение дождаться поступления в войска своих технических новинок. Это было одно из тех решений, которые гитлеровский генералитет уже после своего поражения в войне назовет «роковыми». Но далеко не факт, что, если бы Гитлер поддался уговорам Манштейна и попробовал начать наступление раньше, оно увенчалось бы для него успехом. Равно, кстати, как и наш упреждающий удар, который предлагал нанести на Курской дуге генерал Н. Ф. Ватутин. Риск и в этом случае был колоссальный.
Как бы то ни было, но в мае 1943 г. обе стороны взяли паузу, что для советской стороны было все же выгоднее. Наши фронты смогли подготовить эшелонированную оборону, разработать методы борьбы с хвалеными «тиграми». Но самое главное – советское командование могло тянуть паузу сколь угодно долго. Гитлеровцы, в тылу которых наконец-то зашевелились западные союзники СССР, рано или поздно должны были пойти в наступление. Иными словами, в мае 1943 г. нацисты попали в ситуацию цугцванга – все их ходы были заведомо неудачными, да еще в условиях цейтнота, когда надо было на что-то решаться быстро. Ну а советская Ставка проявила железную выдержку. Именно это в данной ситуации и требовалось.
Был ранен, но задачу выполнил
В мае 1943-го под Белгородом, а вскоре и на Курской дуге сражался уроженец нашего края Иван Иосифович АЛЬКОВ. После войны ветеран много лет верой и правдой служил в милиции. Он пользовался огромным уважением у коллег и жителей Красноярска.
Родился Иван Иосифович Альков в 1912 г. в деревне Малые Кныши Идринского района. В ноябре 1934 г. был призван в Красную армию на срочную службу. В ноябре 1937 г. Альков – уже командир отделения 3-го взвода 21-го строительного железнодорожного полка.
После службы вернулся на родину, пошел работать, строил планы дальнейшей мирной жизни. Но грянула война. 23 июня 1941 г. Ивана Алькова снова призвали в армию. В составе сформированного в Красноярске саперного батальона он был отправлен в Смоленск, на передовую, где шли оборонительные бои. Старший сержант Альков командовал саперным взводом 436-го особого саперного батальона 375-й стрелковой дивизии 30-й армии. Участвовал в боях на Калининском и Западном фронтах.

Фото: МУ МВД России «Красноярское»
События перед началом Курской битвы Иван Альков запомнил на всю жизнь. В мае – июне 1943 года под Прохоровкой, как рассказывал ветеран, саперам ставили задачи разминировать проходы для техники и пехоты. Солдаты еще не знали, что скоро на этом месте развернется крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны.
Днем под ураганным ружейно-пулеметным и минометным огнем противника выходить на задания было невозможно. Дождавшись наступления ночи, группа Алькова бралась за работу.
Однажды до рассвета успели сделать проходы в проволочном заборе противника, обезвредить и извлечь сотни мин. Иван Иосифович разряжал последние фугасы, когда вдруг раздался треск, ногу с силой отбросило вперед – пуля раздробила ему бедро. Самостоятельно идти он не мог, нога держалась буквально «на ниточке». Один из бойцов уложил командира на плащ-палатку и потащил в госпиталь. Лишь через два дня Ивану Алькову провели операцию, но пулю извлечь так и не удалось.
В городе Уральске, куда Иван Иосифович был доставлен через месяц после ранения, врачи предложили сделать вытяжение ноги, ставшей за это время короче. Солдата привязали ремнями к станку и без наркоза с помощью специального приспособления вытянули ногу на пару сантиметров.
После ранения, в 1944-м, Иван Альков был демобилизован из армии. К службе в милиции его признали негодным, но призвание и сила воли оказались сильнее диагнозов. Иван Иосифович сумел убедить руководство сделать для него исключение. С 1944 г. он работал в органах прокуратуры Красноярского края. Затем более семи лет – старшим оперуполномоченным в линейном отделении милиции на станции Красноярск, а с 1958 г. – в органах внутренних дел края.
Пулю немецкого снайпера из бедра правой ноги ему извлекли лишь в 1996 г., спустя 53 года. В Народном музее истории органов внутренних дел Красноярского края хранятся личные вещи Ивана Иосифовича: трофейная немецкая бритва, саперная лопатка, земля с Курской дуги и та самая пуля.
– История жизни Ивана Алькова – это невероятный пример отваги, самоотдачи, силы духа, стойкости, – рассказывают экскурсоводы музея его молодым посетителям.
Капитан милиции Иван Иосифович Альков вышел в отставку в 1973 г. с должности заместителя начальника ОВО Октябрьского РОВД Красноярска. Вот так, «в виде исключения», он прослужил в органах внутренних дел 30 послевоенных лет.
Ветеран был награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией» и другими.
Из наградного листа:
Старший сержант, член ВКПБ Альков Иван Иосифович в батальоне с февраля 42 года. Участник Отечественной войны с первых ее дней. В боях за город Белгород т. Альков возглавлял группу на посту наблюдения, а в ночь с 25 на 26 мая 1943 г. сам изъявил желание идти во главе группы саперов-разведчиков – группа входила в состав общевойсковой разведки, действующей на участке 1243 стрелкового полка. Т. Алькову с группой было поручено проделать проходы в проволочном заграждении и минных полях противника и пропустить общевойсковую разведку в расположение противника. Тов. Альков с группой саперов поставленную задачу выполнил на отлично, сделав два прохода в проволочном заборе и в минном поле противника, сняв при этом и обезвредив семь немецких мин.
В ночь с 7 на 8 июня 1943 г. товарищ Альков с группой саперов-разведчиков под ураганным оружейным и минометным огнем противника сделал проход в заборе и минном поле противника на 30 м и извлек мин в количестве 28 штук. Во время выполнения задачи товарищ Альков был ранен в ногу, но не уходил с поля боя, пока не выполнил задачу. Т. Альков вполне заслуживает правительственную награду – орден Красной Звезды.
Командир – майор Твердола.
При подготовке публикации использованы материалы книги Александра Евдокимова «Великая Отечественная война: месяц за месяцем»



